Процедура защиты ВКР

Не позднее, чем за месяц до защиты, выпускающая кафедра организует предзащиту ВКР, на которой студент докладывает о результатах своей научно-исследовательской деятельности, а также принимается решение о допуске к защите ВКР.

На основании анализа содержания ВКР научный руководитель решает вопрос о допуске к защите в Государственной аттестационной комиссии (ГАК). После завершения написания ВКР, экземпляр рукописи перепечатывается в чистовом варианте и должен быть сброшю­рован в специальной папке. Затем он подписывается на титульном листе автором работы, научным руководителем и передается рецензенту для получения отзыва. После написания рецензии рецензент также расписывается на титульном листе ВКР.

Рецензия оформляется по установленному образцу и должна включать в себя следующие моменты:

− актуальность темы;

− практическая значимость;

− профессиональный уровень выполнения и оформления работы;

− достоинства и недостатки работы;

− возможность практического использования;

− оценка работы по шкале «отлично», «хорошо», «удовлетворитель­но», «неудовлетворительно»;

− возможность присвоения автору работы искомой квалификации (форма рецензии в приложении V).

Полностью оформленная ВКР (с отзывом рецензента и научного руководителя) передается за­ведующим кафедрой, в срок не позднее трех дней до установленной даты защиты, декану факультета для подписи и пред­ставления в ГАК.

После получения допуска к защите ВКР студент готовит выступле­ние (доклад), электронную презентацию доклада (пример в приложении VIII), при необходимости – сопроводительные документы и раздаточные материалы. Содержа­ние выступления и наглядной информации согласовываются с научным руководителем. Выступление представляет собой сжатое изложение ос­новных, наиболее значимых итогов работы.

Структура выступления, как правило, представлена тремя частями. В первой части воспроизводятся основные положения введения к ВКР: кратко обосновывается актуаль­ность темы работы, формулируется цель и наиболее важные задачи иссле­дования, называются объект и период исследования, перечисляются мето­ды и приемы, использованные в работе. Вторая часть выступления представляет собой краткое изложение главных положений основной части ВКР. Основные положе­ния главы, в которой рассматриваются теоретические аспекты исследуемой проблемы, в докладе излагать не рекомендуется (если работа не носит характер теоретического исследования изучаемых вопросов). Третья часть выступления является заключительной. Она строится на основании содержания выводов и предложений (заключения) пред­ставленных в работе. Здесь целесообразно кратко (по пунктам) сформу­лировать общие выводы, не повторяя более частные обобщения, сделан­ные при характеристике разделов основной части, и перечислить свои предложения по поводу решения изученных проблем, подчеркнув при этом практическую значимость проведенного исследования.

Продолжительность выступления студента во время защиты – 7-10 минут.

При написании выступления по результатам исследования наиболее важные, ключевые положения целесообразно проиллюстрировать данны­ми, приведенными в таблицах, графиках, диаграммах. Это, с одной сторо­ны, будет способствовать повышению достоверности и аналитичности при восприятии излагаемого материала, а, с другой, − позволит не перегружать текст доклада цифровыми данными. Количество иллюстративного материала зависит от темы работы, но обычно бывает достаточно 4–5 таблиц или иллюстраций. Их избыточность рассеивает внимание слушателей, чем нарушает логику изложения и цело­стность восприятия материала.

Практикой выработан ряд основных правил написания и чтения на­учного доклада, облегчающих восприятие слушающими информации:

1. Цифры (особенно многорядные) в докладе рекомендуется записывать только прописью, по возможности, округляя их.

2. Во избежание ошибок при чтении следует избегать сокращения слов.

3. В многосложных и труднопроизносимых словах следует расставить знаки ударения.

4. Ключевые слова, несущие максимальную смысловую нагрузку, целесообразно выделить в тексте полужирным шрифтом.

5. По возможности рекомендуется избегать местоимений (лучше по­вторить существительное).

6. Не следует перегружать текст подчиненными и придаточными предложениями.

7. Необходимо постоянно контролировать свою речь, следить за дикцией, темпом, громкостью и интонацией при произношении. С этой целью рекомендуется несколько раз предварительно прочитать вслух текст доклада, фиксируя время чтения.

8. Следует заранее подготовиться к ответам на замечания, высказан­ные рецензентом, изложив ответы в письменной форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: