Формирование государственной системы Киевской Руси (IX—X вв.)

Общественный строй На ранних этапах становления Древнерусско- го государства форма общественных отношений была представлена военной демократией, которая, включала участие всех членов пле- менного союза (мужчин) в решении жизненно важных вопросов, всеобщее вооружение населения (народное ополчение), а также на- родным вече как высшим органом власти.

К IX—X вв. дофеодальный период общественного строя у вос- точных славян закончился, сформировалась государственная и хо- зяйственная система Древнерусского государства переходного типа, феодального в своей основе. Складывались новые экономические от- ношения — феодальная земельная собственность, подчинение мел- ких производителей господствующим классам, углубление классовой дифференциации и т.д. Господствующее, эксплуатирующее военно-


руководящее меньшинство поначалу представляла старая родопле- менная аристократия — вожди, жрецы, старейшины и др. Другую, большую часть населения составляли крестьяне-общинники, посте- пенно попадающие к ним в зависимость с помощью внеэкономиче- ских (захват, насилие) и экономических (кабала, долг) мер. Захва- ченные в плен обращались в рабов (холопов) и использовались на вспомогательных работах. Социальная дифференциация в то же вре- мя заметно тормозилась устойчивостью соседской общины и наличи- ем патриархального рабства, не получившего дальнейшего перерожде- ния в классические рабовладельческие отношения.

Основную ячейку общественного устройства Руси составляла соседская, территориальная община — орган местного крестьянско- го самоуправления — «мир» или «вервь» (от слова «вервие» — верев- ка, которой измеряли участок земли). Земельная община удержива- лась на Руси значительно дольше, чем на Западе. И хотя в итоге она не предотвратила формирования зависимых отношений классово- го общества, но сумела избавить от массового рабства, по-своему способствовала переходу восточных славян от первобытного строя к феодальному, минуя рабовладельческий, к тому же на Западе уже изжитый. Да и сама классовая структура и аппарат классового угнете- ния создавались в Древнерусском государстве на основе не рабовла- дельческой, а других переходных форм — дань, плен, ограбление и пр.

Роль общины Община на Руси представляла собой замкнутую соци- альную систему, призванную организовать все виды жизнедеятельности человека — трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофунк- циональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравни- тельности, являлась коллективным собственником земли и угодий, а внутреннюю жизнь организовывала на принципах прямой демо- кратии — выборности, коллективном принятии решений и пр. Она перераспределяла земельные наделы, решала налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, судебные споры, расследовала преступления и осуществляла нака- зание за них.

Государственное устройство Фактически государственное устрой- ство держалось на договоре между князем и народным собранием, вечевым сходом — вече (от ст.-слав, вет — совет), выросшим из тра- диций племенных сходов. В Лаврентьевской летописи подчеркива- лась изначальность обычая сходиться на вече у смолян, киевлян, полонян и др. Постепенно оно приобретало все более формализо- ванные черты: заранее подготовленная «повестка дня», предвари- тельный подбор кандидатов на выборные должности, организаци- онные начала в руках старейшин («старцев градских») и пр.

Состав вече был довольно демократичным. Все взрослое (муж- ское) свободное (правоспособное) население города (посада) и при- легающих поселений (слобод) шумным одобрением или возражени-


ем принимало большинством голосов важнейшие решения при уча- стии, а порою и под руководством, знати. На вече обсуждались та- кие вопросы, как война и мир, оборона, кандидатуры князей и по- садников, земельные и финансовые ресурсы волости, санкцио- нировались денежные сборы, смещались представители админист- рации и т.д. В Новгородской и Псковской республиках народное собрание обладало высшей законодательной и судебной властью. Здесь в распоряжении вече находились финансы и земельный фонд. Обязательные атрибуты были представлены вечевым колоко- лом, сзывавшим на народное собрание, и специальным возвышением над площадью — трибуной (степенью). Собиралось вече на специаль- но отведенных местах: в Киеве — у Софийского собора, в Пскове — у Троицкой церкви. В большом городе могло быть несколько вече- вых собраний. Исполнительные функции возлагались на совет, куда входили «лучшие люди» (городской патриархат, старейшины). Однако уже в XI в. роль вече как практического демократического института начинает несколько ослабевать, сохраняя свою силу лишь в «старших» городах — Новгороде, Пскове, Киеве и некоторых других.

Ополчение и дружина Важную особенность Киевской Руси, сло- жившуюся вследствие постоянной внешней опасности, прежде всего степных кочевников, составляло всеобщее вооружение народа — народное ополчение, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). В городских центрах существовали тысяцкие — предводи- тели военного городского ополчения. Именно многочисленное на- родное ополчение, подчинявшееся не князю, а вече, зачастую ре- шало исход сражений.

Оборонительные и наступательные войны, сплачивавшие славян в племенные союзы, выдвигавшие талантливых и смелых племен- ных вождей и князей, способствовали формированию княжеских дружин. Они составляли основу военной организации государства. Выделяясь из массы рядовых воинов, или воев, сравнительно не- большая в количественном отношении дружина представляла собой вооруженный конный отряд. Она разделяла с князем все житейские тяготы, всегда была готова к походам, стремилась своими ратными подвигами прославить князя, а себе — добыть чести и богатства. Дружинники жили на княжеском дворе или вокруг него. В IX—X вв. существовали компактные поселения дружинников.

Дружина, возглавляемая князем, состояла из опытных воинов (мужей) и составляла старшую, «большую», «переднюю» дружину, порою в значительной степени определявшую политику князя. Младшая дружина была представлена отроками, детьми боярскими. Известно, что боярские и княжеские сыновья уже в трехлетнем воз- расте сажались на коня, а с двенадцати лет отцы брали своих сыно- вей в походы. Старшая и младшая дружины отличались возрастом ее членов, их знатностью, богатством, влиянием на князя. Из аристо- кратической верхушки дружины выделялись категории бояр.


Взаимные обязательства, связавшие князя и дружину, фактиче- ски составляли основу Древнерусского государства. Князь совещал- ся («думал») с дружиной, принимая важнейшие решения о военных походах, сборе дани, строительстве городов и крепостей и др. Стар- шим дружинникам отводились наиболее почетные и ответственные должности: воевод, тысяцких, сотских и т.д. Князь заботился о со- держании — «кормлении» дружины, которая существовала за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани, судебных сборов и пр.

Налоговая система Военные походы, управление государством, лич- ные потребности княжеского двора и его дружины требовали зна- чительных средств. Существенную лепту в эти поступления вносила система дани, налогов. Ключом к пониманию социально-экономи- ческого и общественного строя Древнерусского государства может служить «полюдье» — сбор дани со всего свободного населения («людей»), хронологически охватывающее конец VIII — первую по- ловину X в., а на ряде территорий и до XII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства. Теперь

«призванные» князья стали «володеть», т.е. управлять и собирать дань уже не в виде грабежа, а «по праву», по условию, не оставляя, од- нако, завоевания и грабежей других племен, расширяя тем самым ареал своих владений.

Так, воинственный князь Олег, завоевав чудь, мерю, весь, ут- вердившись в их городах, облагает данью подвластных ему словен, кривичей, мерю. С Новгорода «ради мира» устанавливает ежегодную дань в размере 300 гривен (гривна — денежная единица в Древней Руси), которая платилась до смерти князя Ярослава, середины XI в. Киевский князь Игорь (912—945) продолжал традиционный сбор дани с древлян, пытался собрать его дважды и был ими убит. Его вдова, княгиня Ольга (945—966), жестоко отомстив за мужа, все же пошла на фиксирование размера дани, установив «уроки», и опре- делила специальные пункты — «погосты» и сроки ее сбора.

Полюдье было хорошо налаженным государственным делом. Местные князья заранее из отдаленных районов собирали дань с кре- стьянского населения и свозили к местам ее концентрации (погостам), через которые ежегодно, с ноября по апрель, по санному пути киев- ский князь с дружиной совершал объезд огромной, до 1,5 тыс. км, территории. Масштабность данного мероприятия была значитель- ной, и не случайно слово «полюдье» вошло в язык греческого царя и скандинавских сказаний в русской транскрипции.

Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск, меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины. Оно составляло довольно весомую долю древнерус- ского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь


из пленных или попавших в тяжелую кабалу людей. Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий. Русские сухопутные кара- ваны достигали Багдада по пути в Индию1.

В дальнейшем внеэкономические формы эксплуатации (дань, полюдье) начали уступать место экономическим, основанным на праве собственности. Складывалась система разнообразных нало- гов, торговых, судебных и других пошлин. При этом налоги соби- рались в основном мехами. А мех куницы или белки соответствовал определенной денежной единице. Интересно, что если мех терял свой товарный вид, а княжеский знак на нем сохранялся, то плате- жеспособность его оставалась неизменной.

Принятие христианства В целях укрепления центральной власти князь Владимир I Красное Солнышко (980—1015) провел религиозные реформы.

ВЛАДИМИР ВЕЛИКИЙ ИЛИ СВЯТОЙ Первые годы княжения Вла- димира были омрачены жестокостью его характера, наклонностью к многоженству и ревностным поклонением идолам. Он завоевал Червонную Русь или Галицию, победил ятвягов, воевал с камскими болгарами. Самым важным делом его княжения было утверждение на Руси христианства. Владимир решился быть христианином... Вла- димир принял крещение в Корсуни в церкви Св. Василия (988), а за ним крестились и многие из его дружины. После крещения великий князь вступил в брак с Анною (сестрой византийских императоров). По возвращении в Киев крестил свой народ... Торжественно совер- шился обряд крещения. Для защиты русских пределов от внешних не- приятелей, особенно печенегов, он построил новые города. Владимир дожил до старости и скончался в селе Берестове (под Киевом). Он по- гребен в Десятинном храме Богородицы. Церковью причислен к ли- ку святых, назван «Равноапостольным» (Иллюстрированная хроноло- гия... С. 13-14).

Вначале он попытался упорядочить языческий культ, установив систему шести богов во главе с богом грозы и войны — Перуном. Однако язычество к тому времени уже утратило былую естествен- ность и привлекателбность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность. Кроме того, местные языческие культы и их служители — волхвы — носители вечевых традиций управления, мешали укреплению верховной власти. Ознакомление с разными религиями показало, что православное христианство, а также определенное преобладание и господство государственного мышления над национальным самосознанием наиболее соответствовало потреб-

1 Необходимость в полюдье отпала к концу X в. С ликвидацией автономии вос- точнославянских княжеств эта функция была возложена на «наместника» волос- ти — представителя киевской династии, назначаемого великим князем.


ностям Руси того периода. Великий князь, окрестившись в 988 г., энергично, а порою и довольно жестко, проводил утверждение хри- стианства в государственном масштабе. Принятие христианства, усилившее великокняжескую власть, способствовало развитию го- сударственности, феодальной идеологии, культуры1. Крещенная Русь становилась как бы под божие заступничество. Княжеская власть обретала божественное происхождение. Христианская мораль семьи создавала условия для поддержания общественного мира, по- корности трудящегося народа. Феодальная собственность и подчи- ненность властям освещалась церковью. Тесно связанная с государ- ством церковь все более становилась важным элементом полити- ческой системы. Во главе православной церкви стоял митрополит, первоначально назначаемый из Византии. Ярослав Мудрый установил традицию русских митрополитов, назначив киевским митрополитом государственного деятеля и писателя русского происхождения — Ила- риона. Все население страны было обязано платить в пользу церкви налог — десятину (десятую часть своих доходов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: