Государственный строй в Древнерусском государстве (XI—XII вв.)

Формирование структуры государственного управления Поли- тическая и социально-экономическая эволюция Киевской Руси по- степенно закладывала основы социальной структуры и государст- венного управления, во многом напоминавшие западные институты вассалитета и включавшие понятие свободы, предоставление васса- лам автономии. Так, вассал был обязан оказывать содействие сво- ему сеньору, участвовать в военных походах, платить дань. В свою очередь сеньор обеспечивал своих вассалов землей и защищал от любых посягательств.

Сложившийся государственный строй в Древнерусском госу- дарстве представлял собой раннефеодальную монархию; это была своеобразная федерация княжеств, во главе которой стоял вели- кий князь киевский, сначала носивший восточный титул — каган, а с XI в. — великий князь. Местные князья, возглавлявшие племенные союзы, участвовали во внешнеэкономических акциях великого князя.

Принцип передачи власти Киевская Русь управлялась вначале выборным, а позднее наследственным князем. Сыновья князя раз- мещались в качестве наместников в главных городах и платили отцу дань. Со смертью отца земли разделялись между сыновьями. Пона- чалу в Киевском государстве руководствовались родовым принципом наследования. Освободившийся престол передавался не старшему

1 Кстати, договоры с Византией, составленные русскими князьями, подтверждают наличие русской письменности до принятия христианства.


сыну, а старшему в роде, т.е. следующему брату отца, а если его не имелось — старшему племяннику. Таким образом, сын мог рассчи- тывать на наследство только после смерти более старших родствен- ников. При этом новый великий князь переселялся в Киев из прежнего своего княжества вместе с дружиной и боярами, а другие князья в свою очередь перемещались по старшинству в княжества, ближайшие к Киеву. Нередко этот принцип нарушался, ситуация запутывалась, вызывая непримиримую вражду внутри семьи и жес- токие разборки между родственниками.

Постепенно традиция родового наследования стала заменяться принципом отчинности, т.е. передачи престола от отца к сыну. Что, в свою очередь, вело к определенной отчужденности, разобщенности, недостаточной политической устойчивости государства. Так, к при- меру, Ярослав Мудрый (1019—1054) в целях единения страны, сохра- нения управления внутри одной княжеской семьи, помня о тяжести междоусобиц после смерти своего отца Владимира Красное Сол- нышко, разделил Русь на пять княжеств по числу своих сыновей. Так началось раздробление Руси, длившееся почти пять веков.

ЯРОСЛАВ I МУДРЫЙ Ярослав I Мудрый, сделавшись великим князем киевским, хотел завладеть волостями умерших братьев, но встретил опасного соперника в лице Мстислава Тмутараканского, известного под названием Удалого. Только после смерти Мстислава ему удалось объединить всю Русскую землю под своей властью, кроме полоцкого княжества. Одержав блестящую победу над печенегами, он навсегда освободил Русь от их нападений. При нем был последний морской поход на Византию... Он заселял пустынные места, построил города Юрьев и Ярославль и замечательные соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде, распространял христианство и грамотность, основал училище в Новгороде. В его княжение было положено начало Кие- во-Печерской Лавре в 1051 г. Ярослав пользуется славою первого русского законодателя: ему приписывают издание так называемой

«Русской Правды» — письменных законов на славянском языке.

За свою деятельность получил название Мудрого. Умер в 76 лет. Он разделил Русскую землю между своими сыновьями, и с этих пор начала развиваться на Руси удельная система (1054). Похоронен в Кие- ве в храме Св. Софии {Иллюстрированная хронология... С. 17—18).

Княжеская власть В то же время пространственная и геополитиче- ская ситуация требовала сильной княжеской власти. Великому кня- зю принадлежала верховная законодательная власть. В руках вели- кого князя, являвшегося главой администрации, сосредотачивалась и исполнительная власть, выполнялись также и судебные функции. Многие крупные законы были изданы великими князьями и носи- ли их имена.

Великий князь (конязь — предводитель войска, сидящий на коне), будучи военачальником, возглавлял войско и водил его в бой. Так, Владимир Мономах (1113—1125) в конце жизни вспоминал о 83-х своих


крупных походах. Нередко князья были ранены или даже гибли в бою, как, например, воинственный князь Святослав (942—972).

РОЛЬ городов В Киевской Руси получило развитие и городское хозяйство. Неслучайно иностранцы называли ее Гардарикой — стра- ной городов. Число городов быстро росло. Если в IX—X вв. их насчи- тывалось более 25, то в XI в. городов было уже более 80, а к 30-м годам XII в. — около 3001. Наиболее привилегированную группу населе- ния составляли купцы, особенно гости, которые вели иностранную торговлю. Широкой известностью пользовалось искусство ремеслен- ников (строителей, гончаров, кузнецов, оружейников, ювелиров и др.). Это была довольно грамотная часть населения, о чем свидетельст- вуют авторские надписи на изделиях и многочисленные берестя- ные грамоты.

Таким образом, в Древней Руси уже тогда складывались сосло- вия, скрепленные единством трудовой деятельности, социально- производственных интересов и правового статуса.

Аппарат управления В процессе развития феодализма в Киевской Руси складывался аппарат управления, ведавший сбором пошлин и тарифов, судопроизводством, княжеским дворцовым хозяйством и пр. Вначале имела место численная, десятичная система управления, возникшая в военной организации, пока еще не отделявшая цен- тральное управление от местного. Именно начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие стали теперь воз- главлять соответствующие звенья государства. К примеру, если за тысяцким сохранилась функция военачальника, то сотскому дове- рялись городские судебно-административные дела. Позднее деся- тичная система переросла в дворцово-вотчинную, соединив управ- ление великокняжеским дворцом с государственным управлением. Так, отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты.

Изменение роли дружины Историки отмечают существенные изменения, происходившие в составе и структуре дружины XI—XII вв. В ходе участившихся в этот период междоусобиц нередко поги- бали дружинники, наиболее преданные князю. К тому же старшие дружинники постепенно начали обзаводиться землей, собственным хозяйством и порою ослабляли связи с княжеским двором. Между тем младшая дружина оставалась при князе. Ее отдельные предста- вители при поддержке князя зачастую получали определенные пре- имущества перед старшими дружинниками. В свою очередь, многие дружинники становились слугами при дворе и в княжеском хозяй- стве (тиуны), писцами, занимались сбором налогов и пр. Это рас-

1 Буганов В.If., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в Рос- сии. М., 1980. С. 59.


творение значительной части дружины в административных и хо- зяйственных делах и обязанностях заметно ослабляло ее боеспособ- ность, требовало создания профессиональной военной службы, со- стоящей на полном княжеском обеспечении. В итоге, к концу XII в. дружинную организацию на северо-востоке Руси сменил государев двор со штатом военных слуг — будущее дворянство. Разные исследо- ватели окончательное исчезновение дружины относят к XII—XIV вв.

Бояре и Боярская дума Влиятельную группу крупных феодалов составляли бояре (от древнерус. боляр — боец, дружинник). Боль- шинство историков разделяют бояр X—XI вв. на княжеских (княжих мужей) и земских (старцев градских, потомков родоплеменной зна- ти). Они представляли высший слой общества и были обязаны слу- жить в войске князя, оставаясь полными хозяевами на своей земле.

Великий князь в своей деятельности опирался на совет старей- шин и дружину. В состав совета (Боярской думы) в IX—XII вв. вхо- дили дружинники, местная знать, представители городов, иногда духовенство. И хотя Дума как совещательный орган не имела по- стоянного состава, юридически не была оформлена и созывалась по мере надобности, ее влияние на политику князя было весьма ощу- тимым. Она принимала участие в решении важнейших государст- венных вопросов: избрание князя, объявление войны и мира, за- ключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Совет символизировал права и автономию вассалов и обладал правом вето. Младшая дружина, включавшая, как было отмечено выше, боярских детей и отроков, дворовую при- слугу, как правило, в совет князя не входила. Но в разрешении важных вопросов тактического характера князь обычно советовался с дружиной в целом.

На местах управление находилось в руках местных князей, в го- родах — посадника (представителя княжеской администрации), би- ричей (представителей низшего звена княжеской администрации, объявлявших княжеские указы, собиравших подати, вызывавших ответчиков в суд и пр.), а в сельской местности — волостеля. За свою работу они получали «корм». Так складывалась система

«кормления» — сборов с местного населения.

Хотя судебные органы пока еще не сложились, их функции осу- ществлял либо сам князь или представитель администрации, либо специальное должностное лицо — вирник и многочисленные его по- мощники, проводившие сбор штрафов и пр. Судебными полномо- чиями обладали также церковные органы и феодалы-вотчинники.

Законодательная система. Русская Правда Формированию го- сударственности в Киевской Руси сопутствовало становление и раз- витие законодательной системы. Исходным ее источником явля- лись обычаи, традиции, мнения, пришедшие из первобытнообщин- ного строя.


Среди ранних известных памятников русского права — Закон русский (видимо, свод устных норм обычного права), договоры Руси с Византией 911, 944, 971 гг., относящиеся к международному, торго- вому, процессуальному и уголовному праву главным образом в дру- жинно-купеческой среде; церковные уставы X—XI вв., содержащие нормы брачно-семейных отношений, определения преступлений про- тив нравственности и церкви и пр.

Наиболее крупным памятником, подлинным сводом древнерус- ского права, широко отразившим особенности политического и со- циально-экономического строя Древнерусского государства, явля- ется Русская Правда. Поражая высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из: Отдельных норм Закона русского; Древнейшей Правды или Правды Ярослава1; Дополнения к Правде Ярослава (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.); Прав- ды Ярославичей (Правды Русской Земли, утвержденной сыновьями Ярослава Мудрого)2; Устава Владимира Мономаха, включавшего Устав о резах (процентах), Устав о закупах и др.; Пространной Рус- ской Правды.

Первоначальный текст Русской Правды не сохранился, и до нас дошло более ста списков этого документа, включающего три ос- новные редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая редакция (Краткая Правда), подготовленная не позднее 1054 г., представляет собой древнейшую редакцию и состоит из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона вирного, Урока мостников.

С именем Владимира Мономаха связана Пространная редакция, возникшая не ранее 1113г. и включившая Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха.

ВЛАДИМИР II МОНОМАХ Славный победами, Владимир Всеволодо- вич Мономах, называвшийся так в честь своего деда по матери, ви- зантийского императора Константина Мономаха, был избран еди- нодушно на княжеский престол в Киеве, хотя он и не был старшим в роде. Византийский император прислал ему драгоценный венец и золотые бармы (оплечье), которыми русские цари украшаются при венчании на царство. Кроткий нравом, правдивый, богобоязненный, храбрый воин, он заботился о сохранении мира среди удельных кня- зей, о водворении правильнаго суда и порядка среди своего народа; установил виры, т.е. штрафы по уголовным делам в пользу обижен- ных, определил размер процентов при займах и дополнил «Русскую Правду» новыми постановлениями. Летопись называет его «брато- любием, нищелюбцем и добрым страдальцем за Русскую землю». Во

1 Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины.

2 Смысл дополнений «Правды Ярославичей» — защита имущества феодала и его вотчины.


время его княжения на Руси водворилась тишина: усобицы между князьями прекратились, половцы присмирели. Достигнув преклон- ных лет (72 г.), он скончался, оставив детям поучение, которое сове- тует им почаще читать. Из советов Мономаха замечательны следую- щие, а именно, не нарушать клятв, не убивать ни правого, ни виноватого и не повелевать убивать {Иллюстрированная хронология... С. 24-25).

В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха — внука Яросла- ва Мудрого, в г. Любече прошел съезд князей, целью которого ста- вилось устранение усобиц и принятие мер к охране русской земли от половцев. Вводились новые правила организации власти на Ру- си. Каждый князь «держал отчину свою». Однако этот принцип не стал непреложным законом, усобицы возобновились. Владимир Мономах, выделяясь государственностью ума, силой воли и энер- гичной деятельностью, провел крупную переработку Русской Прав- ды. Внесены дополнения и изменения, в частности, ограничивав- шие произвол ростовщиков, определены три случая обращения бедняка в холопа, вводились меры по охране имущественных прав купечества. Им был введен Устав о закупах, регламентировавший кабально-долговые и заемные отношения, отчасти ограждавший личные и имущественные интересы закупов, несколько снизил проценты, взимаемые ростовщиками с бедных горожан и пр.

Владимир Мономах остался в исторической памяти как талант- ливый правитель государства, все силы положивший на укрепление единой власти, сохранение единства страны и ее преобразование.

«Поучение Мономаха детям* — подлинное пожелание своим потом- кам: почитание старших, соблюдение законов, чтобы не было на Руси тяжб и ссор из-за земли и междоусобиц, чтобы страна остава- лась сильной, единой, хорошо управляемой.

В основу эволюции Русской Правды легло постепенное рас- ширение правовых норм от княжеского (доминиального) закона к среде дружины, определения штрафов за различные преступле- ния против личности. Закон предусматривал неравноправие людей, относящихся к разным социальным группам (дружинники, феода- лы, сельские общинники, челядь).

Определенные юридические привилегии предусматривались и для таких групп населения, как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане (управляющие вотчиной) и т.п. За убийство пред- ставителя привилегированного слоя устанавливалась более высокая уголовная ответственность и особый порядок наследования недви- жимости (земли).

К юридически и экономически независимым категориям отно- сились посадские люди и смерды-общинники, которые платили налоги и несли определенные повинности в пользу государства. Так, свободный смерд-общинник имел право завещать имущество своим детям, но землю — только сыновьям. При отсутствии наслед-


ников собственность поступала в общинное владение. Смерд обладал также юридическим правом на защиту своей личности и имущества и нес соответствующую ответственность за совершенные преступ- ления или проступки.

Категории зависимых людей Наряду со свободными смердами Русская Правда упоминает зависимых людей — закупов, рядовичей и др., обладавших своим хозяйством, но попавших по тем или иным причинам в частичную зависимость от феодала и отрабатывающих значительную часть времени на вотчинных землях. Так, в Простран- ной Правде содержится Устав о закупах. Закуп — человек, взявший у феодала какую-либо ценную «купу» (заем) в виде земли или денег, зерна или скота и пр. При этом объем долговой отработки опреде- лял сам кредитор. Зачастую закуп работал на феодала лишь за про- центы, а взятую в свое время «купу» следовало вернуть полностью. Определенный предел этой кабальной зависимости был положен Владимиром Мономахом. После восстания закупов в 1113 г. уста- навливаются пределы допустимых размеров процентов за «купу». Этим законом охранялась личность и имущество закупа. Однако за преступление закуп мог быть обращен в холопа (раба). Подобная участь его ожидала и в случае неуплаты долга или побега. Так была открыта страница закабаления, постепенного закрепощения быв- ших свободных общинников.

Полный холоп или «невольничья челядь» не обладал никакой собственностью, все, чем он пользовался, принадлежало господину. Между тем, жизнь холопов, составляющих особый обслуживающий персонал княжеского или боярского двора (слуги, воспитатели детей, ремесленники и др.), защищалась более высокими наказаниями.

Русская Правда вносила определенную регламентацию в источ- ники холопства. Среди них — самопродажа в рабство одного чело- века или всей семьи, женитьба на рабе или рождение от раба, утеря статуса свободного человека при поступлении в услужение без спе- циальной оговорки, совершение тяжкого преступления, бегство за- купа от господина и др. Плен, однако, как источник рабства в Рус- ской Правде отражения не нашел. И все же для Древнерусского государства закрепощение крестьян, прикрепление их к земле и лич- ности феодала пока не было характерно.

Весьма дифференцировалась вира {штраф) за убийство или на- несение увечий. Ее размер зависел от категории пострадавшего: 80 гривен (гривна — единица денежного счета, соответствовавшая 50 г серебра) за «лучших людей», 40 — за простого свободного че- ловека, 20 — за нанесение тяжких увечий и т.д. При этом вира по- ступала в казну, а пострадавший получал денежное вознаграждение. Жизнь зависимых людей ценилась низко: 12 или даже 5 гривен, что и вирой не считалось.


Мстислав (1125—1132) был последним князем единой Руси, с его смертью Русская земля окончательно распалась, начался длитель- ный период феодальной раздробленности.

МСТИСЛАВ I ВЛАДИМИРОВИЧ Мстислав 1 Владимирович, старший сын Владимира Мономаха, после смерти своего отца утвердился на киевском престоле. Он был достойным преемником отца: усердно трудился для блага страны и держал в повиновении удельных князей. Он завладел Полоцким княжеством и отдал его своему сыну Изясла- ву, а полоцких князей изгнал в Грецию. (Иллюстрированная хроноло- гия... С. 26).

Вотчина как форма организации производства В Правде Яросла- вичей нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных. В статьях Рус- ской Правды упоминаются клети, конюшни, хлевы, пашни, луга, орудия труда земледельца и охотника, скотный двор и т.д. Управлял вотчиной огнищанин (княжеский дворецкий). Княжий подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, применялся труд ремесленников. Есть упоминание и о торге (рынке), и о купеческой торговле.

В IX—XII вв. сложилось Древнерусское государство — Киевская Русь как государство исторически переходного типа, как основной институт политической системы классового общества, охраняющий его экономические и социальные структуры. Основными признака- ми этого процесса стали: наличие особой системы органов и учреж- дений, осуществлявших функции государственной власти; наличие права, закрепляющего определенную систему норм, санкциониро- ванных государством; наличие определенной территории, на кото- рую распространялась юрисдикция данного государства.

Центральную власть представлял князь, именуемый в XI в. ве- ликим князем. Главной военной и фискальной силой государства была дружина, обладавшая внутрисословной демократией. Из дру- жинного сословия формировалась государственная администрация. Старшая дружина составляла знатную боярскую верхушку, ближай- шее окружение князя, княжескую думу. Из их же числа назначались воеводы, посадские, тысяцкие. Основой будущего сословия служилых людей стали представители младшей дружины. Из их состава выдви- гались тиуны (управляющие княжеских вотчин), данники и мытники и другие низшие должностные лица. Таким образом, Древнерусское


государство стремилось обеспечить свои важнейшие функции как внешней безопасности, так и внутренней стабильности и обществен- ного порядка, а также фискальные и другие функции.

Древнерусское государство включало огромную по тому времени территорию, превышавшую 1 млн км2с населением более 4,5 млн человек, и оказывало значительное влияние на судьбы мирового исторического процесса. Древняя Русь стала колыбелью трех круп- ных славянских народов — русского, украинского и белорусского. Будучи полиэтническим государством, Киевская Русь стала приме- ром равноправия всех народов, о чем говорил в своем «Слове о за- коне и благодати» русский митрополит Иларион (XI в.).

Вопросы для повторения

1.КакосуществлялосьстановлениегосударственностивДревнейРуси?

2.Охарактеризуйтемеханизм государственногоуправления Киевской Руси, менялся ли он за время ее существования?

3.Каковавашаоценканорманнскойтеории? 4.КаковвкладвеликихкнязейвстановлениегосударственностиРуси?

5. Расскажитеосодержании изначении РусскойПравды.

6.КакоформляласьналоговаясистемавДревнейРуси?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: