Государственное управление в годы Первой мировой войны

IV Государственная дума Выборы в Государственную думу в 1912 г. обеспечили правооктябристское и октябристско-кадетское большинст- во. Большевистская фракция, состоящая из шести депутатов, была об- винена в государственной измене, арестована и выслана на поселение.


Тем не менее в IV Государственной думе нередко имели место оппо- зиционные голосования, вызванные подъемом рабочего движения в 1912—1914 гг. Так, Дума в 1912 г. призвала правительство к выполне- нию Манифеста 17 октября; в 1913—1914 гг. осудила политику Мини- стерства внутренних дел; приняла решение о пересмотре положений закона 3 июня 1907 г. с целью расширения избирательных прав и др.

В период войны сессии Государственной думы созывались нере- гулярно и законодательство осуществлялось правительством. Неуда- чи на фронте и подъем революционного движения в стране нару- шили союз царя и Государственной думы. На четвертой сессии Думы в июле 1915 г. буржуазно-помещичьи фракции выступили с кри- тикой правительства и потребовали создания кабинета, пользующе- ' гося доверием страны. Созданный фракциями Государственной ду- мы и Государственным Советом в августе 1915 г. прогрессивный блок пытался заставить самодержавие провести минимум либераль- ных реформ с целью предотвратить революцию. Это требование не было принято правительством, царизм не мог допустить, чтобы ис- полнительная власть зависела от законодательной. И все же царизм вынужден был по требованию Государственной думы принять от- ставку председателя Совета министров Б.В. Штюрмера (1848—1917).

Управление государства экономикой в период войны Первая мировая война явилась закономерным результатом обострения проти- воречий между капиталистическими странами. Война носила захватни- ческий характер для обеих группировок империалистических государств.

Российская буржуазия и помещики, стремившиеся к захвату но- вых рынков, источников сырья, получению высоких прибылей от во- енных заказов, приветствовали начавшуюся войну. На заседании Го- сударственной думы 26 июля 1914 г. лидеры думских фракций призвали забыть распри и сплотиться вокруг царя в борьбе с внешними врагами и одобрить военный бюджет. Единственной думской фракци- ей, отказавшейся вотировать бюджет, была социал-демократическая (временно поддержали большевиков меньшевики).

Мировая война предъявила колоссальные требования к экономи- ке. Она должна была быть в кратчайшие сроки переведена на удовле- творение нужд фронта. Однако технико-экономическая и политиче- ская отсталость России, ее зависимость от иностранного капитала привели к тому, что очень скоро армия начала испытывать недостаток в вооружении, боеприпасах и других предметах боевого назначения.

Разрушительное влияние войны начала испытывать не только промышленность, но и сельское хозяйство. Призыв в армию самых трудоспособных мужчин лишил крестьянские хозяйства работников. На 10 млн десятин1сократились посевные площади. Сбор зерновых сократился с 2,8 млрд пудов в 1913 г. до 2,2 млрд пудов2в 1916—1917 гг.

1 Десятина — русская мера площади, равная 1,09 га.

2 Пуд — русская мера массы, равная 16,38 кг.

20 1


Падение сельскохозяйственного производства обусловило продовольст- венный кризис. Резко упал жизненный уровень широких народных масс. Рост военного производства происходил за счет свертывания мирных отраслей. В стране ужесточился политический режим.

В условиях войны в стране произошли изменения в правовом положении рабочего класса. Правительство отменило ряд положений рабочего законодательства. Продолжительность рабочего дня была доведена до 15—16 часов. Правила безопасности не существовали. Царизм запретил проводить рабочим стачки и забастовки. С 1915 г. действовали правила о предупреждении и решительном подавлении стачек. Рабочие были лишены права перехода на другие предпри- ятия, отказа от сверхурочных работ.

Экономическое влияние буржуазии в ходе войны возросло, но она все еще была лишена политической власти. Буржуазию раздра- жала медлительность царского правительства в налаживании работы промышленности, снабжении фронта вооружением и боеприпаса- ми, неиспользование частных предприятий для выпуска военной продукции. Вызывало также недовольство то, что царский двор ока- зался заполненным проходимцами и аферистами, происходила ми- нистерская чехарда. Но страх перед революцией заставлял буржуа- зию искать возможности укрепления союза с самодержавием, считая, что народное возмущение можно остановить созданием от- ветственного перед Государственной думой правительства и прове- дением умеренных преобразований.

Изменения в государственном аппарате Неспособность царизма решить задачи военного времени, перестроить хозяйство на военный лад обусловили создание чрезвычайных органов в стране. В 1915 г. были учреждены Особые совещания для координации работы отдельных ми- нистерств. Состав Совещаний с правом совещательного голоса устанав- ливался Государственной думой и утверждался императором. Согласно Положению о Совещаниях эти органы становились высшим «государст- венным установлением» и наделялись широкими полномочиями: правом требовать содействия всех общественных и правительственных организа- ций, устанавливать цены, сроки и очередность выполнения военных заказов, собирать материалы о работе предприятий и т.д. Было образо- вано пять Особых совещаний: по обороне; по обеспечению топливом путей сообщения (учреждений, предприятий, работающих на оборону); по перевозке топлива, продовольствия и военных грузов; по продоволь- ственному делу; по устройству беженцев. Важнейшим являлось Осо- бое совещание по обороне, которое руководило военной экономикой и снабжением фронта. Особые совещания были нормой привлечения буржуазии в государственный аппарат.

В целях оказания помощи фронту буржуазией и помещиками были образованы Всероссийскийземский союз и Всероссийский город- ской союз. Эти Союзы создали объединенный комитет — Земгор. Были также учреждены губернские, уездные, фронтовые и областные комитеты. Созданные для организации помощи больным, раненым


и беженцам, эти комитеты затем стали выполнять в кустарных и мел- ких предприятиях заказы военного ведомства на одежду, обувь, об- мундирование. Однако из общей суммы заказов в 242 млн руб. орга- низации Земгора выпустили продукцию всего лишь на 80 млн руб. В 1916 г. деятельность Земгора была запрещена.

В период войны были расширены права генерал-губернаторов и во- енных властей в местном управлении в районах, объявленных на во- енном положении. Компетенция властей определялась Положением о полевом управлении войск и Правилами о местностях, объявлен- ных на военном положении. Генерал-губернатор получил широкие административные права, права в судебной и полицейской сферах. Он имел право по собственному усмотрению изымать подсудные дела для вынесения в административном порядке приговоров, уста- новленных Военно-судебным уставом.

Расширение административной власти генерал-губернатора в об- ласти права означало запрещение всяких народных, общественных и частных собраний, закрытие торговых и промышленных заведений на определенный срок или на весь период военного положения.

Указом царя в первый же день войны было утверждено Времен- ное положение о военной цензуре, в соответствии с которым создава- лись органы цензуры. В местностях военных действий цензуру осу- ществляли штабы главнокомандующих армиями, а в местностях, находящихся вне военных действий, — главная военно-цензурная комиссия при Главном управлении генерального штаба, а также ме- стные военно-цензурные комиссии и военные цензоры.

* * *

Во второй половине XIX — начале XX вв. Россия переживала соци- альные потрясения, связанные с отменой крепостного права в 1861 г. и началом эпохи революций в первом двадцатилетии XX в.

В этот период, как и в прежние, прогрессивные тенденции в преобра- зованиях государственного аппарата управления России наталкивались на противодействие консервативных сил. Это ярко видно на реформа- торской деятельности Александра II и контрреформах Александра III.

В активе Александра II особенно значительны преобразования системы местного управления, где созданы органы управления для крестьян, отпущенных на волю, земские всесословные учреждения на губернском и уездном уровнях, всесословные городские думы, члены которых — гласные, избирались на четыре года; преобразова- на судебная система на принципах равенства всех сословий перед законом и независимости от администрации; военная реформа, из- менившая принцип комплектования армии, — рекрутская система заменена всеобщей воинской повинностью.

Признавая лучшей и наиболее приемлемой формой правления для России монархию, Александр II тем не менее подошел к необхо- димости завершения проводимых реформ созданием высшего предста- вительного органа страны, ограничивающего самодержавие и обеспе-


чивающего переход России к буржуазной монархии. Таким образом, в стране зарождались элементы правового государства и гражданского общества, в самоуправлении на местах заметно укрепилась позиция нарождающейся буржуазии. Однако попытка Александра II демократи- зировать Россию по европейскому образцу была предпринята в мо- мент раскола власти и общества, когда не был обеспечен необходи- мый минимум поддержки правительственного курса общественным мнением. Последовало убийство Александра II.

Убийство Александра II и восшествие на престол Александра III приостановили этот прогрессивный процесс. Контрреформы, осуще- ствленные Александром III, были шагом назад в государственно- политическом устройстве России. Этот фактор, наряду с экономиче- скими, национальными, социальными противоречиями российского общества, в начале XX в. привел страну к взрывоопасной ситуации, требовавшей безотлагательного реформирования государственного управления и введения демократических свобод.

В период правления Николая II Россия встала на путь парла- ментаризма, о чем свидетельствовало подписание императором Ма- нифестов о созыве Государственной думы и совершенствовании го- сударственного порядка.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте преобразования местного самоуправления Алексан- дром II и сопоставьте его масштабы с изменениями центрального государственногоаппарата.

2. В чем заключается, по вашему мнению, прогрессивность реформ Алек- сандра II?

3. Чем были вызваны контрреформы Александра III? Раскройте их основ- ноесодержание.

4. Охарактеризуйте меры Николая II по обновлению российской монар- хии в начале XX в., во всем ли вы с ними согласны? Удалось ли ему перейти к парламентаризму?

5. В чем особенности государственного регулирования экономики в годы Первоймировойвойны?

O D

Государственное устройство и аппарат управления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: