Во второй половине XIX — начале XX вв

Термины и понятия

Главныйкомитет Присяжныепове- Исправник
покрестьянскому ренные Земскийначальник
делу Мировой судья Уездныечлены
Уставныеграмоты Съезд мировых судей окружногосуда
Выкуп Окружнойсуд Уездныйсъезд
Крестьянскиймир Гласный Губернскоеприсут-
Сельскоеобщество Советприсяжных ствие
Сельскийсход поверенных Государственная
Сельскийстароста Особоеприсутствие дума
Волостнойсход Сената Парламентаризм
Волостнойстаршина Военный округ Хутор
Мировой посредник Всеобщаявоенная Отруб
Земство повинность Особыесовещания
Уездныеземские Военнаяюстиция Прогрессивный
управы Главноевыкупное блок
Городскойголова учреждение Главноеуправление
Губернскиеземские Департамент по делам милиции
управы торговли Губернские,уездные
Городскаядума имануфактуры фронтовые
Присяжные Уездноеполицейское иобластные
заседатели управление комитеты

Во второй половине XIX в. Россия переживала крупные изменения в сфере государственного управления. Поражение в Крымской войне показало необходимость социально-экономических, политиче- ских, культурных преобразований и, прежде всего, отмены крепостного права. После ликвидации в 1861 г. крепостного права развитие капи- тализма шло ускоренными темпами. Реформы 60—70-х гг., направ- ленные на модернизацию экономики и социальной сферы, были приостановлены в годы правления Александра III. Начало XX в. оз- наменовалось подъемом массового рабочего и крестьянского дви- жения. Обострение социально-политических противоречий в России привело к революциям. 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест, положивший начало формированию парламентариз-

ма в России.


7.1. Буржуазные реформы 60—70-х гг. и контрреформы 80—90-х гг.

Отмен а крепостног о права В середине XIX в. Россия занимала территорию 19,6 млн км2, а население достигло 68,5 млн чел. Подав- ляющую часть населения составляли крепостные крестьяне, управляе- мые помещиками. Страна представляла собой абсолютную монархию: император издавал указы, контролировал их действие, являлся верхов- ным судьей и ведал финансами. Событием, крайне обострившим кри- зис самодержавно-крепостнической власти, была Крымская война (1853—1856). Поражение России в этой войне вызвало протест против существующих порядков широких слоев общества.

Необходимость реформ в России обсуждалась с начала XIX в. Однако только Александру II (1855—1881) хватило решимости их провести. Он вошел в историю как Царь-Освободитель. Став импе- ратором в 1855 г., на переломном этапе развития российского об- щества, он внимательно прислушивался к общественным силам, чтобы определить программу государственного переустройства страны, и пришел к выводу: удержать позиции великой державы Россия сможет только при глубокой модернизации. Он принял ме- ры, направленные на изменение социально-экономических, право- вых отношений и системы государственных учреждений при сохра- нении монархической формы правления.

Главной реформой явилась отмена крепостного права, затро- нувшая 22 млн крестьян. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и Положения, получившие силу закона и возвещавшие отмену крепостного права в России. 5 марта 1861 г., помимо Ма- нифеста, были опубликованы Общие положения, Местные положе- ния и Дополнительные правила, содержащие условия и порядок ос- вобождения крестьян.

ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ (ОСВОБОДИТЕЛЬ)

Главнейшим из событий было обнародование высочайшего Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян из крепостной зависи- мости, более 20 миллионов крепостных были признаны свободными. За такое благодеяние народ назвал государя Освободителем. Одно- временно с Манифестом были изданы «Положения об устройстве быта помещичьих крестьян с наделом их землею»...

Коней царствования Александра II омрачился многочисленными покушениями на его жизнь, организованными тайным социально- революционным обществом. 1 марта 1881 г. Александр II был убит разрывным снарядом на Екатерининском канале в Петербурге. На месте убийства построен великолепный храм Воскресения Христова. (Иллюстрированнаяхронология... С.124—126).

Для проведения реформы в жизнь была создана система орга- нов (Главный комитет об устройстве сельского состояния, губерн-

18 4


ское по крестьянским делам присутствие и мировые посредники — низшее звено системы), на которые возлагались обязанности защи- щать интересы как помещиков, так и крестьян, составление и введе- ние в действие уставных грамот — юридического документа, со- держащего условия выхода крестьян из крепостной зависимости. Параграф I Общего положения гласил: «Крепостное право на кре- стьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда». Помещики теперь не могли продавать, поку- пать, дарить, обменивать и закладывать крестьян, получивших право юридического лица. Личные права крестьян по сравнению с крепо- стным состоянием значительно расширились: они могли заключать договоры, принимать на себя обязательства, выходить из сельской общины (при выполнении оговоренных условий, таких, как полу- чение; согласия сельского или городского общества на их прописку, отказ от надела в пользу общины, расчет по всем платежам за весь текущий год). В интересах государственной казны правительство оставило крестьянскую общину в неприкосновенности. Было вве- дено крестьянское сельское волостное самоуправление.

Реформа 1861 г., покончившая с господством феодальной зави- симости, обусловившая лишение господствующего помещичьего класса прав на личность крестьянина и его труд, явилась исходным моментом для движения России по пути капитализма и превраще- ния ее из абсолютной монархии в буржуазную. Она предопределила целый ряд перемен в управлении страной.

Развитие системы государственных учреждений В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался не- ограниченным монархом. Первая статья Основных законов утверждала:

Император всероссийский есть монарх самодержавный и не ог- раниченный. Повиноваться верховной власти его не токмо за страх, но и за совесть сам бог повелевает.

В ноябре 1861 г. для рассмотрения вопросов, касающихся наме- чаемых реформ, был учрежден новый правительственный совеща- тельный орган — Совет министров. В начале своей деятельности Со- вет рассматривал государственные дела, материалы и отчеты о работе министерств и ведомств. Председателем Совета министров был сам император, ему принадлежало право внесения на рассмотрение лю- бых вопросов. Созывался Совет также по его распоряжению. Членами Совета министров являлись председатель Комитета министров, пред- седатель Государственного Совета, министры, руководители главных управлений. Через Совет министров прошли проекты буржуазных реформ 60—70-х гг. Однако в дальнейшем его заседания стали нере- гулярными, а с конца 1872 г. вовсе прекратились.

Высшим законосовещательным органом был Государственный Совет, который в 60—70-х гг. провел большую работу по рассмот- рению проектов законов и подготовке их для утверждения импера-


тором. Однако его значение в последующие годы ослабло. Функции Государственного Совета оставались прежними, но при нем были уч- реждены различные комитеты (Западный, Кавказский, по делам об устройстве сельского населения) и комиссии (по охране государствен- ного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия). В 80-х гг. Государственный Совет был подменен Комитетом министров.

После отмены крепостного права развитие капитализма, хотя и опутанного остатками феодализма, было основным явлением со- циально-экономической жизни России. Оно обусловило значитель- ное усиление роли министерств по руководству отраслями произ- водства. Для России с ее обширной территорией особенно велико было значение железных дорог. Поэтому в 1865 г. Главное управление путей сообщения и публичных зданий было преобразовано в Мини- стерствопутейсообщения.

Для укрепления финансовой системы страны, осуществления выкупных операций в составе Министерства финансов было создано Главное выкупное учреждение, на которое возлагался контроль за свое- временной выплатой крестьянами кредитов. В составе Министерства финансовбылтакжеобразован Департаментторговлиимануфактуры, руководивший государственными и принадлежащими царю предпри- ятиями и оказывавший финансовую помощь частным предприятиям. Были упразднены дореформенные казенные кредитные учреждения, и вместо них в 1860 г. был создан Государственный банк. В 1864 г. воз- ник первый акционерный Санкт-Петербургский частный коммерче- ский банк, в последующие годы их число возросло.

В условиях обострения классовой борьбы, активизации народ- нического движения в феврале 1880 г. правительство пошло на уч- реждение Верховной распорядительной комиссии во главе с генералом М.Т. Лорис-Меликовым (1825—1888), на которую возлагалась обя- занность установления общественного спокойствия1.

III отделение Императорской канцелярии было ликвидировано, а его функции переданы Департаменту полиции Министерства внут- ренних дел, в состав которого входило семь делопроизводств. Важ- нейшим из них было Третье делопроизводство, занимавшееся полити- ческим сыском и охраной царя. В системе МВД также были созданы Главноеуправлениеподелампечати и Главноетюремноеуправление.

Судебная реформа Верховным судом, а также высшим органом судебного надзора являлся Сенат, в составе которого в ходе судеб- ной реформы было создано два кассационных департамента — гра- жданский и уголовный. Сенат мог также рассматривать некоторые дела по первой инстанции. В 1872 г. в составе Сената было обра- зовано Особое присутствие для суждения о государственных пре-

1 По инициативе самого М.Т. Лорис-Меликова через шесть месяцев Комиссия была упразднена.


отуплениях и противозаконных сообществах — высший политиче- ский суд России.

Сословная дореформенная система суда не соответствовала по- требностям развития капиталистического общества. Разработанные по поручению императора Государственной канцелярией совместно с группой известных юристов положения судопроизводства были одобрены Александром II, опубликованы для «сведения обществен- ности», а также разосланы на отзывы в судебные учреждения и уни- верситеты. С учетом замечаний был разработан проект новых су- дебных уставов, утвержденный императором. Судебные уставы утверждали создание двух типов судов для всех сословий: окружного суда и судебной палаты, а для рассмотрения мелких преступлений и незначительных судебных исков — мирового суда с упрощенным судопроизводством.

Закон предусматривал следующие принципы судоустройства и су- допроизводства: бессословность суда и его независимость от адми- нистрации; несменяемость судей и судебных следователей; равенст- во всех сословий перед законом; состязательность судебного процесса с участием присяжныхзаседателей и присяжныхповеренных (адвокатов). На судебные заседания допускались публика и пред- ставители прессы.

20 ноября 1864 г. были утверждены и стали законом акты су- дебной реформы: Учреждения судебных установлений; Устав уго- ловного судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых миро- выми судьями.

Местными были волостныесуды, мировыесудьи и съездымировых судей, а общими — окружные суды и судебные палаты. Местные суды учреждались для рассмотрения мелких преступлений и проступков, мелких гражданских исков. Мировые судьи, избираемые земскими со- браниями или городскими думами из местных жителей с определен- ным образовательным и имущественным цензом, решали дела еди- нолично. Апелляцией для пересмотра их приговора являлся съезд мировых судей.

Окружные суды, назначаемые императором, учреждались на не- сколько уездов, большей частью на всю губернию, для рассмотре- ния гражданских и уголовных дел, «влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ». Окружным судам, со- стоящим из председателя и членов, были подсудны все гражданские дела и дела по уголовным преступлениям, за исключением должно- стных, совершенных чиновниками старше 9-го ранга, а также поли- тические дела. Решение окружного суда по уголовному делу, при- нятое с участием присяжных заседателей, считалось окончательным и не подлежало обжалованию. Решение, вынесенное без участия присяжных заседателей, могло быть обжаловано в судебную палату, учреждаемую на несколько судебных округов. Решение судебной палаты,


принятое с участием присяжных заседателей, также обжалованию не подлежало. Лишь при нарушении или неправильном применении за- кона можно было обжаловать приговор в кассационном порядке, т.е. в департаментах Сената. Сенат также осуществлял толкование законов, его разъяснения были обязательными в практике.

При окружных судах и судебных палатах состояли судебные следо- ватели, судебные приставы и прокуратура. При судебных палатах также состоял совет присяжных поверенных. Присяжными поверен- ными (или адвокатами) могли стать русские подданные в возрасте от 25 лет, не подвергавшиеся судебным преследованиям, не состоящие на государственной службе или на выборных, оплачиваемых должностях.

Судебные следователи осуществляли предварительное следствие под надзором прокуратуры. При окружном суде состояли прокурор и его товарищи, а при департаментах Сената — обер-прокурор и его товарищи. Контроль за деятельностью прокуратуры осуществлял генерал-прокурор, являющийся одновременно и министром юсти- ции. Прокуроры всех уровней назначались императором по пред- ставлению министра юстиции.

Развитие местного самоуправления Отмена крепостного права потребовала безотлагательной перестройки системы местного само- управления.

В 1859 г. при министерстве внутренних дел была создана ко- миссия для разработки проекта хозяйственно-распорядительного управления в уезде. Разработанный проект «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» после рассмотрения в Государст- венном Совете 1 января 1864 г. был утвержден Александром II. Соз- давались земские учреждения — земства, состоящие из распоряди- тельных и исполнительных органов. Распорядительными органами земства были земские (губернские и уездные) собрания. Члены зем- ских собраний, или гласные, избирались по трем куриям: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ — их назначали волостные сходы. Исполнительными орга- нами являлись уездные и земские управы, избиравшиеся на зем- ских собраниях. Раз в год гласные созывались на сессию для утвер- ждения годовых отчетов исполнительных органов — управ, для рассмотрения дел земского хозяйства, доходов и расходов. Сфера деятельности земских учреждений определялась строго «делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каж- дой губернии и каждого уезда», т.е. содержание местных путей со- общения, строительство и содержание школ, больниц, приютов, церквей, организация медицинской помощи населению, страхова- ние имущества и т.п.

Организация земских учреждений допускалась на губернском и уездном уровнях. Реформа не предусматривала формирования как руководящих центральных органов земств, так и низших земских органов в волостях.


Объявив земства всесословными учреждениями, правительство все же законодательно оформило положение о том, что председате- лями земских собраний могут быть только предводители губернского и уездного дворянства. Этим самодержавие обеспечивало преоблада- ние дворянского сословия в управлении государством. Правительство поставило земские учреждения под контроль центральной власти. В 1866—1867 гг. Сенат и Министерство внутренних дел приняли це- лый ряд разъяснений, ставящих земских деятелей в зависимость от государства. Губернатор и министр внутренних дел получили право приостанавливать решение земств, если оно противоречило «общим государственным пользам». Указы 1868—1874 гг. ограничили глас- ность, свободу прений в земских собраниях, а также урезали фи- нансовые средства учреждений.

Земские учреждения в стране формировались постепенно. В на- чале 80-х гг. земства функционировали в 34 из 50 губерний. На ок- раинах страны земства так и не были введены. Положительные ре- зультаты деятельности земских учреждений были характерны прежде всего в сфере образования, здравоохранения и сборе статистических данных в тех или иных областях жизни. В середине 70-х гг. число земских школ достигло 12 тыс., на содержание которых уходило 14% бюджета, расходы на медицинские нужды составляли 18% бюджета земств.

Самоуправление городов Земские учреждения решали вопросы местного самоуправления в уездах и губерниях. Но оставались города России, в условиях развития капитализма нуждавшиеся в органах самоуправления.

В 1862 г. «Положение об общественном управлении Санкт- Петербурга» было распространено на Москву и Одессу. Одновре- менно с этим началась подготовка реформы городского обществен- ного самоуправления применительно ко всем городам России. Для ее разработки были составлены комиссии из представителей дво- рянской и буржуазной общественности. Подготовленный к 1864 г. проект несколько раз пересматривался, и только 16 июня 1870 г. «Го- родовое положение» получило силу закона. Согласно закону екатери- нинское сословное городское управление, действующее с 1785 г., упразднялось и вводились всесословные городские думы, члены ко- торых — гласные избирались на четыре года на основании имущест- венного ценза. Число гласных по различным городам составляло от 30 до 72 чел. Исключение составляли Петербург и Москва, где чис- ло гласных достигло соответственно 250 и 180. Городская дума из- бирала свой рабочий исполнительный орган — городскую управу, возглавляемую городской головой. Он был одновременно и председа- телем городской думы. К компетенции городского управления были отнесены вопросы благоустройства города, транспорт, канализация, водопровод, организация просвещения и образования, здравоохра- нения и др.


Городское самоуправление зависело от государственной власти. Городской голова уездного города после избрания собранием утвер- ждался губернатором, а губернского города — министром внутренних дел. Городская дума подчинялась Сенату. Городское общественное самоуправление было введено во всех городах России, за исключе- нием городов Польши, Финляндии, Средней Азии (в Ташкенте ду- ма была учреждена). Для рассмотрения «возникающих по жалобам, пререканиям или непосредственному усмотрению губернатора дел о незаконности определений городского управления» в губернии соз- давалось губернское по городским делам присутствие, в котором губернатор являлся председателем. Хотя органы городского само- управления и находились в зависимости от государственно-бюро- кратической системы, однако они создавали более благоприятные, чем прежде, условия для развития хозяйства, торговли, благоуст- ройства городов. Городским головой часто избирался представитель крупной буржуазии.

Проведенная в 1862 г. полицейская реформа создала уездные по- лицейские управления во главе с исправником, власть которого рас- пространялась на уезд и города. Исправник назначался Министер- ством внутренних дел. С 1867 г. основным жандармским органом на всей территории России, кроме Польши, Кавказа и Сибири, стали жандармские управления.

Военны е реформ ы Поражение России в Крымской войне показа- ло, что армия нуждается в коренной реорганизации. Напряженная международная обстановка, рост милитаризма, военной техники, численности армий европейских стран, новые методы ведения вой- ны, а также задачи внешней политики России и стремление царизма покончить с революционным движением побуждали правительство осуществить реформу в военной сфере. Суть реформы заключалась в приспособлении армии феодально-крепостнического строя к ар- мии буржуазного типа. Сразу по окончании войны была создана

«Комиссия для улучшения по военной части».

Одним из первых шагов в проведении военной реформы стала реорганизация военного министерства. Ему были подчинены все отрасли военного управления. Россия была поделена на 15 военных округов со своим территориальным управлением, подчиненным во- енному министерству. В 1864 г. была проведена реформа в системе подготовки офицеров и военных специалистов. Создавались военные гимназии и юнкерские школы — учебные заведения среднего звена образования. Расширилась система высшего военного образования. Однако коренная реорганизация военной сферы требовала решения главной проблемы, проблемы комплектования армии, т.е. замены рек- рутской системы всеобщей воинской повинностью. 1 января 1874 г. Александр II утвердил Устав о воинской повинности. Согласно за- кону 1874 г. воинскую повинность должно было отбывать все муж-

ТОО


ское население страны, достигшее призывного возраста — 20 лет (с 1888 г. — 21 года), включая все сословия. Для российской армии мирного времени необходимо было призывать на службу 20—30% всех подлежащих призыву. Поэтому другая часть (70—75%) зачислялась в запас на 15 лет, а затем — в ратники ополчения до 40-летнего возраста.

Срок военной службы в сухопутных войсках устанавливался: шесть лет действительной службы и девять лет запаса; на флоте соответст- венно — семь лет и три года. Освобождение от призыва определялось льготами по семейным обстоятельствам (единственный сын, единст- венный кормилец в семье и старший брат призывника отбыл или отбывает службу) и жеребьевкой. Большие льготы имели лица, полу- чившие образование. Для окончивших высшие учебные заведения срок службы был установлен шесть месяцев, для лиц, окончивших средние учебные заведения, — полтора года, городские училища — три года, а для окончивших начальную школу — четыре года.

Непоследовательность военной реформы проявилась в том, что значительная часть инородческого населения освобождалась от во- инской повинности: уроженцы Средней Азии, Казахстана и Крайне- го Севера, а также лица духовного звания и лица, состоящие в раз- личных сектантских обществах. Не была упразднена особая военная юстиция, в ведении которой находились дела о государственных преступлениях (нападение на войско, полицию, сопротивление вла- стям). Таким образом, преобразования в военной области представля- ли собой отказ от сословного принципа формирования армии, соз- дание подготовленного резерва и переход к современной системе управления и подготовки офицерского состава армии.

Органы управления крестьянами Для управления отпущенны- ми на волю крестьянами Положения 19 февраля (1861) поставили крестьянский мир, руководимый правительственными органами. Крестьяне были объединены в сельские общества, в состав которых вошли лица, жившие на земле помещика. Сельские общества были объединены в волости, включавшие сельские общества с населением от 300 до 2 тыс. чел. Сельское общество выбирало сельский сход и сельского старосту. Староста созывал сход для решения хозяйст- венных, бытовых и организационных вопросов, следил за выполне- нием повинностей, имел право за проступки подвергать крестьян штрафу до 1 руб., принудительным работам и аресту до двух дней.

Волостное управление, состоящее под сельскими обществами, включало волостнойсход,волостногостаршину,волостноеправление и крестьянский волостной суд. Волостной сход включал выборных от каждых десяти дворов, решал вопросы по хозяйственным и общест- венным делам, например, вопросы рекрутской повинности, создания волостных училищ, волостных запасных магазинов и др. Волостной старшина, избираемый на волостном сходе, исполняп волостные при- говоры, заведовал волостным хозяйством, руководил деятельностью


сельских старост и занимался административно-полицейскими во- просами. Волостной сход избирал волостной суд, который рассмат- ривал имущественные споры между крестьянами, незначительные проступки, совершенные крестьянами.

Контроль за деятельностью сельского и волостного управления осуществлял мировой посредник, избираемый из местных, потомст- венных дворян и утверждаемый по представлению губернатора пра- вительством. Мировой посредник, с одной стороны, являлся пред- ставителем центральной власти, а с другой — был связан с местным дворянством. В компетенции мирового посредника находились во- просы: содействие соглашению крестьян с помещиками и составле- нию уставных грамот; утверждение выборных должностных лиц крестьянского управления; рассмотрение жалоб на органы кресть- янского управления и т.д. Все распоряжения мирового посредника должны были неукоснительно выполняться должностными лицами крестьянского управления.

Таким образом, реформы 60—70-х гг. XIX в. мало затронули высшие органы государственной власти. Прежде всего они были на- правлены на преобразование системы местного управления. Импера- тор Александр II исходил из того, что монархия — лучшая и наибо- лее приемлемая для России форма правления. Но политический кризис конца 70-х — начала 80-х гг., вызванный недовольством зна- чительной части общества результатами проведенных реформ, когда раскол власти и общества по сути находился в стадии открытой вой- ны, ""подвел Александра II к выводу о необходимости завершения ре- форм созданием высшего представительного органа страны, т.е. преоб- разования системы центрального управления. Однако 1 марта 1881 г. Царь-Освободитель был убит членами «Народной воли», поставившей целью изменение социально-политического строя в России путем цареубийства.

Контрреформы 8090-х гг. Буржуазные реформы 60—70-х гг. при всех недостатках и незавершенности привели к заметным измене- ниям в социально-экономическом и государственном устройстве России. Зарождались элементы правового государства и граждан- ского общества, что было, безусловно, прогрессивно. В области са- моуправления на местах заметно укрепила свои позиции молодая российская буржуазия. Но консерватизм дворянства и бюрократии, слабость либерального движения, явно недостаточная активность буржуазии, натиск радикальных революционных сил привели к то- му, что реформы оказались прерванными перед намеченным созда- нием при Александре II представительного учреждения, ограничи- вающего самодержавие.

Вступивший на престол Александр ///(1881—1894) отличался кон- серватизмом мышления, недостаточным для государственного челове- ка образованием. Он не смог понять замыслы своего отца и увидеть


необходимость продолжения реформ. Вначале он повел политику ла- вирования между либерализмом и реакцией. Когда же убедился в сла- бости революционных сил, перешел к реакционному курсу во внут- ренней политике, усилил наступление на демократические принципы, приступил к проведению контрреформ.

ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР III (МИРОТВОРЕЦ) Будучи наследником, принимал деятельное участие в Русско-турецкой войне, 2 марта 1881 г. вступил на престол, а 15 мая 1881 г. коронован в Москве.

В его царствование... учреждены церковно-приходские школы, вве- дены судебные реформы в Прибалтийском крае и приняты меры к его обрусению, ограничены права евреев. В 1882 г. учреждение кресть- янского банка...; 1885 г. учреждение дворянского банка; в 1883 г. отмене- на подушная подать, в 1890 г. учреждена новая должность земских на- чальников, которые в своих руках соединили власть административную и судебную... Военные гимназии преобразованы в кадетские корпуса...

Его царство было кратковременно: продолжалось всего 13 лет, 20 октября 1894 г. он скончался в Ливадии. За поддержание общего европейского мира Александр III получил прозвание Миротворца

{Иллюстрированнаяхронология... С.127—129).

8 марта 1881 г. были отклонены разработанные председателем Совета министров М.Т. Лорис-Меликовым проекты, принятие кото- рых предполагало расширение социальной базы монархии за счет либеральной общественности. 14 августа 1881 г. было принято «По- ложение о мерах к сохранению государственной безопасности и об- щественного спокойствия», которое разрешало объявлять любую ме- стность на положении усиленной или чрезвычайной охраны; каждый подозреваемый житель этой местности мог быть арестован распоря- жением местной власти на срок до трех месяцев, оштрафован, его дело передано на рассмотрение военного суда. Это положение дава- ло право местным властям закрывать учебные заведения, промыш- ленные и торговые предприятия, органы печати и приостанавливать деятельность земских собраний и городских дум.

По закону от 12 июля 1889 г. была введена должность земских на- чальников, которые сосредоточили в своих руках всю административ- ную и судебную власть на местах. Земский начальник осуществлял надзор за деятельностью сельских и местных учреждений. Без их одобрения не решался ни один сколько-нибудь серьезный вопрос.

Значительно сократилось число мировых судов, а в дальнейшем они были вовсе упразднены. Дела, изъятые у мировых судей, стали рассматриваться уездными членами окружного суда, а в городах дей- ствовали назначаемые министром юстиции городские суды. Второй апелляционной инстанцией для этих судов объявлялся уездный съезд, в состав которого входили члены окружного суда, несколько городских судей и земских начальников. Кассационной же инстан- цией стали губернские присутствия, состоящие в целом из государ-


ственных чиновников и руководимые губернатором. Все это означало вмешательство государственных органов в судопроизводство и отход от принципов судебной реформы 1864 г.

С целью усиления роли дворянства в судебной системе в 1887 г. был изменен ценз для присяжных заседателей: повышен подоходный ценз и понижен ценз для собственников недвижимого имущества. Од- новременно была ограничена гласность и публичность суда, который получил право рассматривать дела при закрытых дверях. В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» ограничило права земских учреждений и усилило позиции дворян- ства. С введением нового циркуляра о «кухаркиных детях», универ- ситетского Устава правительство Александра III подчинило школу контролю государства. Был усилен полицейский надзор за студен- тами, а женское высшее образование свернуто.

По новому «Городовому положению» от И июня 1892 г. значительно возрос имущественный ценз для избирателей, что привело к исключе- нию из состава избирателей низших слоев населения. Так, в новой и старой столицах России право избирать Городскую думу имело 0,7% от населения города.

Таким образом, самодержавие подвергло переустройству соци- альные и политические институты, возникшие в 60—70-х гг., наме- тившиеся реформаторские тенденции оказались подавленными в 80— 90-х гг. XIX в. Самодержавие сохранило за собой важнейшие управ- ленческие позиции в стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: