(Извлечение)
Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 го- да декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Со- ветской Республики составляют единый основной закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
Этот основной закон вступает в действие с момента его опубли- кования в окончательной форме в «Известиях Всероссийского Цен- трального Исполнительного Комитета Советов». Он должен быть рас- публикован всеми органами Советской власти и выставлен во всех советских учреждениях на видном месте.
V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комисса- риату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных за- ведениях Российской республики изучение основных положений на- стоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.
Обращают на себя внимание ст. 9 и 23, где определялось, что Конституция рассчитана на переходный период и основная ее зада- ча «заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства...в целях водворения со- циализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государст- венной власти» (ст. 9), а для достижения этой цели и «руководствуясь интересами рабочего класса в целом», отдельные лица и отдельные группы лишаются прав, «которые используются ими в ущерб инте- ресам социалистической революции» (ст. 23).
Высший орган власти Главы с шестой по восьмую касались организации центральной власти. Высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов, который состоял из представителей городских Советов (из расчета один депутат на 25 тыс. избирателей) и губернских Советов (один депутат на 125 тыс. жителей). Всероссий- ский съезд Советов избирал «всецело ответственный» (ст. 29) перед ним Всероссийский Центральный исполнительный комитет Советов (ВЦИК) в составе не более 200 членов, который осуществлял всю власть Съезда в периоды между съездами и являлся высшим законо- дательным, распорядительным и контролирующим органом (ст. 31).
ВЦИК образовывал Совет народных комиссаров (Совнарком), в чьи функции входило «общее управление делами Российской Социали- стической Федеративной Советской Республики», а также издание
«декретов, распоряжений, инструкций» (ст. 38). Члены СНК возглав- ляли образуемые 18 народных комиссариатов (ст. 42), а также соз- даваемые при каждом из них коллегии.
В главе девятой были определены функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа, в частности, утверждение, изменение и дополне- ние Конституции, изменение границ и компетенции областных со- ветских союзов, объявление войны и заключение мира, общегосудар- ственное законодательство и др. Главы с десятой по двенадцатую были посвящены организации областных, губернских, уездных, воло- стных съездов Советов и образованию городских и сельских Советов.
Избирательная система В тринадцатой главе определялись избира- тельные права. Правом избирать и быть избранными признавались
«все добывающие средства к жизни производительным и обществен- но полезным трудом», солдаты и нетрудоспособные. Однако ис- ключение составляли лица, использующие наемный труд с целью извлечения прибыли, живущие на проценты с капитала, частные торговцы и посредники, монахи и священнослужители, служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома.
Хотя и провозглашалось, что Конституция является самой де- мократической в мире, она носила ярко выраженный классовый характер. Это определялось, прежде всего, порядком предоставления избирательного права. Кроме того, Конституция предоставляла рабо- чим преимущества при выборах высших органов власти. Так, губерн- ские (т.е. сельские) съезды Советов выбирали делегатов на всерос- сийские съезды от количества избирателей в четыре раза большего, нежели городские Советы. В-третьих, для достижения «основной цели экспроприации буржуазии и подготовки условий для всеобще- го равенства граждан Республики в области производства и распре- деления богатств» финансовая политика РСФСР «ставит себе зада- чей предоставить в распоряжение органов Советской власти все необходимые средства..., не останавливаясь перед вторжением в пра- во частной собственности» (ст. 79).
Советам предоставлялись самые широкие права. На территории соответствующих административных единиц они признавались высшими органами государственной власти и подчинялись лишь вышестоящим Советам. При этом в основу функционирования всех органов Советской власти неуклонно внедрялся принцип демокра- тического централизма, который, как считалось, создавал наиболее благоприятные условия как для развертывания местной инициати- вы, так и для защиты общегосударственных интересов.