Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики

Кейнсианский крест показывает, как устанавливается равновесный объем производства Y при данном уровне планируемых инвестиций, государственных расходов G и налоговых отчислений Т.

В связи с тем что равновесный уровень национального производства может быть достигнут вне состояния полной занятости ресурсов (вследствие неэффективно­сти совокупного спроса), то образовавшийся разрыв может быть аннулирован с помощью инструментов государственного регулирования экономики: измене­ния величины государственных расходов G и налоговых отчислений Т в госбюд­жет.

Бюджетно-налоговая система – один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета создают реальные возможности влияния на социально-экономические процессы.

Важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы служат инструменты бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государст­венного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производ­ство неинфляционного ВНП. Различают стимулирующую и сдерживающую политики.

Выбор и соотношение принципов в конкретной практике реализации фискальной политики в значительной степени определяются характером государственного устройства, спецификой исторического момента и другими факторами.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спа­да экономики и предполагает увеличение государственных расходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов про­изводства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей свя­зано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся огра­ничительной кредитно-денежной политикой Центрального банка и оптимиза­цией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предпола­гает снижение государственных расходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спро­са ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде рас­тущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предло­жения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных ин­вестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэф­фективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе это произошло и в России.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики со­провождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Фискальная политика как система регулирования связана с пра­вительственными расходами и налогами. Под правительственными расходами по­нимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Эти закупки могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета дорог, школ, медицинских структур до покупки сельхозпродукции, военной техники, образцов уникальных изделий и т. д. В данном случае потреби­телем выступает само государство, поэтому эти закупки осуществляются либо для собственного потребления, либо для регулирования спроса на рынках благ, услуг, факторов производства и т. д.

Расходы государства на покупку отражаются в расходах бюджета, поэтому они должны быть эффективны и обеспечивать количественно и качественно на­циональный экономический рост. Это значит, что фискальная политика, прово­димая государством, должна отвечать общественным целям:

ü сглаживанию колебаний экономического цикла;

ü повышению темпов экономического роста;

ü достижению высокого уровня занятости;

ü достижению умеренных темпов инфляции.

Различают дискреционный и автоматический типы фискальной политики (рис. 6.1.).

Автоматическая фискальная политика осуществляется при помощи встроенных стабилизаторов, а именно изменения налоговых поступлений, выплат пособий по безработице, субсидий и т. д. Эти стабилизаторы могут лишь ограничить горизонт и глубину колебаний, так как для этого требуется целая система мер обще­национального характера с активным участием государства, предпринимательс­ких и банковских структур.

Рис. 6.1. Дискреционный и автоматический типы фискальной политики

Дискреционная фискальная политика — целенаправленное изменение величин государственных налогов и государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на измене­ние уровня занятости, объема производства и темпов инфляции.

Автоматическая фискальная политика — автоматическое изменение на­званных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Она предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в перио­ды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между ве­личиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных пра­вительством трансфертов.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования со­вокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюдже­та вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование про­грамм по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов, соответствен­но, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и из­лишек возникают автоматически, в результате действия встроенных ста­билизаторов экономики.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор — экономический меха­низм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней заня­тости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государст­венных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система учас­тия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной поли­тики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешатель­ства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполня­ют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: