Б – AS более пологая

10.2. ВЗАИМОСВЯЗЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ИНФЛЯЦИИ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

От связи реального объема выпуска и уровня цен путем модификации уравнения кривой совокупного предложения можно перейти к зависимости между инфляцией и безработицей, которая отражается кривой Филлипса. Уравнение совокупного предложе­ния , представим в виде .

Вычтем из обоих уравнений уровень цен предшествующего периода P-1 a разницу уровней цен заменим показателем темпа инфляции:

Используя закон Оукена, отклонение фактического уровня выпуска от по­тенциального заменим отклонением фактического уровня безработицы от ее есте­ственного уровня, т.е. вместо подставим . Добавим в уравнение параметр , отражающий воздействие на уровень цен шоков предложения, и получим:

,

где и e — фактический и ожидаемый уровень инфляции; и и и* — фак­тический и естественный уровень безработицы; b — параметр, больший нуля; е — резкие изменения (шоки) предложения.

Таким образом, кривая Филлипса представляет собой лишь иное выра­жение кривой совокупного предложения и показывает наличие в кратко­срочном периоде связи между динамикой инфляции и безработицы. Изменение ожидаемого уровня инфляции e и шоки предложения служат причинами сдвигов кривой Филлипса.

Из уравнения также очевидно, что если фактический уровень безработи­цы совпадает с ее естественным уровнем, то при отсутствии шоков фактическое значение инфляции равно ожидаемому. Отклонение фактического уровня без­работицы от естественного, соответственно, меняет темп инфляции (вспомним иное название и* — NAIRU — не ускоряющий инфляцию уровень безработи­цы). В своем первоначальном виде кривая Филлипса (названная в честь британ­ского экономиста А.У.Филлипса) показывала обратную зависимость между уровнем безработицы и инфляцией номинальной заработной платы. Современ­ная интерпретация кривой Филлипса, как видно из уравнения, вместо темпов прироста номинальной заработной платы использует темпы прироста уровня цен, а также включает инфляционные ожидания (их значение исследовали М. Фридман и Э.Фелпс) и шоки предложения.

Инфляционные ожидания ( e) могут складываться на основе уже имею­щихся представлений о прошлой инфляции (так называемые адаптивные ожи­дания). Тогда приведенное уравнение кривой Филлипса демонстрирует явление инфляционной инерции: инфляция будет продолжаться и при отсутствии отклонения безработицы от естественного уровня, а также при отсутствии шоков пред­ложения () уже только потому, что существуют инфляционные ожидания e.

Кривая Филлипса в представленном виде отражает связь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде, но не может быть использована для оценки долгосрочных изменений. Экономическая политика, направленная на сокраще­ние безработицы через стимулирование совокупного спроса, эффективна лишь до тех пор, пока экономические агенты не меняют своих инфляционных ожи­даний, например, не требуют повышения номинальной заработной платы в свя­зи с ростом цен, вызванным стимулирующей политикой государства, скажем, увеличением государственных расходов или ростом денежной массы. Так, если экономика стартовала в точке А — точке полной занятости ресурсов (естествен­ного уровня безработицы), то повышенный спрос будет стимулировать расши­рение выпуска и занятости. Цены увеличиваются, но заработная плата останет­ся прежней, зафиксированной в договорах при условии, что ожидаемая инфляция равна e1. Прибыли фирм относительно возрастут, что сделает выгодным расширение производства (движение вдоль исходной кривой Филлипса из точки А в точку В). Но в дальнейшем, на фоне развивающейся инфляции, люди изменят свои ожидания, начнется рост номинальной заработной платы и других издержек, исчезнут стимулы к расширению производства, безработица возвра­тится к исходному уровню, а экономика перейдет на новую краткосрочную кривую Филлипса, соответствующую более высокому уровню инфляционных ожиданий e2 (сдвиг кривой Филлипса вправо — вверх и движение экономики из точки Е в точку С (рис. 10.3).

Рис. 10.3. Кривая Филлипса

В результате мы возвращаемся к первоначальному уровню выпуска и за­нятости, но при более высокой инфляции. Политика стимулирования спроса дает в таких условиях лишь краткосрочный эффект. Повторение подобных дей­ствий правительства в конечном итоге будет приводить лишь к дальнейшему росту инфляции. Однако, поскольку в течение короткого отрезка времени есть возможность нарастить объем выпуска при небольшом росте цен, у политичес­ких деятелей нередко возникает соблазн простимулировать экономику незадол­го до выборов. Инфляционные издержки такой политики станут очевидны лишь позднее.

Сторонники теории рациональных ожиданий считают, что экономичес­кие агенты формируют свои ожидания на основе всей доступной им информа­ции, а не только прошлого опыта, к тому же они не делают систематических ошибок, поэтому могут верно оценить последствия стимулирующей политики государства и достаточно быстро изменить свои инфляционные ожидания, что отразится, например, в требовании увеличения номинальной заработной платы для компенсации роста цен. В итоге — практически никакого увеличения ре­ального выпуска не происходит даже в краткосрочном периоде, а рост совокупного спроса приводит лишь к росту цен (движение из точки А в точку С, минуя точку В). Исключение составляют лишь непредвиденные изменения совокупно­го спроса, приводящие к кратковременным колебанием выпуска.

Таким образом, традиционная кривая Филлипса, фиксирующая обрат­ную зависимость между инфляцией и безработицей, отражает кратко­срочную динамику этих переменных. В долгосрочном периоде сти­мулирование совокупного спроса, сопровождающееся обычно ростом денежной массы, не приводит к существенным изменениям уровня безработицы и реаль­ного выпуска и отражается в основном на росте цен, т.е. кривая Филлипса при­ближается к вертикальной прямой на уровне естественной безработицы.

10.3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ

СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Одной из теоретических основ программ преодоления высокой инфляции и сопутствующей ей безработицы (сочетания, особенно характерного для стран с переходной экономикой) является концепция "экономики предложения".

Сторонники этой концепции считают, что экономическая политика, на­правленная на стимулирование совокупного спроса, неэффективна. Она не смогла справиться со стагфляцией, поразившей развитые страны в 70-х годах, а потому должна быть заменена более эффективной экономической политикой. "Активной силой", влияющей на уровень безработицы и инфляции, являются, по их мнению, изменения в совокупном предложении (сдвиги долгосрочной кривой AS). Экономическая политика, стимулирующая предложение, может включать программы поддержания занятости, переподготовки работников, сти­мулирования конкуренции, налоговые реформы и т.п.

Одним из действенных факторов увеличения совокупного предложения сторонники данной концепции считают снижение налогов. При этом они опи­раются на кривую Лаффера (рис. 10.4). А.Лаффер считал, что по мере роста ставки налога (t) от 0 до 100% налоговые поступления (Т) сначала увеличивают­ся и достигают максимума в точке А при t=a, а затем падают, несмотря на рост налоговой ставки. Падение налоговых поступлений, по предположению Лаффе­ра, связано с тем, что более высокие ставки сдерживают экономическую актив­ность (падают инвестиции, потребление, сбережения и пр.), а следовательно со­кращают налоговую базу, поэтому даже при росте налоговой ставки поступле­ния от налогов падают.

Как известно, кейнсианцы трактуют рост налогов как снижение покупа­тельной способности, а следовательно, как антиинфляционный феномен (сдвиг кривой AD влево). Сторонники "экономики предложения" считают, что боль­шинство налогов переходят в издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен ("налоговый клин"), т.е. дают эф­фект ускорения инфляции издержек. Таким образом, увеличение налогов сме­щает кривую AS влево, доход падает, сокращается налоговая база, а следова­тельно, и сумма налоговых поступлений.

Рис. 10.4 Кривая Лаффера

Снижение налоговых ставок, по мнению Лаффера и его сторонников, может создать дополнительные стимулы к труду, инвестициям, сбережениям, расширению производства и, соответственно, налоговой базы. Сократится и ук­лонение от налогов. Все это благоприятно отразится на состоянии бюджета: рост занятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост дохода увеличит суммарные налоговые поступления в бюджет даже при более низкой налоговой ставке.

Критики данного подхода указывают на тот факт, что налоговые стиму­лы смогут привести к росту производства лишь в долгосрочном периоде. К тому же, сработают ли эти стимулы? Во многом это зависит от чувствительности эко­номики к изменению налоговых ставок. Нельзя, например, однозначно утвер­ждать, что при снижении подоходных налогов люди станут работать больше, а не предпочтут отдых, если теперь тот же доход после выплаты налогов (распо­лагаемый доход) можно будет получить, затрачивая меньше труда.

Отдача от дополнительных инвестиций будет получена не сразу, а вот увеличение потребления при снижении налогов расширит совокупный спрос. Рост спроса опередит увеличение предложения, что может привести к инфля­ции и бюджетному дефициту.

Наконец, на практике бывает трудно определить, находится экономика дальше или ближе точки А на кривой Лаффера. Если экономика стартует в точке С, то снижение налоговых ставок действительно может увеличить налого­вые поступления, но если движение начнется из точки В, то неминуем рост дефицита бюджета вследствие падения налоговых поступлений со всеми вытекающими негативными последствиями.

Среди мер экономической политики, направленных на стимулирование совокупного предложения, нередко выделяют:

- меры по стимулированию текущего объема производства;

- меры, направленные на долгосрочное повышение темпов роста про­изводства.

К первой группе обычно относят меры по повышению эффективности использования факторов производства, повышению эффективности распределе­ния ресурсов между конкурирующими областями их применения через реформу финансовой системы, государственного сектора, рынка труда и т.д., меры по сокращению "налогового клина" через реформу налоговой системы, сокраще­ние дотаций, снятие торговых ограничений и пр. Ко второй группе относят стимулирование сбережений и инвестиций, а также совершенствование меха­низма перевода первых во вторые; стимулирование нововведений в области об­разования и создание новых технологий; стимулирование притока иностранных инвестиций и другие структурные преобразования.

ЗАДАЧИ И ТЕСТЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: