Глава 2. Вооруженные конфликты и их классификация 8 страница

3. Устанавливается особый режим для граждан противника <1>. Они могут покинуть территорию воюющего государства в том случае, если их выезд не противоречит интересам этого государства (ст. 35 IV Женевской конвенции). К ним может быть применен специальный правовой режим, вплоть до интернирования или принудительного поселения в определенном месте (ст. ст. 41 и 42 IV Женевской конвенции).

--------------------------------

<1> Они могут быть размещены в специальном районе, интернированы, им может быть предложено покинуть территорию государства.

4. Имущество, принадлежащее вражескому государству, конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских представительств. Морские суда (во избежание конфискации) в течение установленного срока должны покинуть воды и порты неприятельского государства (этот определенный срок называется "индульт"). Имущество граждан неприятельского государства в принципе считается неприкосновенным.

5. Торговые сделки с юридическими и физическими лицами неприятельских государств, как и виды сношений личного и коммерческого характера между гражданами воюющих государств, запрещаются.

Остаются неурегулированными нормами права проблемы, возникающие в вооруженном конфликте, который участники не признают войной. В таких случаях могут сохраняться дипломатические и консульские отношения, а также действие договоров. Еще более острыми бывают проблемы, когда начинается внутренний вооруженный конфликт. Статья 2, общая для всех Женевских конвенций, устанавливает, что нормы МГП должны применяться в случае объявления войны или всякого другого вооруженного конфликта, даже если состояние войны участниками не признается.

Нормы, регулирующие ведение военных действий, перестают применяться с прекращением этих действий (с окончанием вооруженного конфликта).

Вместе с тем момент окончания вооруженного конфликта связывается не только с прекращением самих военных действий, но и с решением многих гуманитарных проблем, явившихся следствием вооруженного конфликта (в частности, военного плена, интернирования и оккупации - ст. 5 ЖК I, ст. 5 ЖК III, ст. 6 ЖК IV), а эти два аспекта часто не совпадают по времени.

Прекращение военных действий между воюющими сторонами может быть выражено в следующих формах.

1. Местное перемирие (приостановление военных действий) <1>, заключаемое для ограниченного (по времени, пространству, целям) приостановления вооруженной борьбы между отдельными частями воюющих армий. Оно распространяется на небольшие участки театра войны и длится обычно относительно короткое время.

--------------------------------

<1> В доктрине международного права нет единства взглядов по вопросу о разграничении понятий "приостановление военных действий" и "местное перемирие". Одни авторы (Оппенгейм, Лаутерпахт, Березовский, Коровин) считают, что ими обозначаются различные стадии прекращения военных действий. Другие (Коркунов, Мартенс), по нашему мнению, более обоснованно утверждают, что "это сугубо техническое отличие не основывается на каких-либо юридических признаках". Подробнее см.: Соколов В.А. Мирный договор - основная правовая форма восстановления послевоенных отношений между государствами. Саратов, 1965. С. 21.

2. Общее перемирие - прекращение военных действий на всем театре войны без ограничения каким-либо сроком. Оно оформляется в виде соглашения, подписание которого формально входит в компетенцию командования вооруженных сил. Однако поскольку общее перемирие - акт не только военный, но и политический, окончательное решение о нем принимается государственными органами. Перемирие является существенным шагом к окончательному прекращению войны.

3. Капитуляция <1> - окончание военных действий, прекращение сопротивления вооруженных сил противника на условиях, предъявленных ему победителем. В результате общей капитуляции на побежденное государство могут быть возложены определенные политические, экономические и военные обязательства. При капитуляции, как правило, все вооружение переходит к победителю, личный состав передается в качестве военнопленных. Разновидностью капитуляции является безоговорочная капитуляция <2>. Если перед агрессором капитулирует правительство, тем самым создавая своему народу препятствия для ведения борьбы против вторжения противника, то такая капитуляция не может считаться правомерной и не обязывает народ соблюдать ее положения <3>.

--------------------------------

<1> См.: Словарь международного права. М., 1982. С. 61.

<2> В результате безоговорочной капитуляции Германии и Японии были прекращены военные действия во Второй мировой войне. Соглашение о безоговорочной капитуляции подписывается без всяких условий и оговорок; оно свидетельствует о признании полного и окончательного поражения одной из воюющих сторон и сопровождается сдачей всех ее вооруженных сил.

<3> Например, капитуляция петеновского правительства Франции 22 июня 1940 г. перед фашистской Германией.

Однако общее перемирие и капитуляция не прекращают правового состояния войны. После этого необходимо мирное урегулирование. Формами прекращения состояния войны являются:

1. Односторонняя декларация. При этом между воюющими государствами не ведется переговоров, а вопрос о прекращении войны решается по инициативе одной стороны <1>.

--------------------------------

<1> 9 июля 1951 г. Франция и Великобритания, а 19 сентября 1951 г. США прекратили состояние войны с Германией. 25 января 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ "О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией", в соответствии с которым прекратилось состояние войны и установились мирные отношения; утратили силу юридические ограничения в отношении германских граждан, рассматривавшихся в качестве граждан вражеского государства. См.: Ведомости ВС СССР. 1955. N 2. Ст. 34.

2. Соглашение (совместные декларации) о прекращении военных действий:

а) соглашение о местном перемирии имеет целью эвакуацию раненых с поля боя, а также женщин, детей, больных из осажденных пунктов, погребение убитых и др. Оно заключается на небольшом участке фронта;

б) соглашение об общем перемирии прекращает военные действия на всем театре войны и имеет не только военный, но и политический характер, поскольку заключается, как правило, от имени правительства <1>. Его нарушение следует рассматривать как акт агрессии <2>;

--------------------------------

<1> Соглашения об общем перемирии после Второй мировой войны с государствами, воевавшими на стороне Германии, заключались от имени Объединенных Наций, а подписывались представителями тех воюющих держав, которые находились в состоянии войны с этими государствами. Так, по соглашению с Италией от 3 сентября 1943 г. предусматривалось: а) немедленное прекращение военных действий итальянскими вооруженными силами; б) передислокация войск и флотов в такие пункты, которые указывались союзниками; в) немедленная передача военнопленных; г) беспрепятственная передача союзникам аэродромов и военно-морских портов и др.

<2> Современное международное право предусматривает возможность заключения соглашения о перемирии по инициативе и под контролем Совета Безопасности ООН. В соответствии со ст. 10 Устава ООН СБ вправе потребовать от заинтересованных сторон прекращения военных действий в качестве временной меры впредь до окончательного урегулирования.

в) совместная декларация о прекращении состояния войны в результате переговоров <1>.

--------------------------------

<1> Например, такая декларация, согласно которой прекращалось состояние войны и восстанавливались мир и добрососедские дружественные отношения, была подписана 19 октября 1956 г. между СССР и Японией. Были восстановлены дипломатические и консульские отношения между этими странами; Советский Союз взял на себя обязательство поддерживать просьбу Японии о принятии ее в члены ООН, а также освободить и репатриировать всех осужденных японских граждан. После англо-аргентинского конфликта по поводу Фолклендских островов мирные отношения были восстановлены путем подписания в 1989 г. совместного коммюнике.

3. Мирный договор - единственная юридическая форма прекращения состояния войны, которая может быть наиболее успешно использована для установления прочного и длительного мира. Мирные договоры юридически закрепляют прекращение состояния войны и восстановление мирных отношений между воевавшими сторонами. Они регулируют широкий круг вопросов: в территориальных постановлениях решаются вопросы государственных границ; в политических - устанавливаются права и свободы граждан, закрепляется обязательство наказывать военных преступников; в военных - регулируются вопросы ограничения вооруженных сил, военного производства; в экономических - устанавливается объем репараций и реституций <1>.

--------------------------------

<1> После Второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции подписали мирные договоры с Италией, Румынией, Финляндией, Венгрией, Болгарией (10 февраля 1947 г.). Так, мирный договор с Италией запрещал деятельность на итальянской территории фашистских организаций; Италия отказывалась от всех своих колоний в Африке; она принимала на себя обязательства: задерживать и выдавать военных преступников - граждан союзных с ней государств; не производить атомное оружие, не строить новых военно-морских баз, выполнять репарации и реституции, установленные договором.

Следует подчеркнуть, что нормы, регулирующие ведение военных действий, перестают применяться с прекращением этих действий. Что же касается норм о защите жертв войны, то они подлежат применению до окончательного урегулирования подпадающих под их действие вопросов. Так, режим обращения с ранеными и больными военнослужащими, а также военнопленными соблюдается до их репатриации. Относительно населения оккупированных территорий IV Женевская конвенция (ст. 6) требует сохранения установленного ею режима в течение одного года после общего прекращения военных действий. Не прекращается применение соответствующих норм и при аннексии оккупированных территорий <1>.

--------------------------------

<1> Так, в течение всего периода оккупации Ираком территории Кувейта в 1990 г. подлежала применению IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, несмотря на то, что Ирак объявил эту территорию своей 19-й провинцией.

Определение момента окончания внутригосударственного вооруженного конфликта и прекращения действия норм Дополнительного протокола II и ст. 3, общей для всех Женевских конвенций 1949 г., содержится лишь в доктрине. Он может быть определен логическим путем через рассмотрение прекращения действия тех мер, которые были приняты по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, и ограничивали свободу людей. Такой момент определяется как окончание активных боевых действий, т.е. завершение военных операций, за исключением случаев осуждения за уголовные преступления, связанные с таким конфликтом (в части судебных гарантий, установленных ст. ст. 5 и 6 Дополнительного протокола II).

§ 3. Пространственная сфера ведения боевых действий.

Особые зоны и приравненные к ним территории

Пределы действия МГП в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания (ratione loci). Действие нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, подведомственную органу, их издавшему.

С точки зрения международного права различают: 1) территории, находящиеся под суверенитетом государства - государственные территории, территориальные и внутренние воды; 2) территории с международно-правовым режимом (международные территории) - космическое пространство, открытое море, Антарктика, морское дно за пределами национальной юрисдикции; 3) территории со смешанным правовым режимом - прилежащие и исключительные экономические зоны, континентальный шельф, демилитаризованные и нейтрализованные территории.

Соответственно, нормы МГП действуют в тех пространствах, на которые распространяется их действие (о чем достигнуто согласие субъектов МГП).

Ведение военных действий сторонами, принимающими участие в вооруженной борьбе, должно осуществляться в определенных пространственных пределах, где может происходить вооруженный конфликт. Территория, ограничиваемая ими, называется театром войны или театром военных действий (ТВД). Под театром войны понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушная <1>), открытое море и воздушное пространство над ним. В театр войны может входить несколько театров военных действий. Под театром военных действий понимается территория, на которой вооруженные силы противоборствующих сторон фактически ведут боевые действия.

--------------------------------

<1> Конвенции в сфере МГП в силу ст. 29 Венской конвенции о праве международных договоров должны применяться в отношении всей территории воюющих сторон. И.И. Лукашук - автор формулировки указанной статьи - указывает, что понятие "вся территория участника" включает не только государственную территорию, но и выходящие за ее пределы пространства, на которые в той или иной мере распространяется юрисдикция государства в соответствии с международным правом. См.: Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учеб. М., 1977. С. 213.

В советской <1> и современной российской науке понятие "территория государства" разработано достаточно глубоко <2>. Под государственной территорией понимается пространство, на которое распространяются правовые установления данного государства, на котором органы государственной власти обладают правом на законное принуждение к соблюдению и исполнению правовых норм <3>. Конституция РФ выделяет два вида пространств: 1) собственно территория государства, в пределах которой оно осуществляет абсолютную юрисдикцию; 2) пространства, на которых суверенные права и юрисдикция определяются в соответствии с нормами международного права (например, исключительная экономическая зона и континентальный шельф). Собственно территория РФ <4> представляет собой исторически сложившееся пространство в пределах государственной границы, на которое распространяется суверенитет России <5>. Территорию РФ образуют: 1) сухопутная территория РФ, в том числе эксклав <6> - Калининградская область <7>; 2) водная территория (внутренние воды), включающая 12-мильную зону территориальных вод <8>; 3) земные недра в пределах сухопутной и водной территории <9>; 4) воздушное пространство до его границы с космосом <10>; 5) здания посольств и консульств за рубежом; 6) "плавающая" и "летающая" территории (государственные морские и воздушные суда); 7) подводные кабели и трубопроводы, соединяющие одну часть государственной территории с другой.

--------------------------------

<1> Большая советская энциклопедия определяет территорию как "пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет, где господствующий класс осуществляет свою государственную власть, распоряжаясь, в частности, и самой территорией и организуя ее в административном отношении в соответствии со своими интересами". См.: БСЭ. Т. 54. М., 1946. С. 178. В последующих изданиях БСЭ дает сходные, хотя и более научно корректные, определения "территория", "территория государственная". Например, см.: БСЭ. 2-е изд. Т. 42. М., 1956. С. 360; БСЭ. 3-е изд. Т. 76. М., 1976. С. 509. Безусловно, сегодня не может удовлетворить неизбежная для того периода ее гипертрофированная классовая направленность.

<2> Особого внимания при рассмотрении проблематики территории государства среди современных российских источников заслуживают монографические исследования: Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М.: МГУ, 1997; Он же. Территориальные режимы и территориальные споры. М.: МГУ, 2001; Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000; Доленко Д.В. Политика и территория. Основы политического регионоведения. Саранск, 2000; и др.

<3> Н.А. Ушаков предлагает определение государственной территории как "земного пространства, в пределах которого действует присущее государству свойство верховенства (территориального верховенства), иными словами, пространства, в пределах которого государство осуществляет верховную власть и которым оно распоряжается, организуя его в административном (для целей управления) отношении и устанавливая его правовой режим (в целом и в части)". См.: Ушаков Н.А. Международное право: основные термины и понятия. М.: ИГП РАН, 1996. С. 38.

<4> Конституция РФ неоднократно упоминает термины "территория" (ч. ч. 1, 2, 3 ст. 4, ч. 1 ст. 68, п. "б" ст. 71), "целостность Российской Федерации" (ч. 5 ст. 13), "территория Российской Федерации" (ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 74) и "территории ее субъектов" (ч. 1 ст. 67), "целостность и неприкосновенность территории" (ч. 3 ст. 4), "территориальные органы" (ч. 1 ст. 78), "государственная целостность" (ч. 2 ст. 80), "целостность государства" (ч. 1 ст. 82), "границы территорий" (ч. 2 ст. 131) и т.д.

<5> Это базисное определение территории используется в нормативных правовых актах РФ применительно к предметам регулирования, по которым они были приняты.

<6> Под эксклавом понимается часть государственной территории, отделенная от основной территории государства территориями другого (других) государств, имеющая выход к открытому морю.

<7> Общая площадь сухопутной территории РФ составляет 17075,4 тыс. кв. км.

<8> Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 31 июля 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". Внутренними морскими водами РФ являются воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации (ч. 1 ст. 1 Закона). Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. Территориальное море РФ - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море (ч. 4 ст. 2 Закона).

<9> Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее по сложившемуся обычаю они также входят в понятие государственной территории. См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 296. Федеральный закон от 21 февраля 1992 г. "О недрах" в ст. 1.2 устанавливает, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

<10> В воздушном пространстве, подпадающем под исключительную юрисдикцию государства, оно с учетом своих международно-правовых обязательств вправе самостоятельно устанавливать правовой режим. Это воздушное пространство над государственной территорией, верхней границей которого является его соприкосновение с космическим пространством. Точной границы воздушного и космического пространства нет. Но считается, что она проходит на уровне 100 - 110 км от земной поверхности - уровне, за которым искусственные аппараты могут свободно вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере.

В науке международного права выделяют несколько подходов к пониманию территории государства: 1) объектная теория <1>; 2) патримониальная теория <2>; 3) пространственная теория <3>; 4) теория триединства (или так называемых элементов государства) <4>. Применительно данному случаю мы придерживаемся именно пространственной теории.

--------------------------------

<1> Этой концепции свойственно низведение отношений по поводу государственной территории до уровня публично-вещного права. Она исходит из того, что государственная территория является объектом права собственности, выступает как земельное выражение права собственности (К.Л. Галлер и др.). Территория рассматривается не только как элемент государства, но и как его объект. В той мере, в какой гражданско-правовые сделки по поводу земли допустимы между гражданами, они допустимы и между государствами.

<2> Она рассматривает государственную территорию как объект реального права собственности, причем ее сторонники (Л. Оппенгейм и др.) полагают, что государственная территория является объектом не государственной, а международно-правовой собственности. Отсюда способность государства свободно распоряжаться территорией. См.: International Law. A Treatise / By L. Oppenheim. Sixth Edition. London; New York; Toronto, 1947. P. 408.

<3> Представлена нормативистами, в частности Г. Кельзеном. Сторонниками данной теории являлись в Германии - Г. Еллинек, Л. Шалланд, К. Фрикер; в России - Н. Коркунов, Ф. Кокошкин, В. Незабитовский. Теория лимитированного пространства и теория компетенции (Raumtheorie) сводят территорию к сфере пространственной компетенции государства. Они отрицают вещный характер государственной территории и исходят из того, что "управление... не означает материального владения территорией. Оно означает управление людьми, которое немыслимо без территории. Но государство властвует не как частное лицо, а как публично-правовая власть. Территория, следовательно, является не реальным объектом, а пространственным пределом власти". См.: Трайнин И.П. Вопросы территории в государственном праве // Известия Академии наук СССР. 1947. N 4. С. 225.

<4> Данная концепция исходит из единства следующих элементов - территории, населения и власти. При рассмотрении вопросов передачи территории согласно принципам советского права подчеркивалось, что акты государства по территориальным вопросам (например, решения, санкционирующие включение в состав СССР новых территорий или передачу определенной территории другим государствам) рассматриваются как документы политического характера, но не осуществление правомочий собственника земли. Государство, осуществляющее передачу части своей государственной территории другому государству, выступает как политический суверен, но не как собственник земли, поскольку это право никому не может быть передано. См.: Турубинер А.М. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. М.: Изд-во МГУ, 1958. С. 35.

Вместе с тем действующие нормы международного права устанавливают точно определенные изъятия из театра войны территорий, в том числе и в пределах воюющих государств. В соответствии с международными договорами не могут считаться театром войны, а, следовательно, и объектом нападения и уничтожения:

1) территория (сухопутная, морская и воздушное пространство над ней) нейтральных и других невоюющих государств;

2) международные проливы и каналы <1>;

--------------------------------

<1> К ним относятся: а) Магелланов пролив (по договору между Аргентиной и Чили 1981 г.); б) Суэцкий канал (в соответствии с Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу (Константинополь, 29 октября 1888 г.). Конвенцию подписали: Россия, Германия, Австро-Венгрия, Испания, Франция, Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии, Италия, Нидерланды и Люксембург, Турция; присоединились после подписания: Греция, Швеция, Норвегия, Дания, Португалия, Япония, Китай. Текст Конвенции опубликован: Сборник действующих трактатов, конвенций и соглашений, заключенных Россией с другими государствами. Т. II. СПб., 1906. С. 135 - 141); в) река Дунай (по Конвенции о режиме судоходства на Дунае (Белград, 18 августа 1948 г.).

3) части Мирового океана, острова, архипелаги, на которые распространен режим нейтрализованных и демилитаризованных территорий <1>;

--------------------------------

<1> Сюда входят: а) Аландские острова (по соглашению между СССР и Финляндией от 11 октября 1940 г.); б) архипелаг Шпицберген и прилегающая акватория (по Договору о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г. Текст договора опубликован: Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза Советских Социалистических Республик. 1935. N 17. Отдел второй. Ст. 138. С. 286. Присоединение Союза ССР к этому Договору одобрено ЦИК Союза ССР 27 февраля 1935 г. и вступило в силу 7 мая 1935 г.); в) Пантеллерия, Пелагские острова (Лампедуза, Лампионе и Линоза) и Пианоза (в Адриатическом море) по Мирному договору с Италией (Париж, 10 февраля 1947 г.). СССР ратифицировал Договор Указом Президиума ВС СССР от 29 августа 1947 г. Договор вступил в силу (в том числе для СССР) 15 сентября 1947 г. Текст Договора опубликован: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1956. Вып. XIII.

4) территории и пространства (например, внеатмосферное пространство, морское дно), объявленные одновременно нейтрализованными и демилитаризованными <1> (объявленные международными соглашениями безъядерные зоны в целом не исключаются из сферы вооруженного конфликта, но они не могут быть театром ядерной войны <2>);

--------------------------------

<1> К ним относятся: а) Антарктика (по Договору об Антарктике (Вашингтон, 1 декабря 1959 г.). СССР ратифицировал Договор Указом Президиума ВС СССР от 20 октября 1960 г. Договор, в соответствии с его статьей XIII, вступил в силу 23 июня 1961 г. Текст Договора официально опубликован не был; б) Луна и другие небесные тела (по Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва - Вашингтон - Лондон, 27 января 1967 г.). СССР ратифицировал Договор Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1967 г. N 1149-VII (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1967. N 44. Ст. 588). В соответствии с п. 3 ст. XIV Договора он вступил в силу 10 октября 1967 г.; Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1996 г. N 51/122 "Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран" (Московский журнал международного права. 1997. N 27); Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 г.).

<2> Российская Федерация не применит ядерное оружие против государства - участника Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке, кроме как в случае вторжения или любого другого вооруженного нападения на Российскую Федерацию, ее территорию, Вооруженные Силы или другие войска, на ее союзников или государство, с которым она имеет обязательство в отношении безопасности, осуществляемого или поддерживаемого государством - участником Договора, не обладающим ядерным оружием, совместно или при наличии союзнических обязательств с государством, обладающим ядерным оружием. В соответствии со ст. 1 Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке (г. Каир, 11 апреля 1996 г.) "зона, свободная от ядерного оружия, в Африке" означает территорию Африканского континента, островных государств - членов ОАЕ и других прилегающих островов, рассматриваемых Организацией африканского единства в ее резолюциях как часть Африки. Между тем острова архипелага Чагос, до тех пор пока на этих островах находится военная база ядерной державы, не могут рассматриваться как удовлетворяющие требованиям, предъявляемым Договором к территориям, свободным от ядерного оружия. Наряду с этим из заявлений, сделанных при подписании Протоколов, также следует, что определенные территории, включая, в частности, упомянутые острова, не могут рассматриваться как удовлетворяющие требованиям, предъявляемым Договором к территориям, свободным от ядерного оружия, и что сделавшие эти заявления государства считают себя свободными от обязательств, вытекающих для них из Протоколов к Договору в отношении указанных территорий. Исходя из этого, Российская Федерация не может считать себя связанной обязательствами по Протоколу I в отношении указанных территорий. См.: Распоряжение Президента РФ от 18 сентября 1996 г. N 472-рп "О подписании Протоколов I и II к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке" // СЗ РФ. 1996. N 39. Ст. 4559.

5) санитарные зоны и местности, в том числе на оккупированной территории <1>;

--------------------------------


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: