Объекты лицензий

Изобретением признается техническое решение, обладающее но­визной и существенными отличиями. Под техническим решением в широком смысле понимается практическое средство удовлетворения определенных потребностей. Например, отдельные способы лечения болезней не относятся к технике в общепринятом понимании, но поскольку они предполагают применение некоторых лечебных средств в строго установленных дозах, в течение конкретного време­ни, с соблюдением определенного порядка, то имеет место техника лечения, которая в этом смысле и рассматривается как техническое решение.

Какая-либо задача считается выполненной, если:

а) имеется указание на технические средства (способы) для ее решения;

б) раскрываются принципиально важные моменты (основная схема);

в) решение осуществимо, т.е. пригодно для использования. Это значит, что специалисты в данной области с помощью общеизвест­ных приемов и технических средств могут внедрить изобретение.

Техническое решение необязательно должно сопровождаться теоретическим обоснованием. Оно считается новым при условии, что его сущность не была раскрыта ранее в данной стране или за границей настолько, что стало возможным его осуществление. Рас­крытие сущности решения может произойти посредством либо опуб­ликования, либо демонстрации, либо в результате открытого приме­нения. Во всех этих случаях становится доступным копирование решения, что влечет за собой утрату им новизны.

Техническое решение признается обладающим существенными отличиями, если оно характеризуется новой совокупностью призна­ков, дающих положительный эффект, например:

а) все признаки являются новыми;

б) часть признаков является новой, а часть — известной;

в) все признаки являются известными, а их сочетание — новыми.

Сходные однородные изобретения называются аналогами, а наи­более близкий из них к предложенному новому техническому реше­нию — прототипом. Несущественные отличия в новом техническом решении не позволяют считать его изобретением, например исполь­зование эквивалентных средств (замена пайки сваркой).

Охрана прав изобретателя осуществляется при помощи патентов. Патент представляет собой документ, удостоверяющий государствен­ное признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан (патентообладателем), исключитель­ное право на изобретение. Патент выдается государственным патент­ным ведомством изобретателю или его правопреемнику (право на служебное изобретение обычно принадлежит предпринимателю) по его заявке, рассмотренной в соответствии с процедурой, установленной законодательством данного государства. Срок действия патента также устанавливается национальным законодательством (обычно 15—20 лет). Исключительное право патентообладателя заключается в предоставлении ему монопольного права на применение изобрете­ния (искусственная монополия). Если изобретение используется без разрешения владельца, он может обратиться в суд с иском о возме­щении ущерба и запрещении действий, связанных с нарушением патента. Патентообладатель имеет право отчуждать свои права на изобретение и выдавать разрешение (лицензию) другим лицам на использование запатентованного изобретения.

Патент охраняет права его владельца, как правило, только в стра­не, где он выдан. Но в последнее время, например в Западной Евро­пе, действует европейский патент.

За выдачу патента взимается патентная пошлина. Так, при выдаче европейского патента она взимается за подачу заявки, проведение поиска, указание государства, в отношении которого действует заявка, поддержание заявки в силе, проведение экспертизы, выдачу патен­та, подачу возражения и апелляции, за возобновление рассмотрения заявки в случае пропуска заявителем установленных сроков. Взима­ние пошлины при подаче заявки характерно для всех развитых стран, а во многих странах к тому же взимаются годовые пошлины в тече­ние срока действия патента. В большинстве стран сумма годовой пошлины возрастает по мере приближения к концу срока действия патента.

Обычно фирмы не ограничиваются одним патентом на данное изобретение, а формируют блок патентов — «зонтик», не позволяющий конкурентам проникать в техническую область, где данная фирма является пионером.

В современных условиях острой конкуренции, когда новизна про­дукции имеет существенное значение для ее успешного сбыта, па­тентная защита нововведений очень важна наряду с естественными рыночными преимуществами, существующими благодаря примене­нию изобретения в производстве. Владелец патента ограничивает свободу деятельности своих конкурентов, поэтому может завоевать и удерживать более выгодные позиции как на отечественном, так и на зарубежном рынке. Кроме того, наличие патента стимулирует спрос, поскольку ссылка на патент оказывается более эффективной, чем простое описание.

Патенты не только выполняют функцию защиты изобретений от использования их другими фирмами, но и являются источником непрерывной информации о новейших научно-технических достижениях. С помощью патентных фондов можно легально собирать конкретный материал на объекты лицензий, систематически следить за новыми изобретениями и анализировать научно-технические исследования. Практически все крупные фирмы имеют патентные фонды или пользуются услугами соответствующих организаций. По оценкам специалистов, около 80% информации, содержащейся в патентах, невозможно найти ни в одном другом источнике.

Патентование, как правило, на 2-3 года опережает внедрение новой технологии в производство, а патент — это потенциальная лицензия, поэтому постоянное изучение соответствующей инфор­мации позволяет фирмам вырабатывать стратегию и прогнозировать развитие лицензионной торговли.

Промышленным образцом (industrial design) признается новое худо­жественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. При помощи промышленного образца устанавливает­ся монополия на форму (орнамент) продуктов труда. На промыш­ленные образцы, так же как и на изобретения, выдаются патенты.

Товарный знак (trademark) — это зарегистрированное в установ­ленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий. Товарные знаки обычно имеют буквенное или графическое изображение. Для идентификации услуг применяются знаки обслуживания.

Патенты на изобретения и промышленные образцы, сертифика­ты, подтверждающие регистрацию товарных знаков и знаков обслу­живания, охраняемые Парижской конвенцией 1883 г., относятся к промышленной собственности.

Промышленная собственность вместе с авторскими правами образует понятие интеллектуальной собственности.

Авторское право (copyright) распространяется на любые творчес­кие произведения независимо от формы, назначения и достоинств произведения (лекции, доклады, статьи, брошюры, книги, техничес­кие описания, инструкции по эксплуатации, иллюстрации любого вида, рисунки, плакаты, фотографии и т.п.). Это право означает, что без согласия автора или его правопреемников никто не может ни в каком виде воспроизводить или любым иным образом использовать охраняемые правом объекты. Авторские права охраняются нацио­нальными законами, а на международном уровне — Бернской кон­венцией 1886 г. и Всемирной конвенцией 1952 г.

Наряду с патентными лицензиями существуют и беспатентные лицензии на ноу-хау (непатентованное научно-техническое дости­жение и производственный опыт конфиденциального характера), владелец которого обладает естественной монополией в отличие от владельца запатентованного изобретения. Впервые этот термин был применен в США. В буквальном переводе с английского он означает знать как, что является сокращением выражения знать, как это сделать. Первоначально в лицензионные соглашения включались условия, предусматривающие передачу покупателю технических зна­ний и опыта как производственных секретов продавца, необходи­мых для реализации права на использование изобретения. Однако с развитием техники значение передачи этой информации стало так велико, что ноу-хау превратилось в самостоятельный объект лицен­зионных соглашений. В одних случаях ноу-хау — это фактическое изобретение, которое умышленно сохраняется в тайне и не патенту­ется или является элементом изобретения, не включенным в описа­ние, в других — оно непосредственно связано с изобретением, но само по себе непатентоспособно, поскольку не соответствует требо­ваниям, установленным законодательством. Например, программ­но-математическое обеспечение ЭВМ было и остается непатенто­способным, как и любые математические формулы, алгоритмы и т.п.

В отличие от запатентованного изобретения ноу-хау не пользует­ся особой правовой охраной, и поэтому наилучшей формой защиты подобных знаний является коммерческая тайна.

Ноу-хау могут включать:

· предметы — образцы изделий, незапатентованные промыш­ленные образцы, машины, приборы, запасные части, инструмен­ты, приспособления и т. д.;

· техническую документацию — формулы, расчеты, чертежи, схемы, незапатентованные изобретения и т.д.;

инструкции — пояснения, касающиеся конструкции производ­ства или применения изделия, процесса производства, производ­ственных навыков, практических советов; сведения об организа­ции работы и данные, помогающие в решении экономических вопросов.

Таким образом, понятие ноу-хау достаточно широко, оно охваты­вает всевозможную техническую и иную информацию, необходимую прежде всего для производства какого-либо изделия, и представляет собой определенную экономическую ценность.

В международной практике наиболее часто встречаются патент­ные лицензии с одновременной передачей ноу-хау и оказанием тех­нической помощи в налаживании производства. Второе место занимают лицензии на ноу-хау и только третье — чисто патентные ли­цензии, не предусматривающие передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау, т.е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств, поэтому ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии.

При заключении договоров на ноу-хау не действует патентная за­щита, поэтому особое значение в данном виде лицензионных согла­шений имеют условия о неразглашении ноу-хау как в период срока действия лицензионного соглашения, так и после его окончания. В этой связи иногда в соглашении даже оговаривается порядок оз­накомления с ноу-хау сотрудников лицензиата.

Наиболее характерными условиями лицензионных соглашений, ограничивающими лицензиата в использовании ноу-хау, являются:

не передавать приобретенные знания и опыт третьей стороне в течение срока действия соглашения и в среднем до 5 лет после окон­чания этого срока;

указывать в рекламных документах или на выпускаемой продукции, что она изготовлена по лицензии другой фирмы;

не предоставлять сублицензии на ноу-хау, так как это может повлечь за собой его утрату.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: