Ситуация: правомерно ли применение ЕНВД в отношении услуг общественного питания, оказываемых через рестораны (кафе, бары), расположенные на борту теплоходов

Напомним, что обязательным признаком объектов общепита с залами обслуживания посетителей является их расположение в здании (его части) или строении (абз. 20 ст. 346.27 НК РФ).

Теплоходы не являются зданиями или сооружениями, а относятся к транспортным средствам (пп. 6, 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ, абз. 91, 93 Введения к ОКОФ, код 15 3510000 ОКОФ). Поэтому рестораны (кафе, бары) на борту теплоходов не признаются объектами общепита. А значит, рассматриваемые услуги, оказываемые через эти объекты, не могут быть переведены на ЕНВД.

Аналогичный вывод косвенно следует из п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157.

С этим согласен и Минфин России, причем в разъяснениях он также руководствуется ОКОФ (Письмо от 15.06.2007 N 03-11-04/3/218).

К таким же выводам арбитражные суды приходили и до выхода Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157. Они признавали, что теплоходы - это транспортные средства, соответственно, и рестораны (кафе, бары), расположенные на их борту, не относятся к объектам общепита. Следовательно, услуги, оказываемые через данные объекты, не могли быть переведены на ЕНВД. Например, этой позиции придерживался ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 14.01.2010 N А56-20453/2008 (п. 8)).

Однако нередки случаи, когда теплоход используется только для оказания услуг общепита, а не в качестве транспортного средства.

Оказание услуг общественного питания через подобные объекты может переводиться на ЕНВД. К данным выводам пришел Президиум ВАС РФ в п. 5 Информационного письма от 05.03.2013 N 157. Члены Президиума ВАС РФ указали, что применение "вмененки" правомерно при одновременном соблюдении следующих условий:

- объект фактически имеет стабильное территориальное расположение (например, теплоход постоянно пришвартован к берегу);

- объект подсоединен к инженерным коммуникациям схожим со зданием образом.

Таким образом, услуги общепита, которые оказываются через теплоходы, соответствующие перечисленным требованиям, могут быть переведены на "вмененку".

Итак, подведем итог сказанному:

1) возможно, что вы применяете ЕНВД в отношении услуг общепита через ресторан (кафе, бар) на борту теплохода. Скорее всего, проверяющие посчитают это неправомерным и доначислят вам налоги по общему режиму или УСН. При этом для них вряд ли будет иметь значение факт использования или неиспользования данных объектов в качестве транспортных средств;

2) в связи с выходом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157 вполне вероятно, что суды поддержат налоговиков, если указанные объекты используются в качестве транспортных средств.

В противном случае суд может посчитать доначисления незаконными. При этом для него весомыми доказательствами неиспользования данных объектов в качестве транспортных средств будут являться их стабильное территориальное размещение и подсоединение к инженерным коммуникациям схожим со зданием образом.

Отметим, что приведенные разъяснения контролирующих органов и судебные акты были приняты на основании редакции Налогового кодекса РФ, действовавшей до 1 января 2013 г. В тот период при соблюдении требований гл. 26.3 НК РФ применение ЕНВД было обязательным. Однако полагаем, что содержащиеся в этих разъяснениях и судебных актах выводы в части применения (неприменения) ЕНВД в отношении услуг общественного питания на теплоходах актуальны и в настоящий момент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: