Ресурсная модель

В ресурсной модели анализ включает пять взаимосвязанных сфер (рис.3.3):

· организация;

· отрасль;

· товарные рынки;

· ресурсные рынки;

· родственные по компетенциям отрасли.

Рис.3.3 Ресурсная модель стратегического анализа

1. Организация.

Организация рассматривается с точки зрения строения внутренней цепочки ценностей, компетенции и стержневой компетенции (см. главу 2).

2. Отрасль.

По каждой организации, входящей в отрасль, анализируются:

· навыки и компетенции;

· размещение видов деятельности в ценностной цепочке;

· применяемые технологии;

· -количество и относительный объем продаж;

· -результаты деятельности (особенно в финансовом выражении);

· сложность или легкость входа в отрасль и выхода из нее;

· стратегические группировки.

Данный анализ дает возможность понять степень угрозы конкуренции или возможности сотрудничества.

3. Товарные рынки.

Товарные рынки – это рынки, на которых организация применяют свои компетенции и продают товары и услуги.

При анализе товарных рынков учитываются следующие моменты:

· рыночные сегменты (подразделение общего рынка на отдельные потребительские группы, каждая из которых обладает определенными свойствами и потребностями) и их прибыльность;

Пример: наиболее прибыльными сегментами для продажи компьютерных игр являются молодые люди в возрасте от 11 до 25 лет; по продаже услуг по уходу за ребенком – молодые семьи со средним уровнем дохода.

· потребности потребителей и мотивации (анализируются факторы, под воздействием которых потребители покупают тот или иной товар или услугу: чувствительность к цене, к качеству, степень приверженности данному бренду и др.);

Пример: рынок авиаперевозок пассажиров может быть разделен на 2 сегмента: деловых поездок и туристических; потребители первой группы более чувствительны к расписанию, уровню обслуживания, времени полета, количеству пересадок, чем к цене; потребители второй группы более чувствительны к цене.

· неудовлетворенные потребности потребителей;

· количество конкурентов на рынке и относительная рыночная доля каждого;

· количество потребителей и их относительная покупательная способность;

· доступ к каналам распределения;

· простота входа в отрасль;

· возможность усиления компетенции;

· необходимость создания новой компетенции.

Ресурсные рынки.

Это рынки, где организация получает финансовые, трудовые, материальные ресурсы, услуги и т.п. Организации пользуются обычно различными ресурсными рынками, причем каждый из них имеет свои особенности в зависимости от специфических потребностей организации.

По каждому из ресурсных рынков проводится анализ:

· потребности в ресурсах;

· количества и размеров существующих и потенциальных поставщиков ресурсов;

· способностей и компетенций поставщиков;

· возможностей сотрудничества с потенциальными или расширения возможностей сотрудничества с существующими поставщиками ресурсов;

· доступности поставщиков ресурсов со стороны конкурентов;

· природа ресурсов и возможность использования их заменителей (например, при производстве сухого молока можно использовать растительный белок вместо молока животного происхождения).

Анализ дает возможность определить степень зависимости от поставщиков тех или иных ресурсов, возможность сотрудничества с ними, степень влияния конкурентов на ресурсный рынок.

Родственные по компетенциям отрасли.

Это отрасли, в которых работают организации, имеющие родственные компетенции и производящие товары - или услуги-заменители.

При анализе определяются основные компетенции организаций, работающих в родственной отрасли, их количество и размеры; степень угрозы конкурентов в этих отраслях для данной организации; возможности проникновения в родственную отрасль анализируемой организации; степень соответствия товара - или – услуги-заменителя (производимого в родственной отрасли) потребительскому спросу, удовлетворяемому товарами (услугами) данной организации.

Ресурсная модель является более сложной по сравнению с 5-факторной моделью. Она дает возможность определить степень конкуренции внутри отрасли и рынков (как товарных, так и ресурсных) а также со стороны конкурентов родственных по компетенциям отраслях; оценить возможности выхода на новые рынки или входа в другие отрасли.

Анализ микроокружения дает возможность организации:

· определить отрасли, в которых она сможет применить свои стержневые компетенции;

· изучить покупателей и их запросы;

· определить новые рынки, на которых ее стержневые компетенции могут быть использованы;

· выявить угрозы, исходящие от существующих и потенциальных конкурентов в своей и других отраслях;

· определить рынки, на которых она будет приобретать ресурсы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: