Предложение: содержание, факторы. Закон предложения

 
 

Рассмотрим второй элемент рыночного механизма - предложение, которое показывает, какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам (при неизменности всех других параметров) в течение определённого периода. Предложение выражает ряд альтернативных возможностей и его можно изобразить в виде кривой SS.

Рис.6.3 Кривая предложения яблок SS

Кривая предложения SS является восходящей, так как показывает положительную или прямую связь между ценой яблок и предлагаемым их количеством. С повышением цен величина предложения возрастает, со снижением цен - уменьшается. Эта специфическая связь называется законом предложения. Он показывает, что производители хотят произвести и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене и меньшее - по низкой цене.

Кривая предложения SS имеет форму восходящей линии по следующим причинам:

1) более высокая цена, по которой реализуется произведенная продукция, увеличивает выручку и прибыль, что стимулирует производителя расширять производство продукта;

2) производство подвержено действию закона убывающей предельной производительности, согласно которому увеличение производства какого-либо товара в условиях ограниченности ресурсов увеличивает издержки его производства, а значит, и его цену.

Так же как и при анализе закона спроса, следует различать “ изменение в величине предложения “ и “ изменение в предложении “.

Изменение величины предложения вследствие изменения цены яблок вызывает передвижение на неизменной кривой предложения SS от одной точки, выражающей комбинацию «цена-количество», к другой. Например, рост цены яблок с 3-х рублей до 4-х за кг увеличивает величину предложения яблок с 4250 до 5000 кг (рис.6.4).

Изменение в предложении означает смещение кривой SS вправо-вниз, когда предложение увеличивается под влиянием неценовых факторов, или влево-вверх, когда предложение уменьшается под влиянием тех же факторов.

Неценовые факторы предложения:

1) цены на ресурсы;

2) технология производства;

3) налоги и дотации;

4) ожидания изменения цен;

5) число продавцов на рынке.

Рассмотрим воздействие на кривую предложения одного из перечисленных неценовых факторов. Например, снижение цен на ресурсы уменьшает издержки и увеличивает предложение, что выражается сдвигом кривой SS вправо от SS к S1S1.

Повышение цен на ресурсы увеличивает издержки, сокращает прибыль, производство и предложение яблок. Поэтому кривая SS смещается влево от SS к S2S2.

 
 

Рис.6.4 Изменение в предложении яблок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: