Основные характеристики процесса исследования

Основу науки управления, как и любой другой науки, составляет научный метод. Термин «научный метод» различными людьми может пониматься по-разному, хотя принципиальных различий в этом не обнаруживается. Например, Р. Джонсон (1971) под этим термином подразумевает шесть следующих основных этапов исследовательского процесса:

1) определение проблемы;

2) установление целей;

3) формулирование гипотез;

4) сбор данных (экспериментальная проверка гипотез);

5) классификация, анализ и интерпретация;

6) выводы, обобщение, корректировка гипотезы или разработка новой гипотезы.

Ф.А. Кузин (2000) выделяет семь этапов научного исследования:

1) обоснование актуальности;

2) постановка цели и конкретных задач;

3) определение объекта и предмета исследования;

4) выбор методов (методики) проведения исследования;

5) описание процесса исследования;

6) обсуждение результатов исследования;

7) формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Другими словами, научный метод – это метод, использующий общепризнанные процедуры и способы исследования.

Отсюда любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо выполнить при его проведении и организации:

- Научная обоснованность исследования;

- Методология исследования;

- Организация исследования;

- Научная новизна исследования;

- Результаты и эффективность исследования.

Характеристики в свою очередь обеспечиваются определенными процедурами (рис.1):

Характеристики процесса исследования
Научная обоснованность исследования
Актуальность проблемы Цель и задачи исследования Предмет исследования Объект исследования
Методология исследования
Аспектный подход Системный подход Концептуальный подход
Общенаучные методы Частнонаучные методы Специфические методы
Организация исследования
Техническое задание Программа Ресурсы исследования Технология исследования
Научная новизна исследования
Научная новизна Практическая ценность Прикладные исследования Апробация
Результаты и эффективность исследования
Результаты Затраты Эффективность Реализация

Научная обоснованность исследования заключается в описании актуальности его проведения и в постановке проблем, целей и задач, выявлении предмета и объекта исследования

Многовековая история человека сформировала множество способов решения возникающих перед ним проблем. Джонсон Р. (1971) приводит шесть основных из них:

 обращение к сверхъестественному;

 обращение к всемирно известным авторитетам – чем древнее, тем лучше;

 интуиция;

 здравый смысл;

 логика;

 научный метод.

Данный перечень хронологически не связан с процессом развития человечества, ибо и сегодня люди используют эти подходы в ситуациях, где необходимо решение проблем. Проблемы порождаются и решаются людьми. Поэтому, разбирая понятие «проблема», как утверждает Черняк Ю.И. (1975), нельзя забывать о чисто человеческих чертах его восприятия и связанных с этим трудностях. К трудностям восприятия проблем относятся:

 неясность понимания проблем;

 трудность постановки проблем на достаточно отдаленную пер­спективу;

 затрудненность классификации проблем, а отсюда и неправильный выбор средств их решения;

 искаженная оценка проблем, когда близкие, но мелкие проблемы заслоняют крупные, но отдаленные;

 неверная оценка значимости проблем под влиянием узкопрофес­сиональной точки зрения;

 смешение целей, которых хотят достичь, со средствами их достижения и др.

На правильность и четкость постановки проблемы влияют также психологические, коммуникационные и другие факторы.

Принято также различать проблемы по степени их структуризации [1][2], т.е. по ясности, осознанности их постановки; степени детализации и конкретизации представлений об их составляющих и взаимосвязях; и, наконец, по соотношению количественных и качественных факторов, отмечаемых в постановке проблемы. Учитывая это, выделяют три класса проблем:

 хорошо структуризованные;

 слабоструктуризованные, или смешанные проблемы, которые содержат как количественные, так и качественные оценки;

 неструктуризованные, или качественные проблемы.

Для первого класса проблем научные методы не нужны, поскольку для их решения существует развитый и мощный аппарат математического моделирования и строгие количественные методы решения. Основная область приложения научных методов или методов системного анализа – второй класс проблем – слабоструктуризованные (рис. 1.1).

Рис. 2. Структуризация проблем и логика их разрешения

Считается, что неструктуризованные проблемы не решаются методами системного анализа, для их решения применяются так называемые эвристические [2][3] методы [3][4]. Конечно, между этими тремя классами проблем трудно провести какие-либо четкие границы, но суть дела в другом. Метод системного анализа как раз и есть метод структуризации, упорядочения проблем.

Четкое изложение проблемы является первым этапом проведения успешного исследования.

Изложение проблемы включает в себя несколько пунктов:

а) выявление симптомов (симптоматика проблемы);

б) формулировка проблемы;

в) постановка гипотез о возможных причинах ее возникновения.

Симптомы – это явления, которые указывают на возникновение проблемы. В качестве симптомов могут выступать какие-то показатели или их динамика. Например, динамика объема продаж может показывать такую проблему, как снижение объема сбыта на рынке.

Формулировка проблемы имеет цель выявить поставленную жизнью противоречивую ситуацию. В процессе формулировки стремятся к тому, чтобы в ней получила как можно более точное отражение проблемная ситуация. Правильная постановка проблемы – залог успеха всей работы.

Например: 1) Резкое снижение объема сбыта в течение последнего года по неясным причинам

Заканчивается изложение проблемы формулировкой гипоте з (одной или нескольких) о возможных причинах появления проблемы.

Например: 1) Возможно, следствие действий конкурентов;

2) Изменения в поведении потребителей.

Здесь нужно сказать, что гипотезы возникают не только по причинам появления проблемы. На протяжении всего исследования могут возникнуть гипотезы и по возможным методам исследования и по другим категориям.

Гипотеза вообще – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей ее экспериментальной, а подчас и теоретической проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т.д. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленной цели исследования.

Существуют три уровня постановки проблемы:

1) интуитивная форма постановки проблемы – в этом случае ограничиваются только такой постановкой, которую мы разобрали;

2) постановка проблемы в соответствии с определенными правилами, но без необходимости их полного соблюдения, хотя и при наличии процедурного списка;

3) сознательное использование всех процедур постановки проблем и входящих в них операций.

Основные процедуры в соответствии с правилами постановки проблемы следующие:

1. Формулирование проблемы, состоящее из следующих операций: определение центрального вопроса проблемы; контрадикция – фиксация противоречия, которое стало основой проблемы; фанчатизация – предположительное описание предполагаемого результата.

2. Построение проблемы, предусматривающее следующие операции: стратификация – расщепление проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос; композиция – группирование и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему; локализация – ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и отграничение известного от неизвестного в области избранного для изучения объекта; вариантификация поиск альтернатив для всех элементов проблемы.

3.Оценка проблемы, характеризующаяся следующими действиями: кондификация – выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы и пр.; инвентаризация – проверка наличных возможностей, позволяющих положительно реагировать на решение проблемы; когнификация – выяснение степени проблемности, т. е. соотношения известного и неизвестного в информации, которую требуется использовать для решения проблемы; уподобление – нахождение среди уже решенных проблем, аналогичных решаемой; квалификация – возможность причислить проблему к определенному типу.

4.Обоснование, представляющее собой последовательность следующих процедур: экспозиция – установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами; актуализация – приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения; компроментация – выдвижение возражений против проблемы; демонтарция – синтез результатов, полученных на двух предыдущих стадиях.

5.Обозначение, состоящее из следующих процедур: экспликация понятий, т. е. перекодировка – перевод проблемы на иной научный или обыденный язык; интимизация понятий – словесная нюансировка выражения проблемы и подбор понятий, наиболее полно отражающих смысл проблемы.

На втором этапе формулируются цели исследования. Обычно исследование имеет какую-то основную цель (или несколько целей), которая затем декомпозируется (дробится на более мелкие цели). Например, при маркетинговом исследовании цель дробится по 5 направлениям

Таблица 2 – Цели маркетингового исследования

Симптоматика - объем чистой прибыли по пластиковым окнам в общем объеме прибыли продукции составляет около 11% (большую часть прибыли приносит основная продукция – деревянные окна и двери) - отрицательная динамика объемов продаж: начиная с 2012 года объем продаж пластиковых окон снизился на 60,5 %.
Формулировка проблемы Неясность причин сложившейся ситуации и возможных вариантов поведения в условиях жесткой конкурентной борьбы.
Возможные причины - ужесточение конкуренции из-за выхода большого числа фирм по производству и реализации пластиковых окон; - неудовлетворенность потребителей из-за качества пластиковых окон и срыва срока изготовления заказа; - пассивная политика продвижения (как следствие неизвестность Ижевского столярного завода как производителя пластиковых окон в кругу потребителей)
Общая цель маркетингового исследования Выявление возможных вариантов поведения на рынке пластиковых окон г. Ижевска данного предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы в период 2014-16 года.
1.Цели исследования потребителя 1.1. Определить социальный профиль потребителей пластиковых окон г. Ижевска в 2014-16 году;
1.2. Определить основные сегменты потребителей пластиковых окон на рынке г. Ижевска в 2014-16 году;
1.3. Определить норму потребления домохозяйствами г. Ижевска пластиковых окон в 2014-16 году;
1.4. Определить степень готовности к покупке пластиковых окон на рынке г. Ижевска в 2014-16 году;
1.5. Определить предпочтения потребителей относительно пластиковых окон.
1.6. Определить основные показатели пластиковых окон, влияющих на потребительский выбор.
1.7. Определить степень потребительской удовлетворенности уровнем качества пластиковых окон ООО «ИСЗ»
2.Цели исследования товара. 2.1. Определить номенклатуру и ассортимент пластиковых окон, присутствующих на рынке г. Ижевска в 2014 году
2.2. Определить показатели, характеризующие пластиковые окна
3.Цели исследования конкурентов и конкуренции 3.1. Определить всех возможных конкурентов по производству и реализации пластиковых окон, присутствующих на рынке города Ижевска в 2014-16 годах.
3.2.Оценить конкурентное положение фирм по производству и реализации пластиковых окон.
4.Цели исследования особенностей рынка 4.1. Определить емкость рынка пластиковых окон г. Ижевска и емкость сегмента
4.2. Определить уровень спроса на пластиковые окна на рынке г. Ижевска.
4.3. Выявить сезонные колебания спроса на пластиковые окна.
4.4. Определить тип рынка пластиковых окон г. Ижевска
5.Цели исследования факторов макросреды. 5.1. Выявить стадию цикла, в которой находится рынок.
5.2. Выявить реальные доходы населения к концу 2016 года
5.3. Оценить уровень инфляции в 2016 году

Ц ели исследования могут быть (рис. 3)

теоретические (фундаментальные);

практические

Рис. 3. Структуризация целей исследования

Теоретические цели исследования системы управления – это мони­торинг, выявление тенденций.

Практические исследования, в свою оче­редь, могут проводиться в целях совершенствования системы управления:

совершенствование организационной структуры;

сокращение звенности (числа управленческих связей);

укрупнение и дезинтеграция организации;

изменение структурных подразделений;

совершенствование разделения труда;

совершенствование информационного обеспечения;

совершенствование методов управления;

изменение функций управления и т.д.

развитие или реструктуризация.

Цель исследования – поиск наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.

Но это общее представление о цели. В реальности исследование имеет множество целей: например, мониторинг качества управления; формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления; своевременное распознавание проблем, которые в будущем могут осложнить работу; повышение квалификации персонала управления; оценка стратегий и пр.

Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими.

Цели должны быть ясно и четко сформулированы, должны быть достаточно детальными, должна существовать возможность их измерения и оценки уровня их достижения.

Не следует забывать, что цели должны иметь ограничения (временные, географические, и товарные).

На стадии постановки целей также могут возникнуть определенные гипотезы. Цель должна конкретизироваться в отдельные задачи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: