Основу науки управления, как и любой другой науки, составляет научный метод. Термин «научный метод» различными людьми может пониматься по-разному, хотя принципиальных различий в этом не обнаруживается. Например, Р. Джонсон (1971) под этим термином подразумевает шесть следующих основных этапов исследовательского процесса:
1) определение проблемы;
2) установление целей;
3) формулирование гипотез;
4) сбор данных (экспериментальная проверка гипотез);
5) классификация, анализ и интерпретация;
6) выводы, обобщение, корректировка гипотезы или разработка новой гипотезы.
Ф.А. Кузин (2000) выделяет семь этапов научного исследования:
1) обоснование актуальности;
2) постановка цели и конкретных задач;
3) определение объекта и предмета исследования;
4) выбор методов (методики) проведения исследования;
5) описание процесса исследования;
6) обсуждение результатов исследования;
7) формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Другими словами, научный метод – это метод, использующий общепризнанные процедуры и способы исследования.
|
|
Отсюда любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо выполнить при его проведении и организации:
- Научная обоснованность исследования;
- Методология исследования;
- Организация исследования;
- Научная новизна исследования;
- Результаты и эффективность исследования.
Характеристики в свою очередь обеспечиваются определенными процедурами (рис.1):
Характеристики процесса исследования |
Научная обоснованность исследования | |||
Актуальность проблемы | Цель и задачи исследования | Предмет исследования | Объект исследования |
Методология исследования | ||
Аспектный подход | Системный подход | Концептуальный подход |
Общенаучные методы | Частнонаучные методы | Специфические методы |
Организация исследования | |||
Техническое задание | Программа | Ресурсы исследования | Технология исследования |
Научная новизна исследования | |||
Научная новизна | Практическая ценность | Прикладные исследования | Апробация |
Результаты и эффективность исследования | |||
Результаты | Затраты | Эффективность | Реализация |
Научная обоснованность исследования заключается в описании актуальности его проведения и в постановке проблем, целей и задач, выявлении предмета и объекта исследования
Многовековая история человека сформировала множество способов решения возникающих перед ним проблем. Джонсон Р. (1971) приводит шесть основных из них:
обращение к сверхъестественному;
обращение к всемирно известным авторитетам – чем древнее, тем лучше;
|
|
интуиция;
здравый смысл;
логика;
научный метод.
Данный перечень хронологически не связан с процессом развития человечества, ибо и сегодня люди используют эти подходы в ситуациях, где необходимо решение проблем. Проблемы порождаются и решаются людьми. Поэтому, разбирая понятие «проблема», как утверждает Черняк Ю.И. (1975), нельзя забывать о чисто человеческих чертах его восприятия и связанных с этим трудностях. К трудностям восприятия проблем относятся:
неясность понимания проблем;
трудность постановки проблем на достаточно отдаленную перспективу;
затрудненность классификации проблем, а отсюда и неправильный выбор средств их решения;
искаженная оценка проблем, когда близкие, но мелкие проблемы заслоняют крупные, но отдаленные;
неверная оценка значимости проблем под влиянием узкопрофессиональной точки зрения;
смешение целей, которых хотят достичь, со средствами их достижения и др.
На правильность и четкость постановки проблемы влияют также психологические, коммуникационные и другие факторы.
Принято также различать проблемы по степени их структуризации [1][2], т.е. по ясности, осознанности их постановки; степени детализации и конкретизации представлений об их составляющих и взаимосвязях; и, наконец, по соотношению количественных и качественных факторов, отмечаемых в постановке проблемы. Учитывая это, выделяют три класса проблем:
хорошо структуризованные;
слабоструктуризованные, или смешанные проблемы, которые содержат как количественные, так и качественные оценки;
неструктуризованные, или качественные проблемы.
Для первого класса проблем научные методы не нужны, поскольку для их решения существует развитый и мощный аппарат математического моделирования и строгие количественные методы решения. Основная область приложения научных методов или методов системного анализа – второй класс проблем – слабоструктуризованные (рис. 1.1).
Рис. 2. Структуризация проблем и логика их разрешения
Считается, что неструктуризованные проблемы не решаются методами системного анализа, для их решения применяются так называемые эвристические [2][3] методы [3][4]. Конечно, между этими тремя классами проблем трудно провести какие-либо четкие границы, но суть дела в другом. Метод системного анализа как раз и есть метод структуризации, упорядочения проблем.
Четкое изложение проблемы является первым этапом проведения успешного исследования.
Изложение проблемы включает в себя несколько пунктов:
а) выявление симптомов (симптоматика проблемы);
б) формулировка проблемы;
в) постановка гипотез о возможных причинах ее возникновения.
Симптомы – это явления, которые указывают на возникновение проблемы. В качестве симптомов могут выступать какие-то показатели или их динамика. Например, динамика объема продаж может показывать такую проблему, как снижение объема сбыта на рынке.
Формулировка проблемы имеет цель выявить поставленную жизнью противоречивую ситуацию. В процессе формулировки стремятся к тому, чтобы в ней получила как можно более точное отражение проблемная ситуация. Правильная постановка проблемы – залог успеха всей работы.
Например: 1) Резкое снижение объема сбыта в течение последнего года по неясным причинам
Заканчивается изложение проблемы формулировкой гипоте з (одной или нескольких) о возможных причинах появления проблемы.
Например: 1) Возможно, следствие действий конкурентов;
2) Изменения в поведении потребителей.
Здесь нужно сказать, что гипотезы возникают не только по причинам появления проблемы. На протяжении всего исследования могут возникнуть гипотезы и по возможным методам исследования и по другим категориям.
|
|
Гипотеза вообще – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей ее экспериментальной, а подчас и теоретической проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т.д. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленной цели исследования.
Существуют три уровня постановки проблемы:
1) интуитивная форма постановки проблемы – в этом случае ограничиваются только такой постановкой, которую мы разобрали;
2) постановка проблемы в соответствии с определенными правилами, но без необходимости их полного соблюдения, хотя и при наличии процедурного списка;
3) сознательное использование всех процедур постановки проблем и входящих в них операций.
Основные процедуры в соответствии с правилами постановки проблемы следующие:
1. Формулирование проблемы, состоящее из следующих операций: определение центрального вопроса проблемы; контрадикция – фиксация противоречия, которое стало основой проблемы; фанчатизация – предположительное описание предполагаемого результата.
2. Построение проблемы, предусматривающее следующие операции: стратификация – расщепление проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос; композиция – группирование и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему; локализация – ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и отграничение известного от неизвестного в области избранного для изучения объекта; вариантификация поиск альтернатив для всех элементов проблемы.
3.Оценка проблемы, характеризующаяся следующими действиями: кондификация – выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы и пр.; инвентаризация – проверка наличных возможностей, позволяющих положительно реагировать на решение проблемы; когнификация – выяснение степени проблемности, т. е. соотношения известного и неизвестного в информации, которую требуется использовать для решения проблемы; уподобление – нахождение среди уже решенных проблем, аналогичных решаемой; квалификация – возможность причислить проблему к определенному типу.
|
|
4.Обоснование, представляющее собой последовательность следующих процедур: экспозиция – установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами; актуализация – приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения; компроментация – выдвижение возражений против проблемы; демонтарция – синтез результатов, полученных на двух предыдущих стадиях.
5.Обозначение, состоящее из следующих процедур: экспликация понятий, т. е. перекодировка – перевод проблемы на иной научный или обыденный язык; интимизация понятий – словесная нюансировка выражения проблемы и подбор понятий, наиболее полно отражающих смысл проблемы.
На втором этапе формулируются цели исследования. Обычно исследование имеет какую-то основную цель (или несколько целей), которая затем декомпозируется (дробится на более мелкие цели). Например, при маркетинговом исследовании цель дробится по 5 направлениям
Таблица 2 – Цели маркетингового исследования
Симптоматика | - объем чистой прибыли по пластиковым окнам в общем объеме прибыли продукции составляет около 11% (большую часть прибыли приносит основная продукция – деревянные окна и двери) - отрицательная динамика объемов продаж: начиная с 2012 года объем продаж пластиковых окон снизился на 60,5 %. |
Формулировка проблемы | Неясность причин сложившейся ситуации и возможных вариантов поведения в условиях жесткой конкурентной борьбы. |
Возможные причины | - ужесточение конкуренции из-за выхода большого числа фирм по производству и реализации пластиковых окон; - неудовлетворенность потребителей из-за качества пластиковых окон и срыва срока изготовления заказа; - пассивная политика продвижения (как следствие неизвестность Ижевского столярного завода как производителя пластиковых окон в кругу потребителей) |
Общая цель маркетингового исследования | Выявление возможных вариантов поведения на рынке пластиковых окон г. Ижевска данного предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы в период 2014-16 года. |
1.Цели исследования потребителя | 1.1. Определить социальный профиль потребителей пластиковых окон г. Ижевска в 2014-16 году; |
1.2. Определить основные сегменты потребителей пластиковых окон на рынке г. Ижевска в 2014-16 году; | |
1.3. Определить норму потребления домохозяйствами г. Ижевска пластиковых окон в 2014-16 году; | |
1.4. Определить степень готовности к покупке пластиковых окон на рынке г. Ижевска в 2014-16 году; | |
1.5. Определить предпочтения потребителей относительно пластиковых окон. | |
1.6. Определить основные показатели пластиковых окон, влияющих на потребительский выбор. | |
1.7. Определить степень потребительской удовлетворенности уровнем качества пластиковых окон ООО «ИСЗ» | |
2.Цели исследования товара. | 2.1. Определить номенклатуру и ассортимент пластиковых окон, присутствующих на рынке г. Ижевска в 2014 году |
2.2. Определить показатели, характеризующие пластиковые окна | |
3.Цели исследования конкурентов и конкуренции | 3.1. Определить всех возможных конкурентов по производству и реализации пластиковых окон, присутствующих на рынке города Ижевска в 2014-16 годах. |
3.2.Оценить конкурентное положение фирм по производству и реализации пластиковых окон. | |
4.Цели исследования особенностей рынка | 4.1. Определить емкость рынка пластиковых окон г. Ижевска и емкость сегмента |
4.2. Определить уровень спроса на пластиковые окна на рынке г. Ижевска. | |
4.3. Выявить сезонные колебания спроса на пластиковые окна. | |
4.4. Определить тип рынка пластиковых окон г. Ижевска | |
5.Цели исследования факторов макросреды. | 5.1. Выявить стадию цикла, в которой находится рынок. |
5.2. Выявить реальные доходы населения к концу 2016 года | |
5.3. Оценить уровень инфляции в 2016 году |
Ц ели исследования могут быть (рис. 3)
теоретические (фундаментальные);
практические
Рис. 3. Структуризация целей исследования
Теоретические цели исследования системы управления – это мониторинг, выявление тенденций.
Практические исследования, в свою очередь, могут проводиться в целях совершенствования системы управления:
совершенствование организационной структуры;
сокращение звенности (числа управленческих связей);
укрупнение и дезинтеграция организации;
изменение структурных подразделений;
совершенствование разделения труда;
совершенствование информационного обеспечения;
совершенствование методов управления;
изменение функций управления и т.д.
развитие или реструктуризация.
Цель исследования – поиск наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.
Но это общее представление о цели. В реальности исследование имеет множество целей: например, мониторинг качества управления; формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления; своевременное распознавание проблем, которые в будущем могут осложнить работу; повышение квалификации персонала управления; оценка стратегий и пр.
Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими.
Цели должны быть ясно и четко сформулированы, должны быть достаточно детальными, должна существовать возможность их измерения и оценки уровня их достижения.
Не следует забывать, что цели должны иметь ограничения (временные, географические, и товарные).
На стадии постановки целей также могут возникнуть определенные гипотезы. Цель должна конкретизироваться в отдельные задачи