Задачи исследования

Проблема – это противоречие, требующее разрешения, которое обеспечивает развитие управления исследуемым объектом. Решается проблема набором задач. В отличие от проблемы задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных. Проще говоря, задача это работа, которую нужно сделать для достижения цели и решения проблемы.

В процессе постановки целей и задач выявляются объекты и предметы исследования

Объектом исследования в менеджменте является: предприятие, организация, система управления, процессы, т.е. непосредственно измеряемый качественными и количественными показателями реальный физический объект.

Предмет исследования — именно та сторона вопроса, которая изучается - это система знаний, умений, навыков, методы, способы, факторы внешней и внутренней среды и процессы, происходящие в организации и во внешней среде. Собственно, на предмет исследования и нацелен взгляд исследователя, ставящего перед собой задачу решения проблемы или изучения того или иного объекта с целью получения истинного знания о нем.

Предметом исследования является управленческая ситуация, в результате анализа которой выявляется проблема – реальное противоречие, требующее своего разрешения.

Традиционно считается, что объектом исследования является организация или система управления, а проблемы, возникающие в этой системе, являются предметом исследования.

Основные виды исследований: маркетинговые, социологические, экономические, социально-экономические эксперименты, аудит как исследование, прогнозные и плановые исследования, отчетные, контрольные исследования, проектирование объектов испытаний, исследование качества продукции; исследования, проводимые в разных функциональных подсистемах менеджмента и т.д.

Методология исследования – логическая организация деятельности человека, состоящая в определении целей и предмета исследования, подходов, принципов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

Методология – это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих получение оптимального результата.

Любая деятельность человека характеризуется методологией и успех исследовательской деятельности в решающей степени зависит от методологии.

Конечно, методология любого исследования зависит от выбора, постановки и формулирования его цели и выявления предмета исследования.

Следующей составляющей в содержании методологии исследования является так называемый подход – ракурс исследования, как бы исходная позиция, отправная точка, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели. Подход может быть аспектным, системным и концептуальным.

Методологический подход — система знаний, методов, понятийно-методическая база исследования, характеризующаяся определенным аспектом рассмотрения проблем. В рамках одного методологического подхода могут существовать ряд разных теорий, взглядов, положений, имеющих одну и ту же концептуальную основу исследования.

Аспектный подход – это выбор одной грани проблемы, учитываяее актуальность или ресурсы, выделенные на исследование. Так, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т.д.

Системный подход – Системный подход - это направление научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы. Основными принципами системного подхода являются: целостность, структуризация, иерархичность построения, множественность. При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», товары или услуги. Затем определяют параметры «входа», т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных), изучается организационно-технический уровень системы, параметры внешней среды, параметры процесса. Преимущество системного подхода заключается в возможности комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности, эффективной организации процесса принятия решений на всех уровнях управления.

Это более высокий уровень методологии исследования, требующий максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками. Возможны следующие аспекты системного подхода:

элементный аспект – выявление элементов, входящих в исследуемую систему, определение уровня общности системы, ее мощности;

структурный аспект – установление структурных характеристик системы (тип структуры, определяющие связи, количественные и качественные взаимозависимости);

функциональный аспект – выявление функций системы в целом и ее компонентов (подсистем), соответствия этих функций, дублирование функций;

интегративный аспект – выяснение цели системы, противоречий в ее функционировании, путей и способов разрешения противоречий, выявление основного звена, которое обеспечивает сохранение объекта исследования как целостной системы;

коммуникативный аспект – определение среды обитания системы, характер субординационных и координационных связей с другими системами, прочности этих связей;

- исторический аспект – исследование истории возникновения системы, этапов ее развития, достигнутой ступени, и на этой основе прогнозирование перспектив.

Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.

Основополагающим в современных исследованиях по менеджменту является системный подход, в рамках которого анализируются факторы внешней и внутренней среды организации, а сама она рассматривается как открытая, динамично развивающаяся система.

Подходы могут быть эмпирическими (опирающимися на опыт), прагматическими (опирающимися на задачи получения ближайшего результата) и научными. Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который предусматривает научную постановку целей исследования и использование научного аппарата в его проведении. На практике же в работе с ситуациями и выработке решений часто ограничиваются эмпирическим и прагматическим подходами.

Общими методологическими подходами, используемыми для анализа, также можно считать:

· рационалистический,

· поведенческий,

· ситуационный,

· процессный,

· кибернетический,

· синергетический

Методология исследования должна включать также определение и формулирование ориентиров и ограничений, которые позволяют проводить исследование более последовательно и целеустремленно. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения – явными или неявными.

Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые делятся на общенаучные, частнонаучные и специфические.

Метод исследования — это способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится исследование. Метод исследования в менеджменте нацелен на практику организации, социально-экономической системы, и включает как категориальный аппарат исследования, так и эмпирический способ получения знания на основе большого массива данных - количественных и качественных показателей функционирования системы.

Исследование в зависимости от уровня изучаемой проблемы, целей, задач исследования может носить глобальный или локальный характер. При любых видах исследования используются:

- Общие методы научного познания (формально-логические)- это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований;

-Общенаучные методы - общенаучные методы отражают научный аппарат исследования;

- Частнонаучные методы.

- Специальные методы.

Общие методы научного познания, как известно, делятся на три большие группы:

 эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

 используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования

(абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

 теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному)

К основным формально-логическим методам исследования относятся: методы классификации, обобщения и типологии, индуктивный и дедуктивный методы исследования, конструирование понятий, аргументация, логика и др. Основу логических методов составляют требования и принципы формальной логики. Формальная логика изучает формы мышления – понятия, суждения, умозаключения, доказательства, аргументации, обоснование и т.п. – с точки зрения их логического строения, отвлекаясь от их конкретного содержания.

Глобальные проблемы, как правило, носят системный, междисциплинарный характер, исследуются с использованием общенаучных методов. Проблемы, ограниченные по своим масштабам, имеющие ярко выраженную специфику исследуют в основном с применением частнонаучных методов.

Общенаучные методы применимы для исследований в предметных рамках ряда научных направлений: экономики, менеджмента, социологии, психологии и т.д. Все общенаучные методы исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические. Эмпирические методы основаны на практической деятельности, осмысление которой дает представление о сути и особенностях событий и ситуаций. Эмпирические методы подразделяются на две группы – методы наблюдений (исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события) и методы экспериментирования (искусственное создание ситуаций для изучения особенностей поведения системы, которые в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных, а иногда и экстремальных, условиях они проявляются в полной мере).

Изучение более узкой или специфической проблемы в одной избранной сфере проводится с использованием частнонаучных методов, применяемых в основном в избранном научном направлении. К примеру, методы изучения спроса на продукцию используются в маркетинговых исследованиях, а метод функционально-стоимостного анализа находит применение в экономике предприятий. Специфические методы исследования отражают специфику объекта исследования, его предмет и задачи.

Наиболее важными из них являются методы исследования документов, проведения модельного эксперимента, социологических исследований, а также методы тестирования, коллективного анализа, социометрических оценок, деловых и инновационных игр, методы имитационного моделирования и др.

К частнонаучным методам можно отнести: методы социологических исследований в т.ч. определение выборки, метод Дельфи, методы средневзвешенных критериев при оценке поставщиков, метод Монте-Карло, тестирование, параметрический метод, факторный анализ, функционально-стоимостный анализ, финансовый анализ, бюджетирование, калькулирование, хронометраж, фотография рабочего времени, метод Парето, применяемый для выявления наибольших затрат, связанных с дефектами и многие другие методы, применяемые в функциональных подсистемах менеджмента.

Исследование подсистем менеджмента: персонала, производства, качества, финансов, маркетинга, логистики, осуществляется рядом общенанучных и частнонаучных методов. специфичных для каждой функциональной подсистемы. Так, для исследования системы управления финансами используется коэффициентный анализ расчета финансовой устойчивости, ликвидности, кредитоспособности и т.д., для исследования менеджмента качества применяются метод Парето и Ишикава.

Применяемые методы исследования зависят от вида исследования. Как уже видели ранее, исследования могут классифицироваться.

В зависимости от стадии проведения исследования различают фундаментальные, поисковые и прикладные исследования;

По месту проведения – лабораторные и промышленные (полевые);

По виду объекта – натурные (непосредственно на самом познаваемом объекте) и модельные (используется модель, замещающая оригинал);

По охвату объекта – локальные исследования и комплексные исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: