Понятие, сущность и классификация исследований. Роль исследований в развитии менеджмента

Курс лекций

по дисциплине «Методы исследований в менеджменте»

Направление 080200.68 «Менеджмент» программы «Маркетинг»,

«Стратегическое планирование», «Правовое обеспечение хозяйственной

Деятельности»

Автор: д.э.н.,профессор Калинкина Г.Е.

Ижевск 2013

Понятие, сущность и классификация исследований. Роль исследований в развитии менеджмента

Слово «исследование происходит от словосочетания «следование изнутри» (филология), что подразумевает познание внутренней сущности изучаемого объекта, с последующим изучением его внешних взаимосвязей.

В современной научной литературе приводится множество определений данного термина.

Так исследование определяется как «процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования в интересах общества» (словарь-справочник Н.И.Кондакова).

«Процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности» (Философский словарь).

«Вид систематизированной познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем и взаимозависимостей посредством применения стандартизованных методов….» (Социологический словарь).

Такое многообразие определений объясняется тем, что исследование – понятие сложное и многозначное, поэтому рассматривать его нужно с различных научно-теоретических и прикладных ракурсов.

Исследование можно рассматривать как

- процесс;

- научный труд;

- явление;

- искусство;

- вид деятельности;

- науку.

Кроме того, понятие «исследование» постоянно эволюционирует в соответствии с развитием науки, техники и социального мировоззрения.

Исследование – необходимый элемент любой деятельности, но в зависимости от вида деятельности реализуется в той или иной мере. Например, научная деятельность предусматривает максимальный объем исследований, которые составляют ее основу и предназначены для определения закономерностей поведения объекта исследования, получения новых знаний. Техническая же деятельность, требующая автоматизма и исполнительности, требует минимального количества исследований.

Управление, главным содержанием которого является принятие решений, трудно представить без исследовательской деятельности. По мере развития управления роль и доля исследований возрастает.

Исследование помогает глубже понять ситуацию, определить проблему и, следовательно, найти наиболее эффективное ее решение. Для современного управления исследование – важная характеристика профессионализма. Современный менеджер должен приобретать и осваивать навыки исследовательской деятельности.

Исследования должны быть необходимым элементом процесса управления, но могут осуществляться группой консультантов управления и как специализированная деятельность. Это часто наблюдается при разработке стратегической программы развития или ин_ новаций или при решении сложных проблем антикризисного управления. Опыт показывает, что эффективно работающие организации максимально используют управленческий потенциал каждого менеджера, что требует развития индивидуальных навыков исследовательской деятельности.

Научное исследование — это один из видов познавательной деятельности, процесс выработки новых научных знаний, характеризуется полнотой, достоверностью, объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью и определенной степенью новизны.

По цели исследования существуют практические и научно-практические (образовательные) исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, и исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

В зависимости от аппарата научного анализа, научной методологии исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат, и научные, построенные на обобщениях закономерного характера.

В зависимости от использования ресурсов бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и ресурсоемкие, а в зависимости от времени – продолжительные и непродолжительные.

Важным является и критерий информационного обеспечения, на основании которого исследования можно разделить на те, которые используют только внутреннюю информацию, и более глубокие исследования, привлекающие обширную внешнюю информацию, что позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

Наконец, по степени организованности и участию персонала в их проведении исследования могут быть либо индивидуальными, либоколлективными, спонтанными или организованными. Исследования, основанные на анализе самостоятельно написанных управленческих ситуациях, могут быть практически любым из перечисленных видов, хотя и имеют свою специфику, о которой будет более подробно сказано при анализе конкретных методов исследования. Процесс совершенствования управления всегда предусматривает выбор того или иного типа исследования. Это позволяет получить больший эффект.

Научное исследование, как правило, проводится в предметных рамках определенного научного подхода с использованием группы научных методов. Теория и практика в научном исследовании неразрывны. Практика дает информацию, «ключ к размышлению», проблему, требующую решения, а теория располагает наработанным комплексом понятий, категорий и методов. Теория, полученные знания, научные достижения вновь и вновь апробируется практикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: