Это метод сбора информации о факторах воздействующих на изменение состояния тех или иных объектов, явлений, процессов и размах этого воздействия.
Эксперименты закладываются и проводятся в тех случаях, когда необходимо выяснить, как изменение одного независимого фактора повлияет на изменение другого - зависимого фактора.
Например: как повлияет изменение формы упаковки товара.
Эксперимент может проводиться, когда необходимо выяснить какой фактор оказывает влияние и в какой степени, на изменение зависимого фактора.
Логика эксперимента:
Выбранная экспериментом группа обычно помещается в необычную экспериментную ситуацию, то есть под воздействие каких либо факторов и отслеживают:
a. направление
b. величину
c. устойчивость
Эти исследования называют контрольными.
Направление - увеличивается или уменьшается показатель.
Величина – насколько изменится.
Устойчивость - всегда или только при определенных условиях? Каких? Всегда ли одинаково?
Эксперимент зависит от создания условий.
|
|
Характеристики подразделяются на:
§ контрольные
§ факторные
§ нейтральные
Характеристики могут изменяться (переменные), могут не изменяться (постоянные).
Нейтральные характеристики могут быть переменными и постоянными, но чтобы эти изменения не повлияли на контрольные и факторные характеристики.
На протекание эксперимента не должны влиять те явления, которые не относятся к экспериментной ситуации.
Виды экспериментов:
1. по характеру экспериментной ситуации
2. по логической структуре доказательства гипотез
1. полевые – объект в естественных условиях (в реальном магазине), лабораторные – ситуация создается искусственно.
Пробный маркетинг (тест - маркетинг) – полевые эксперименты.
При маркетинговых исследованиях чаще всего эксперименты преследуют 2 цели:
I. определить потенциальный объем продаж новых товаров (тест рынка)
II. определить эффективность применения определенных элементов комплекса маркетинга при реализации нового продукта (продукт – тест)
Рыночное тестирование может быть:
· стандартным
· контролируемым
· электронным
· имитационным
Стандартное – когда фирма испытывает товары через обычные каналы сбыта, такие эксперименты дорогие, требуют времени, не обеспечивают конфиденциальность.
Контролируемое тестирование проводиться специальными фирмами, которые осуществляют реализацию товаров через свои сбытовые каналы, с которой у них соглашение на эксперимент и которая поощряет эксперимент.
Сбытовые каналы такой фирмы могут, значительно отличается, от каналов фирмы – производителя.
Электронное тестирование, когда формируется потребительская панель (выборка). Каждый участник получает идентификационную карту, которую обязан предъявлять при каждой покупке кассиру.
|
|
Минусы:
· дорого
· панель может отличаться от реального потребления
Имитационное тестирование, когда подбирается математическая модель, потом проигрывают в ней ситуацию.
Плюсы:
· самое дешевое
· затрачивает мало времени
· конфиденциально
Недостатки рыночного тестирования:
· высокая стоимость
· отсутствие конфиденциальности
· достаточно большой лаг. времени
По логической структуре: | |
Линейный эксперимент | Параллельный эксперимент |
Анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся до воздействия контрольной, после воздействия – экспериментальной. Еще до начала эксперимента должны быть четко зафиксированы, факторные характеристики и нейтральность объекта. Группа должна быть микромоделью генеральной совокупности по контрольным и нейтральным характеристикам, то есть по методу квотной выборки группа формируется. | Одновременно участвуют 2 или несколько групп: · контрольная · экспериментальная Их состав должен быть идентичен по всем контрольным и нейтральным характеристикам. На контрольную группу воздействие не оказывается, а на экспериментную оказывается, после чего контрольные характеристики двух групп сравниваются и делаются соответствующие выводы. Существуют методы подбора групп: a) метод попарного отбора b) метод структурной идентификации с)метод случайного отбора (отбор идентичен ранее рассматриваемым методам формирования случайной выборки, он может быть использован только, если численность экспериментальной группы несколько сотен человек). |
Планирование эксперимента и логика его поведения
Этапы планирования:
1. определение целей эксперимента
2. выбор объекта контрольной и экспериментной группы
3. выделение предмета эксперимента (о чем?)
4. выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков
5. определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации
6. формулировка гипотез и определение задач
7. выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента
8. определение метода фиксации результата
9. проверка эффективности разработанной методики
Логика эксперимента всегда подчинена поиску причин характера и величины изменения явления или процесса. Обычно непременным условием их нахождения является состояние экспериментной группы под воздействием некоторого фактора.
А Ф А/
Группа А под воздействием фактора Ф перешла в А/.
Под новым состоянием подразумевается изменение количества характеристик. В состоянии А имеем характеристики а, б, в, на нее воздействовали фактором Ф и она перешла в состояние г, д.
Группа была:
В следствии фактор Ф=б1 д1 - то есть под влиянием характеристик а, б, в, исходного состояния экспериментального объекта имеем результатирующее состояние А1 с характеристиками г, д. После изменения количественных характеристик в на в1, в результате эксперимента результатирующее состояние изменилось по характеристике д1. Предполагаем, что единственной причиной количества характеристики является характеристика в, так как только она неизменна, присутствует характеристика объекта и меняется под воздействием в1. Причиной изменения характеристики д на д1, явилось изменение характеристики в на в1.
а – возраст, б – пол, в – способ покупки, г – частота покупок, д – количество видов купленного товара.
Суть: при замене традиционного метода покупки через прилавок свободным способом к товарам частота покупок не изменилась, но увеличилось количество видов купленных товаров в экспериментной группе.
|
|
При проведении параллельного эксперимента существует 2 вида моделей:
a. модель по методу единственного сходства
Группы имеют единственное сходство, экспериментальная группа А с характеристиками а, б, в, в некотором ином состоянии имеет свойство г, д, а некоторые контрольные группы Б в этом же состоянии имеет свойство з и д. В соответствии с этим уместно предположить, что единственной причиной количество д является характеристика в.
b. модель по методу единственного различия
Имеем 2 группы с социально-демографическими характеристиками, г – посещаемость, д, ж – степень усвоения знаний
Вывод: причина разной степени усвоения.
Как определить цель, объект, предмет.
1. определить приемлемую для потребителя цену продажи новых товаров
2. Объект: группа потребителей по структуре соответствующая профилю генеральной совокупности, по количеству 5% от величины сегментов
3. предмет: цена, за которую потребитель купил бы предъявленный ему предмет
4. контрольные – социально-демографические характеристики; факторные – предлагаемый товар и его цена;
нейтральные – уровень образования
5. определение условий эксперимента – группа потребителей подобрана в соответствии со структурой генеральной совокупности. Каждому из них предлагается посмотреть на 3 предмета, по двум из них они знают цену и товар, третий – новый предмет. Им предлагается в карточке молча определить примерную цену нового товара и его характеристики и сдать карточку
6. формулировка гипотез – потребитель выявляет цену товара аналогичным известным ему, оценивает для себя предмет и формирует цену. Дополнительная гипотеза: сформированная цена разная у разных социальных групп. Задача - выявить цену для каждой из 5 групп доходности
7. определение метода фиксации – каждому выдается контрольный бланк с вопросами о характеристике участника эксперимента.
пол муж жен
возраст 20-30 31
образование н/ср ср ср/пр высшее
место работы
доход
цена
Проверка эффективности.
Документы:
|
|
· программа проведения эксперимента
· контрольные бланки
Вспомогательные документы:
· списки контрольных и экспериментных групп
· явочный лист
· лист регистрации