Прежде всего, следует понять, что выборка формируется и изучается для того чтобы иметь представление о генеральной совокупности

Все показатели, изучаемые через выборку можно характеризовать как доля исредняя.

В этом случае соотношение между генеральной совокупностью и выборкой следующие:

Генеральная совокупность генеральная доля Р генеральная средняя х Выборочная совокупность выборочная доля W - частость выборочная средняя
Основная задача выборочного исследования на основе характеристик выборочной совокупности получить достоверные сведения, то есть генеральные доли и генеральные средние.
Например:
  M – ошибка выборки доля покупателей, предпочитающих упаковку №2 будет находиться в пределах от 87,1% до 92,9% 0,683 ср. S, затрачиваемая на товары данного вида находиться в пределах от499 до 502р.


Такое суждение не гарантирует абсолютную уверенность, а только определенную степень вероятности. Математическая статистика доказывает нам, что степень вероятности того, что характеристики генеральной совокупности будут в max пределах 0,603. Чтобы увеличить степень вероятности можно увеличить ошибку выборки в некоторое количество раз (Ляпунов). Эта величина называется кратностью ошибки t.

Кратность ошибки, t Нормированное отклонение, z Доверительная вероятность
    0.6827
1,5   0,8664
  1,96 0,9545 достаточная вероятность
2,5   0,9876
    0,9973


После исследования выборка проверяется и ремонтируется: добираем или отсекаем.

n=300 анкет

nф=1000

Затем ошибку выборки фактическую считаем.

Разведочная совокупность – несмотря уменьшенное число в выборке, структура выборки должна быть строго соблюдена.

Анкета одновременно выполняет 2 цели:

1. средство сбора информации

2. средство общения

Виды вопросов:

1. по степени свободы

· открытые (не дает вариантов отве5тов, респондент сам их сочиняет)

· закрытые (содержит варианты ответов: да, нет, не знаю)

· полузакрытые (содержат варианты ответов + открытый вариант)

2. с точки зрения содержания все вопросы подразделяются на вопросы:

· о фактах

· о знаниях (степень информированности, вопрос не должен начинаться с «знаете ли Вы»)

· о мнениях, установках, мотивах поведения («довольны ли Вы своей группой?» - мнение; «считаете ли Вы, что очередей: варианты ответов» - установка; «по каким причинам Вы смотрите...? – мотивы

3. по функциям

· контактные (вопросы направленные на установление контакта с респондентом, должны быть очень простыми (о погоде, месте жительства, общими (касаться всех респондентов), широкими (чтобы любой мог ответить)

· подготовительные, буферные (используется для перехода от одной темы к другой, для снятия напряжения, для снятия взаимовлияния вопросов)

· вопросы-фильтры (позволяют отсеять или выявить группу интересующих)

· контрольные (для проверки достоверности данных)

· вопросы – ловушки (используются, когда респонденту предлагается оценить не существующее)

· тесты (проверка степени компетентности)

4. по отношению к цели вопроса:

· простые – респондент видит цель вопроса

· косвенные

ü когда цель исследования не хотят доводить до респондента

ü когда пытаются выявить связи, проблему которую сам не может осознать, более комфортны, не нарушают психологический комфорт респондента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: