Все показатели, изучаемые через выборку можно характеризовать как доля исредняя.
В этом случае соотношение между генеральной совокупностью и выборкой следующие:
Генеральная совокупность генеральная доля Р генеральная средняя х | Выборочная совокупность выборочная доля W - частость выборочная средняя |
Основная задача выборочного исследования на основе характеристик выборочной совокупности получить достоверные сведения, то есть генеральные доли и генеральные средние. | |
Например: | |
M – ошибка выборки | доля покупателей, предпочитающих упаковку №2 будет находиться в пределах от 87,1% до 92,9% 0,683 ср. S, затрачиваемая на товары данного вида находиться в пределах от499 до 502р. |
Такое суждение не гарантирует абсолютную уверенность, а только определенную степень вероятности. Математическая статистика доказывает нам, что степень вероятности того, что характеристики генеральной совокупности будут в max пределах 0,603. Чтобы увеличить степень вероятности можно увеличить ошибку выборки в некоторое количество раз (Ляпунов). Эта величина называется кратностью ошибки t.
Кратность ошибки, t | Нормированное отклонение, z | Доверительная вероятность |
0.6827 | ||
1,5 | 0,8664 | |
1,96 | 0,9545 достаточная вероятность | |
2,5 | 0,9876 | |
0,9973 |
После исследования выборка проверяется и ремонтируется: добираем или отсекаем.
n=300 анкет
nф=1000
Затем ошибку выборки фактическую считаем.
Разведочная совокупность – несмотря уменьшенное число в выборке, структура выборки должна быть строго соблюдена.
Анкета одновременно выполняет 2 цели:
1. средство сбора информации
2. средство общения
Виды вопросов:
1. по степени свободы
· открытые (не дает вариантов отве5тов, респондент сам их сочиняет)
· закрытые (содержит варианты ответов: да, нет, не знаю)
· полузакрытые (содержат варианты ответов + открытый вариант)
2. с точки зрения содержания все вопросы подразделяются на вопросы:
· о фактах
· о знаниях (степень информированности, вопрос не должен начинаться с «знаете ли Вы»)
· о мнениях, установках, мотивах поведения («довольны ли Вы своей группой?» - мнение; «считаете ли Вы, что очередей: варианты ответов» - установка; «по каким причинам Вы смотрите...? – мотивы
3. по функциям
· контактные (вопросы направленные на установление контакта с респондентом, должны быть очень простыми (о погоде, месте жительства, общими (касаться всех респондентов), широкими (чтобы любой мог ответить)
· подготовительные, буферные (используется для перехода от одной темы к другой, для снятия напряжения, для снятия взаимовлияния вопросов)
· вопросы-фильтры (позволяют отсеять или выявить группу интересующих)
· контрольные (для проверки достоверности данных)
· вопросы – ловушки (используются, когда респонденту предлагается оценить не существующее)
· тесты (проверка степени компетентности)
4. по отношению к цели вопроса:
· простые – респондент видит цель вопроса
· косвенные
ü когда цель исследования не хотят доводить до респондента
ü когда пытаются выявить связи, проблему которую сам не может осознать, более комфортны, не нарушают психологический комфорт респондента.