Цель: характеристика особенностей становления юридической социологии и знакомство с основными учениями в данной области.
1.Становление юридической социологии как самостоятельной науки. Соотношение понятий юридическая социология и социология права.
2. Эмпирические социологические исследования права в конце ХIХ – начале ХХ века.
3. Социологические исследования в теории права в конце ХIХ – начале ХХ века.
4. Классики социологии права.
5.Особенности становления и развития юридической социологии в России.
6. Американская социология права.
Ключевые термины и понятия: Н.М.Коркунов, М.М.Ковалевский, С.А.Муромцев, П.И.Стучка, И.П.Разумовский, О.Конт, Э.Дюкгейм, Г.Тард, Е.Эрлих, М..Вебер, Ж.Гурвич, П.Сорокин, Л.Петражицкий, Т.Парсонс.
Вопросы для письменной работы
1. Классики социологии права.
2. Особенности американской социологии права.
3. Современные социологические учения в России.
Контрольные вопросы
1.Каковы особенности развития социологии в России?
2.Какие основные направления развития социологических учений в области права в Западной Европе?
3.Каковы особенности развития американской социологии права?
Литература: [3,4,13,3445,50,105]
Тема 3. Социальный механизм действия права
Цель: уяснить социальную обусловленность права, механизм действия права, социальные функции права, особенности правовой информированности населения, роль государства в данной сфере.
Вопросы для обсуждения
1. Социальная обусловленность права.
2. Методы изучения правообразующего интереса.
4. Механизм действия права.
5.Правовая культура, правовое воспитание, правосознание.
6.Правосознание юриста.
7.Правовая информированность населения.
Ключевые термины и понятия: право, социальная обусловленность, социальный институт, социальные функции, методы, механизм социального действия, правовая культура, правовое воспитание, правосознание.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит социальная обусловленность права?
2. Каковы методы изучения социальной обусловленности права?
3.Какие можно выделить собственно социологические функции права?
4. В чем заключается значение и роль правовой культуры, правового воспитания и правосознания?
5.Каким образом взаимодействует государство и население в целях знания закона? Корректна ли ссылка на принцип «незнание закона не освобождает от ответственности»?
6. Право как способ социального контроля.
Литература: [3,4,45,47,50,116]






