(В ТОМ ЧИСЛЕ ВРЕМЕННО ПРЕБЫВАЮЩИМ В РФ)
Иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в РФ наравне с российскими гражданами (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ч. 5 ст. 11 ТК РФ).
При найме иностранца на работу российская организация обязана заключить с ним трудовой договор (ст. ст. 56, 327.1 ТК РФ). Выплаты, производимые иностранному работнику, организация-работодатель включает в состав расходов на оплату труда в общем порядке, установленном ст. 255 НК РФ.
Если вы заключили гражданско-правовой договор с иностранным гражданином, сумма выплачиваемого ему вознаграждения также учитывается при исчислении налога на прибыль в составе расходов на основании п. 21 ст. 255 НК РФ. Это подтверждают и контролирующие органы (Письма Минфина России от 07.09.2007 N 03-04-06-02/189, УФНС России по г. Москве от 12.07.2007 N 21-11/066326@). Однако, если такой иностранец является индивидуальным предпринимателем, выплаты по гражданско-правовому договору будут уменьшать налогооблагаемую прибыль в составе прочих расходов в соответствии с пп. 41 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Важно отметить, что привлечение к работе иностранного гражданина требует соблюдения правил трудового и миграционного законодательства.
О порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы см. в Путеводителе по кадровым вопросам.
СИТУАЦИЯ: Можно ли было до 13 декабря 2014 г. учесть расходы на оплату труда иностранного гражданина, если отсутствует разрешение на привлечение и использование иностранных работников или разрешение на работу?
С 13 декабря 2014 г. Трудовым кодексом РФ установлены специальные правила, регулирующие трудовые отношения иностранцев с российскими работодателями (гл. 50.1 ТК РФ, п. 7 ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 409-ФЗ).
До указанной даты при привлечении к работе иностранных граждан необходимо было соблюдать требования миграционного законодательства. По общему правилу организация-работодатель должна была иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а иностранцам, в свою очередь, необходимо было получить разрешение на работу в России (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Однако на практике эти требования не всегда соблюдались. Например, встречались ситуации, когда трудовой договор с иностранцем был заключен, работник фактически приступил к своим обязанностям, но соответствующие разрешения в установленном порядке не были оформлены. Или же истек срок действия разрешений, а новые еще не были получены. Можно ли было учесть в составе расходов на оплату труда выплаты, начисленные таким иностранным работникам?
Налоговый кодекс РФ не ставил возможность учета расходов на оплату труда в зависимость от соблюдения работником или его работодателем требований миграционного законодательства. В Трудовом кодексе РФ, в свою очередь, отсутствовали указания на то, что заключение трудового договора зависит от получения соответствующих разрешений.
Таким образом, если организация заключала трудовой договор с иностранным работником, она могла включить его вознаграждение в состав расходов на оплату труда (п. 1 ст. 255 НК РФ). Отсутствие указанных выше разрешений, на наш взгляд, не являлось основанием для исключения выплат иностранцам из состава расходов на оплату труда.
Отметим, что Минфин России в Письме от 26.12.2005 N 03-03-04/1/444 приходил к аналогичному выводу, рассмотрев вопрос об отсутствии у работодателя разрешения на привлечение и использование труда иностранца. Указанными разъяснениями также руководствовались и налоговые органы на местах (Письмо УФНС России по г. Москве от 12.02.2009 N 16-15/012340).
Арбитражной практикой по аналогичным ситуациям мы не располагаем.