Представления уточненной налоговой декларации. Если вы обнаружили, что в поданной налоговой декларации какие-либо сведения не отражены (отражены не в полном объеме) или имеются ошибки

Если вы обнаружили, что в поданной налоговой декларации какие-либо сведения не отражены (отражены не в полном объеме) или имеются ошибки, которые привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате, то вы обязаны представить уточненную декларацию за этот же налоговый период (абз. 1 п. 1 ст. 81 НК РФ, абз. 3 пп. 2 п. 3.2 Порядка заполнения декларации).

Если ошибки не привели к занижению суммы налога, то уточненную декларацию вы можете не подавать, так как в данном случае это ваше право, а не обязанность (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Отметим, что при подаче уточненной декларации налоговые органы вправе проверить период, за который она представлена, в рамках выездной налоговой проверки (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ). Ограничение проверяемого периода, указанное в абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ, на этот случай не распространяется.

В связи с этим нужно учитывать, что, если вы представите уточненную декларацию, вы можете тем самым инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в том числе повторной (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Обратите внимание!

Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ внесен ряд изменений в Налоговый кодекс РФ. Так, при проверке уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет, налоговый орган вправе затребовать пояснения к изменениям соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

Пояснения должны быть представлены в течение пяти рабочих дней (ч. 6 ст. 6.1 НК РФ, пп. "а" п. 8 ст. 10 Закона N 134-ФЗ). Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), налогоплательщик может дополнительно представить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы (пп. "б" п. 8 ст. 10 Закона N 134-ФЗ).

При камеральной проверке уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма полученного убытка и которая представлена по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной декларации (расчета), налоговый орган наделен правом истребовать наряду с указанными выше пояснениями следующие документы (пп. "д" п. 8 ст. 10 Закона N 134-ФЗ):

1) первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета);

2) аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы такие показатели до и после их изменений.

В указанной части Закон N 134-ФЗ вступил в силу с 1 января 2014 г. (ч. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ).

В уточненной декларации нужно указать правильные суммы налога, исчисленные с учетом изменений (а не разницу между правильно исчисленным налогом и налогом, отраженным в ранее представленной декларации). При перерасчете налоговой базы и суммы налога нельзя учитывать результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому производится перерасчет (абз. 4 пп. 2 п. 3.2 Порядка заполнения декларации, Письмо УФНС России по г. Москве от 13.04.2010 N 16-15/038583).

Если вы не можете определить период совершения ошибок (искажений), перерасчет налоговой базы и суммы налога можно произвести за тот налоговый период, в котором такие ошибки выявлены (абз. 5 пп. 2 п. 3.2 Порядка заполнения декларации).

Если вы вносите изменения в связи с ошибками, которые привели к занижению налога на прибыль, вам придется доплатить соответствующую сумму налога в бюджет, а также перечислить пени. Однако при этом можно избежать налоговой ответственности за правонарушения, предусмотренные п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ. Для этого необходимо соблюдение определенных условий.


Момент представления уточненной декларации Условия освобождения от ответственности
До истечения срока подачи первоначальной декларации Организация освобождается от ответственности, поскольку декларация считается поданной в день подачи уточненной декларации (п. 2 ст. 81 НК РФ), а срок уплаты налога еще не наступил (ст. 287 НК РФ)
После истечения срока подачи первоначальной декларации  
1. До истечения срока уплаты налога Уточненная декларация подана до того, как вы узнали об обнаружении ошибок налоговым органом либо о назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ)
2. После истечения срока уплаты налога 1. Уточненная декларация подана до того, как вы узнали об обнаружении ошибок налоговым органом либо о назначении выездной налоговой проверки. Вы уплатили недоимку и пени до момента представления уточненной декларации 2. Уточненная декларация представлена после проведения выездной проверки, по результатам которой не обнаружены ошибки и искажения сведений (п. 4 ст. 81 НК РФ)

Уточненную декларацию по налогу на прибыль надо представлять по месту учета организации по форме, действовавшей в том налоговом периоде, за который производится перерасчет налога (п. 4 ст. 81 НК РФ, абз. 4 пп. 2 п. 3.2 Порядка заполнения декларации).

Если была проведена реорганизация, уточненные декларации следует подавать по месту учета организации-правопреемника (Письма Минфина России от 05.02.2008 N 03-02-07/1-46, ФНС России от 18.11.2011 N ЕД-4-3/19308 (п. 2), от 18.07.2008 N 3-2-14/10, УФНС России по г. Москве от 10.09.2008 N 14-14/085816, от 25.06.2008 N 09-14/060023). При этом в декларации указываются ИНН и КПП организации-правопреемника и наименование реорганизованной организации, а также ОКТМО по месту нахождения реорганизованной организации (п. 2.7 Порядка заполнения декларации, Письма ФНС России от 09.03.2011 N КЕ-4-3/3609@, УФНС России по г. Москве от 21.04.2010 N 16-15/042725@).

Иную точку зрения выразило УФНС России по г. Москве в Письме от 15.01.2007 N 19-11/002458. Тогда московские налоговики считали, что в случае присоединения одной организации к другой "уточненку" следует представить в инспекцию, где раньше состояла на учете присоединенная организация. Однако отметим, что в данном случае присоединенная организация уже снята с учета в этой инспекции, лицевые счета ее закрыты. В то же время налог за присоединенную организацию вам надо уплатить в соответствующей части в бюджет того субъекта РФ, где она ранее состояла на учете.

При смене адреса организации уточненную декларацию следует подавать по новому месту учета. При этом указывается тот же код ОКТМО, что и в первоначальной декларации (Письмо УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 N 20-12/101962).

Обращаем ваше внимание на то, что разъяснения контролирующих органов даны в период, когда в налоговой декларации указывался код ОКАТО в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413 (ОКАТО).

Приказом ФНС России от 14.11.2013 N ММВ-7-3/501@ с 3 января 2014 г. в налоговой декларации по налогу на прибыль поле "Код по ОКАТО" заменено на поле "Код по ОКТМО". Таким образом, с 3 января 2014 г. в поле "Код по ОКТМО" следует отражать код в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований ОК 033-2013, утвержденным Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст (ОКТМО). Однако полагаем, что содержащиеся в разъяснениях выводы являются актуальными и в настоящий момент.

Уточненные налоговые декларации по обособленным подразделениям организации в случае перехода на уплату налога через ответственное подразделение (головную организацию) подаются по месту нахождения последнего (см. Письмо ФНС России от 30.06.2006 N ГВ-6-02/664).

При ликвидации обособленного подразделения уточненная декларация подается по месту нахождения ответственного подразделения (если применялся централизованный порядок уплаты налога). В противном случае (например, ликвидированное подразделение находилось в другом субъекте РФ) "уточненку" нужно представить в налоговый орган по месту учета головной организации (см. Письма Минфина России от 17.03.2006 N 03-03-04/1/258, ФНС России от 06.04.2006 N 02-4-12/23, УФНС России по г. Москве от 13.09.2007 N 20-12/087484.3, от 17.04.2007 N 20-12/035999).

Если ошибки были совершены налоговым агентом в поданном им налоговом расчете и это привело к завышению или занижению налога, подлежащего перечислению в бюджет, налоговый агент должен подать уточненный расчет (п. 6 ст. 81 НК РФ). Такой расчет является основанием для корректировки сумм начисленного налога инспекцией. В связи с этим если в случае излишнего удержания налога налоговый агент не представит уточненный расчет, то основания для возврата у проверяющих отсутствуют (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 15.07.2013 N А40-100781/12-115-678).

Отметим, что в уточненном расчете нужно отразить данные только по тем налогоплательщикам, в отношении которых обнаружены ошибки и искажения (п. 6 ст. 81 НК РФ, абз. 6 - 8 пп. 2 п. 3.2 Порядка заполнения декларации).

При этом налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, если соблюдены рассмотренные выше условия (абз. 3 п. 6 ст. 81 НК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: