Связанные с вступлением в силу указанного Закона

Напомним, что до внесения Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ изменений в ст. 119 НК РФ, которые вступили в силу 2 сентября 2010 г. (есть неопределенность относительно даты начала действия изменений, подробнее см. Справочную информацию), применялись другие размеры штрафа.

Кроме того, размер штрафа зависел от количества дней просрочки (ст. 119 НК РФ). Основания для привлечения к ответственности и соответствующие санкции, которые действовали ранее, приведены в таблице.


Основание для привлечения к ответственности Налоговая санкция
Декларация представлена с опозданием не более чем на 180 рабочих дней Штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. При этом штраф не может быть меньше 100 руб. и больше 30% суммы налога (п. 1 ст. 119 НК РФ)
Декларация представлена с опозданием более чем на 180 рабочих дней Штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, + 10% указанной суммы налога за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ)

При этом согласно ч. 12 ст. 10 Закона N 229-ФЗ, если решение налогового органа о привлечении к ответственности вынесено до дня вступления в силу изменений, штраф за данное правонарушение взимается по правилам ранее действовавшей редакции ст. 119 НК РФ.

В то же время в ч. 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что, если налоговая ответственность в соответствии с Законом N 229-ФЗ носит более мягкий характер, за нарушение, совершенное до его вступления в силу, применяются новые правила. При этом максимальный размер взимаемого штрафа по ранее вынесенному, но не исполненному решению не может превышать размера санкций, определенного Законом N 229-ФЗ.

Факт несвоевременного представления декларации налоговый орган обязан зафиксировать в акте не позднее 10 рабочих дней после ее получения (п. 1 ст. 101.4 НК РФ).

При этом решение о привлечении к ответственности может быть вынесено значительно позже даты составления акта (п. п. 4 - 8 ст. 101.4 НК РФ).

Как видим, даты совершения правонарушения, составления акта и вынесения решения о привлечении к ответственности разнесены во времени. Поэтому в связи с вступлением в силу Закона N 229-ФЗ могут возникать вопросы, по каким правилам исчисляются налоговые санкции.

Рассмотрим, какие ситуации могут сложиться на практике.

1. Акт составлен, и решение о привлечении к ответственности вынесено до вступления в силу Закона N 229-ФЗ. При этом до указанной даты решение не исполнено.

В этом случае, если просрочка составила менее 180 рабочих дней, должна применяться прежняя редакция ст. 119 НК РФ. То есть штраф составит 5% от суммы налога к уплате (доплате) на основании декларации за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% этой суммы и не менее 100 руб. (п. 2 ст. 5, п. 1 ст. 119 НК РФ, ч. 12, 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).

Если же просрочка составила более 180 дней, штраф следует рассчитывать уже по новой редакции ст. 119 НК РФ. Это связано с тем, что ответственность за такое нарушение смягчена при расчете штрафа. Поэтому согласно п. 3 ст. 5 НК РФ и ч. 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ максимальный размер штрафа в этом случае не может превышать размера санкций, определенного Законом N 229-ФЗ. Однако следует отметить, что в п. 2 ст. 119 НК РФ не было установлено минимального размера штрафа в случае нарушения срока представления декларации более чем на 180 рабочих дней. Поэтому введение минимального штрафа в данном случае отягчает налоговую ответственность. Следовательно, в рассмотренной ситуации минимальный штраф применяться не может (п. 2 ст. 5 НК РФ, ч. 12, 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).

2. Акт составлен до вступления в силу Закона N 229-ФЗ, однако решение о привлечении к ответственности вынесено после этой даты.

Полагаем, что при таких обстоятельствах штраф определяется в том же порядке, что и в первом случае (п. п. 2, 3 ст. 5 НК РФ, ч. 12, 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).

3. Декларация представлена с нарушением срока до вступления в силу Закона N 229-ФЗ, а акт составлен и решение вынесено после этой даты.

Полагаем, что и при таких условиях штраф будет рассчитываться в том же порядке, что и в случае 1. Связано это с тем, что фактически правонарушение было совершено до вступления в силу Закона N 229-ФЗ (п. п. 2, 3 ст. 5 НК РФ, ч. 12, 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).

4. Декларация представлена с опозданием после вступления в силу Закона N 229-ФЗ.

В этом случае размер ответственности будет определен по новым правилам ст. 119 НК РФ.

При этом, если до вступления в силу Закона N 229-ФЗ сумма налога, подлежащая уплате на основе декларации, была равна нулю, штраф взысканию не подлежал, поскольку его сумма не могла быть определена (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 N 6161/06). Однако это правило не применялось в следующей ситуации:

- при привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ, поскольку данной нормой был предусмотрен минимальный размер штрафа в 100 руб.

СИТУАЦИЯ: Применяется ли ответственность (штраф) по ст. 119 НК РФ за нарушение срока представления (несвоевременное представление, непредставление) налоговой декларации за отчетный период?

Как мы уже говорили, в случае нарушения срока представления налоговой декларации применяется ответственность согласно ст. 119 НК РФ. При этом по общему правилу размер штрафа зависит от суммы налога, подлежащей уплате на основании такой декларации.

Возникает вопрос: применяется ли указанная ответственность при нарушении срока представления налоговой декларации за отчетные периоды? Ведь в таких декларациях рассчитывается не величина самого налога на прибыль, а авансовый платеж по нему (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ в случае непредставления в срок налоговой декларации за отчетный период привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ нельзя (п. 17 Постановления от 30.07.2013 N 57). Ссылаясь на п. 3 ст. 58, п. 1 ст. 80 НК РФ, Пленум указал на отличие налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, от расчета авансовых платежей, который представляется по итогам отчетного периода. В связи с этим к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, нельзя привлечь при непредставлении либо несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей. Судьи также уточнили, что не имеет значения, как применительно к конкретному налогу поименован документ, который представляется по итогам отчетного периода.

ФНС России приняла позицию Пленума ВАС РФ и рекомендовала нижестоящим налоговым органам руководствоваться ею на практике (Письмо от 30.09.2013 N СА-4-7/17536).

Ранее контролирующие органы давали противоречивые разъяснения. Так, в одних письмах чиновники поясняли, что в случае непредставления в срок налоговой декларации по налогу на прибыль за отчетный период налогоплательщик может быть привлечен к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ (Письма Минфина России от 25.09.2012 N 03-02-08/86, УФНС России по Московской области от 22.01.2007 N 24-17/0038). Свое мнение они мотивировали тем, что положения гл. 25 НК РФ предусматривают представление по итогам отчетных периодов именно налоговой декларации, а не расчета авансового платежа. Следовательно, при нарушении сроков ее подачи должны применяться санкции, установленные п. 1 ст. 119 НК РФ.

Вместе с тем в Письме от 05.05.2009 N 03-02-07/1-228 Минфин России указал, что декларация по налогу на прибыль за отчетный период представляет собой расчет авансового платежа. Налоговая декларация и расчет авансового платежа - два различных документа (п. 1 ст. 80 НК РФ). В свою очередь, ст. 119 НК РФ предусматривает ответственность за нарушение срока подачи именно налоговых деклараций. Поэтому при несвоевременном представлении расчета (декларации за отчетный период) положения названной статьи не применяются, а ответственность наступает согласно п. 1 ст. 126 НК РФ. В указанном Письме чиновники также ссылаются на п. 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71.

Отметим, что до принятия Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2013 N 57 арбитражная практика также складывалась неоднозначно. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.10.2010 N 3299/10 указывалось, что нарушение срока представления декларации за отчетный период влечет ответственность по ст. 119 НК РФ. Ранее к этому выводу приходили и некоторые суды (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2010 N А70-7521/2009, ФАС Центрального округа от 27.08.2007 N А48-4756/06). Однако в ряде случаев судьи вставали на сторону налогоплательщиков (Постановления ФАС Московского округа от 07.09.2010 N КА-А40/9743-10, от 16.09.2008 N КА-А40/8744-08).

Правоприменительную практику по вопросу о том, можно ли привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации за отчетный период, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: