В современном глобальном развитии мирового хозяйства важнейшим, если не главным, ресурсом являются трудовые ресурсы (труд), т.е. люди способные производить товары и услуги.
Трудовые ресурсы – это экономически активная часть населения трудоспособного возраста, обладающего физическими и духовными способностями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. Качество трудовых ресурсов определяется психологическим и физическим здоровьем нации, уровнем общего и специального образования, накопленным производственным опытом, общим культурным уровнем.
Количество трудовых ресурсов зависит от складывающейся демографической ситуации в каждой национальной экономике и мировой в целом.
Важнейшими демографическими параметрами является численность населения, его возрастная структура и динамика роста.
По методике ООН, население делится на три возрастные группы:
1) от 1 до 14 лет;
2) от 15 до 64 лет;
3) 65 лет и старше.
К активной части населения относится возрастная группа от 15 до 64 лет.
|
|
Численность населения планеты в настоящее время превышает 7 млрд человек. По сравнению с начала ХХ века она увеличилась более чем в 4 раза. По имеющимся оценкам, в 2000 – 2005 гг. среднегодовой прирост населения составляет ~ 75 млн чел.[10] Более 90 % прироста приходится на развивающиеся страны.
По данным ООН, каждую минуту население мира увеличивается на 157 человек, из них в развитых странах прибавляется 4 человека (27 чел. рождается и 23 чел. умирает); в развивающихся – за минуту прибавляется 153 человека (рождается 237 чел., умирает 84 чел.)[11].
В целом, среднегодовые темпы прироста численности населения в мире на рубеже XX – XXI вв. снизились почти в 2 раза по сравнению с 1950 г. и составляют 1,4 %. При этом в развитых странах среднегодовые темпы прироста численности населения находятся на уровне 0,6 % и имеют тенденцию к снижению. На долю этих стран приходится менее 15 % населения планеты. В развивающихся странах темпы прироста численности населения находятся на уровне 1,6 % (самые высокие темпы более 2 % африканских странах южнее Сахары). Из десятки крупнейших стран по численности населения семь приходится на развивающиеся государства (таблица 12).
Таблица 12 – Десять крупнейших стран по численности населения, 2010 г.
(млн чел.)
Место | Страна | Численность | Место | Страна | Численность |
Китай | 1 340 | Пакистан | 187,3 | ||
Индия | 1 189 | Бангладеш | 158,6 | ||
США | 309,6 | Россия | 141,7 | ||
Индонезия | 245,6 | Нигерия | |||
Бразилия | Япония | 126,8 |
Рассчитано: Россия в АТР: перспективы интеграции. Книга 1. Владивосток: ДВФУ, 2011.
|
|
Что касается возрастной структуры, то здесь в разбивке по группам стран тенденция разнонаправленная. Для развитых стран, где жизненный уровень населения достаточно высок (в среднем 30 тыс. долл на душу населения), при низких темпах рождаемости и смертности растёт продолжительность жизни и вместе с ней доля населения «65 лет и старше», при снижении доли трудоспособной части населения. Демографическое старение (демографический кризис) в развитых странах – закономерный процесс, в основе которого лежат успехи медицины и повышение качества жизни. Старение населения имеет свои экономические последствия. Даже если производительность труда возрастёт, замедленный рост занятости населения в условиях сокращающейся рабочей силы вероятнее всего скажется на снижении роста ВВП. Поэтому решение «нехватки» трудовых ресурсов в определённой степени будет решаться за счёт миграции из менее развитых стран. По оценке учёных, к началу XXI в. общее число международных мигрантов превысило 150 млн человек, или около 2,5 % населения земли[12].
Противоположная тенденция наблюдается в группе развивающихся стран, где (за исключением НИС) на фоне низкого уровня жизни сокращается её продолжительность и растёт доля населения трудоспособного возраста (таблица 13).
Таблица 13 – Контрасты продолжительности жизни по отдельным странам
(лет)
Высокая | Средняя | Низкая | |||
Япония | Китай | ЮАР | |||
Швеция | Иран | Гаити | |||
Греция | Бразилия | Нигерия | |||
Германия | Россия | Эфиопия | |||
США | Индия | Сьерра-Леоне |
Согласно статистике ООН, 20 % населения мира составляет молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет. Причём в странах Африки южнее Сахары эта возрастная категория составляет 1/3 населения[13].
Сложившаяся демографическая ситуация в развивающих странах, особенно в менее развитых государствах, ведёт к обострению социальных и экологических проблем, нехватке продовольствия, росту безработицы, консервации бедности.
По имеющимся прогнозам, до 2025 г. в ряде стран (Пакистан, Афганистан, Ирак, Йемен и др.) сохранится демографический приоритет молодёжи, что усилит процесс миграции в более развитые страны как реакция на нестабильность, рост безработицы, а в ряде государств и политическое население.
Безработица обусловлена превышением предложения труда соответствующего профиля и квалификации претендентов над количеством имеющихся рабочих мест.
Безработными считаются трудоспособные граждане, ищущие работу, зарегистрированные на бирже труда и не имеющие реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием, трудовым навыкам (показателем безработицы является отношение количества безработных к активной части населения).
На современном этапе развития мирового хозяйства, где возрастает роль НТП, особую значимость в решении отмеченной выше проблемы имеет качественная характеристика трудовых ресурсов. Мировая практика подтверждает существующую сильную зависимость между экономическим ростом и затратами на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение, т.е. «инвестициями в человека», причём рентабельность таких инвестиций в долгосрочном плане выше вложений в физический капитал. В современной практике такие инвестиции уже не рассматриваются как непроизводительные затраты, а считаются одним из самых прибыльных видов инвестиций. По имеющимся данным, в развитых странах государственные затраты на образование в среднем превышают 5 % ВВП, в то время как в развивающихся аналогичный показатель составляет около 2 %. И в этом плане для развивающихся стран, особенно для наименее развитых из них, стоит острая проблема ликвидации неграмотности взрослого населения, что напрямую отражается на квалификации кадров, их производительности, степени и эффективности участия в международном разделении труда (более подробно данная проблема будет рассмотрена ниже).
|
|