Человеческие (трудовые) ресурсы

В современном глобальном развитии мирового хозяйства важнейшим, если не главным, ресурсом являются трудовые ресурсы (труд), т.е. люди способные производить товары и услуги.

Трудовые ресурсы – это экономически активная часть населения трудоспособного возраста, обладающего физическими и духовными способностями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. Качество трудовых ресурсов определяется психологическим и физическим здоровьем нации, уровнем общего и специального образования, накопленным производственным опытом, общим культурным уровнем.

Количество трудовых ресурсов зависит от складывающейся демографической ситуации в каждой национальной экономике и мировой в целом.

Важнейшими демографическими параметрами является численность населения, его возрастная структура и динамика роста.

По методике ООН, население делится на три возрастные группы:

1) от 1 до 14 лет;

2) от 15 до 64 лет;

3) 65 лет и старше.

К активной части населения относится возрастная группа от 15 до 64 лет.

Численность населения планеты в настоящее время превышает 7 млрд человек. По сравнению с начала ХХ века она увеличилась более чем в 4 раза. По имеющимся оценкам, в 2000 – 2005 гг. среднегодовой прирост населения составляет ~ 75 млн чел.[10] Более 90 % прироста приходится на развивающиеся страны.

По данным ООН, каждую минуту население мира увеличивается на 157 человек, из них в развитых странах прибавляется 4 человека (27 чел. рождается и 23 чел. умирает); в развивающихся – за минуту прибавляется 153 человека (рождается 237 чел., умирает 84 чел.)[11].

В целом, среднегодовые темпы прироста численности населения в мире на рубеже XX – XXI вв. снизились почти в 2 раза по сравнению с 1950 г. и составляют 1,4 %. При этом в развитых странах среднегодовые темпы прироста численности населения находятся на уровне 0,6 % и имеют тенденцию к снижению. На долю этих стран приходится менее 15 % населения планеты. В развивающихся странах темпы прироста численности населения находятся на уровне 1,6 % (самые высокие темпы более 2 % африканских странах южнее Сахары). Из десятки крупнейших стран по численности населения семь приходится на развивающиеся государства (таблица 12).

Таблица 12 – Десять крупнейших стран по численности населения, 2010 г.

(млн чел.)

Место Страна Численность Место Страна Численность
  Китай 1 340   Пакистан 187,3
  Индия 1 189   Бангладеш 158,6
  США 309,6   Россия 141,7
  Индонезия 245,6   Нигерия  
  Бразилия     Япония 126,8

Рассчитано: Россия в АТР: перспективы интеграции. Книга 1. Владивосток: ДВФУ, 2011.

Что касается возрастной структуры, то здесь в разбивке по группам стран тенденция разнонаправленная. Для развитых стран, где жизненный уровень населения достаточно высок (в среднем 30 тыс. долл на душу населения), при низких темпах рождаемости и смертности растёт продолжительность жизни и вместе с ней доля населения «65 лет и старше», при снижении доли трудоспособной части населения. Демографическое старение (демографический кризис) в развитых странах – закономерный процесс, в основе которого лежат успехи медицины и повышение качества жизни. Старение населения имеет свои экономические последствия. Даже если производительность труда возрастёт, замедленный рост занятости населения в условиях сокращающейся рабочей силы вероятнее всего скажется на снижении роста ВВП. Поэтому решение «нехватки» трудовых ресурсов в определённой степени будет решаться за счёт миграции из менее развитых стран. По оценке учёных, к началу XXI в. общее число международных мигрантов превысило 150 млн человек, или около 2,5 % населения земли[12].

Противоположная тенденция наблюдается в группе развивающихся стран, где (за исключением НИС) на фоне низкого уровня жизни сокращается её продолжительность и растёт доля населения трудоспособного возраста (таблица 13).

Таблица 13 – Контрасты продолжительности жизни по отдельным странам

(лет)

Высокая Средняя Низкая
Япония   Китай   ЮАР  
Швеция   Иран   Гаити  
Греция   Бразилия   Нигерия  
Германия   Россия   Эфиопия  
США   Индия   Сьерра-Леоне  

Согласно статистике ООН, 20 % населения мира составляет молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет. Причём в странах Африки южнее Сахары эта возрастная категория составляет 1/3 населения[13].

Сложившаяся демографическая ситуация в развивающих странах, особенно в менее развитых государствах, ведёт к обострению социальных и экологических проблем, нехватке продовольствия, росту безработицы, консервации бедности.

По имеющимся прогнозам, до 2025 г. в ряде стран (Пакистан, Афганистан, Ирак, Йемен и др.) сохранится демографический приоритет молодёжи, что усилит процесс миграции в более развитые страны как реакция на нестабильность, рост безработицы, а в ряде государств и политическое население.

Безработица обусловлена превышением предложения труда соответствующего профиля и квалификации претендентов над количеством имеющихся рабочих мест.

Безработными считаются трудоспособные граждане, ищущие работу, зарегистрированные на бирже труда и не имеющие реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием, трудовым навыкам (показателем безработицы является отношение количества безработных к активной части населения).

На современном этапе развития мирового хозяйства, где возрастает роль НТП, особую значимость в решении отмеченной выше проблемы имеет качественная характеристика трудовых ресурсов. Мировая практика подтверждает существующую сильную зависимость между экономическим ростом и затратами на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение, т.е. «инвестициями в человека», причём рентабельность таких инвестиций в долгосрочном плане выше вложений в физический капитал. В современной практике такие инвестиции уже не рассматриваются как непроизводительные затраты, а считаются одним из самых прибыльных видов инвестиций. По имеющимся данным, в развитых странах государственные затраты на образование в среднем превышают 5 % ВВП, в то время как в развивающихся аналогичный показатель составляет около 2 %. И в этом плане для развивающихся стран, особенно для наименее развитых из них, стоит острая проблема ликвидации неграмотности взрослого населения, что напрямую отражается на квалификации кадров, их производительности, степени и эффективности участия в международном разделении труда (более подробно данная проблема будет рассмотрена ниже).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: