Категория нормы обычно соотносится с понятием здоровья, которое также неоднозначно описывается в современной науке; чаще всего пользуются его определением (также допускающим критику), предлагаемым Всемирной организацией здравоохранения
Общее здоровье определяется как состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических недостатков, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Основными критериями общего здоровья являются:
· структурная и функциональная сохранность органов и систем;
· свойственная организму индивидуально достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде;
· сохранность привычного самочувствия.
Может возникнуть допущение, что норма и здоровье — это совпадающие категории, но в реальной практике это не так. Наличие здоровья не обязательно означает оптимальный уровень функционирования, необходим лишь достаточный уровень жизненного, в том числе и социального, приспособления и адаптации. С этой точки зрения, аномалии в некоторых пределах (например, извращенное расположение органов), имеющие с нормой не только различия, но и общие черты, могут не нарушать биологической и социальной жизни, тем самым не исключать здоровья и рассматриваться как варианты индивидуальной изменчивости.
|
|
Таким образом, патология не означает болезни, поскольку здоровье не исключает патологию, не достигающую степени заболевания, но норма (идеальное состояние оптимального функционирования) — это всегда здоровье. Некоторые ученые в связи с этим считают уместным говорить о «практическом здоровье». Вышеприведенные соображения в полной мере приложимы и к психическим заболеваниям.
Важнейшим составляющим общего здоровья является здоровье психическое. Его критериями по ВОЗ считаются:
1. осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического Я;
2. чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
3. критичность к себе и своей психической продукции (деятельности) и ее результатам;
4. соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
5. способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
6. способность планировать и реализовывать собственную жизнедеятельность;
7. способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
По отношению к ребенку эта достаточно известная в отношении здоровья позиция ВОЗ должна быть дополнена тремя критериями:
|
|
1. оптимальностью уровня достигнутого развития — соматофизического, психического и личностного, его соответствием хронологическому возрасту;
2. позитивной психической и социальной адаптацией, определенной толерантностью к нагрузкам, сопротивляемостью по отношению к неблагоприятным воздействиям;
3. способностью к формированию оптимальных адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста.
В современной клинической психологии, равно как и исторически, допускается существование различных «степеней здоровья», в которых реализован вероятностный подход к оценке степени «риска», «состояния дизадаптации», «предболезни» и т. п. Довольно часто, даже при расхождении в диагнозе, в качестве основного критерия здесь выступает потребность в помощи психолога или специализированного медицинского персонала. Соответствующие переходные ступени здоровья, представляющие интерес в работе патопсихолога, с наибольшей полнотой описаны С.Б. Семичевым (1986).