Психическое здоровье и ее переходные ступени к психическому расстройству

Категория нормы обычно соотносится с понятием здоровья, которое также неодно­значно описывается в современной науке; чаще всего пользуются его определением (также допускающим критику), предлагаемым Всемирной организацией здравоохранения

Общее здоровье определяется как состояние человека, которому свойственно не толь­ко отсутствие болезней или физических недостатков, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Основными критериями общего здоровья являются:

· структурная и функциональная сохранность органов и систем;

· свойственная организму индивидуально достаточно высокая приспособляемость к из­менениям в типичной для него природной и социальной среде;

· сохранность привычного самочувствия.

Может возникнуть допущение, что норма и здоровье — это совпадающие категории, но в реальной практике это не так. Наличие здоровья не обязательно означает оптимальный уровень функционирования, необходим лишь достаточный уровень жизненного, в том числе и социального, приспособления и адаптации. С этой точки зрения, аномалии в некоторых пределах (например, извращенное расположение органов), имеющие с нормой не только различия, но и общие черты, могут не нарушать биологической и социальной жизни, тем са­мым не исключать здоровья и рассматриваться как варианты индивидуальной изменчивости.

Таким образом, патология не означает болезни, поскольку здоровье не исключает па­тологию, не достигающую степени заболевания, но норма (идеальное состояние оптималь­ного функционирования) — это всегда здоровье. Некоторые ученые в связи с этим считают уместным говорить о «практическом здоровье». Вышеприведенные соображения в полной мере приложимы и к психическим заболеваниям.

Важнейшим составляющим общего здоровья является здоровье психическое. Его кри­териями по ВОЗ считаются:

1. осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического Я;

2. чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

3. критичность к себе и своей психической продукции (деятельности) и ее результатам;

4. соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздей­ствий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

5. способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

6. способность планировать и реализовывать собственную жизнедеятельность;

7. способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

По отношению к ребенку эта достаточно известная в отношении здоровья позиция ВОЗ должна быть дополнена тремя критериями:

1. оптимальностью уровня достигнутого развития — соматофизического, психического и личностного, его соответствием хронологическому возрасту;

2. позитивной психической и социальной адаптацией, определенной толерантностью к нагрузкам, сопротивляемостью по отношению к неблагоприятным воздействиям;

3. способностью к формированию оптимальных адаптационных и компенсаторных реак­ций в процессе роста.

В современной клинической психологии, равно как и исторически, допускается суще­ствование различных «степеней здоровья», в которых реализован вероятностный подход к оценке степени «риска», «состояния дизадаптации», «предболезни» и т. п. Довольно часто, даже при расхождении в диагнозе, в качестве основного критерия здесь выступает потребность в помощи психолога или специализированного медицинского персонала. Соответствующие переходные ступени здоровья, представляющие интерес в работе патопси­холога, с наибольшей полнотой описаны С.Б. Семичевым (1986).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: