Особенности интерпретации нормы в отношении психической деятельности ребенка

В отношении ребенка известный польский патопсихолог Ладислав Пожар (1996) выделяет сле­дующие критерии его нормального развития:

1. когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста с учетом развития общества, членом которого он является;

2. когда ребенок развивается в соответствии с его собствен­ным общим трендом (теденцией, вектором), определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицатель­ные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

3. когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия (1973) условиями нормального развития считают:

· нормальную работу головного мозга и его коры;

· нормальное физическое развитие ребенка;

· сохранность органов чувств;

· систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, детском саду и в общеобразовательной школе.

По мнению В.М. Сорокина ([2003), в число факторов, учитываемых при оценке нару­шенного или нормального развития ребенка, входят континуальность, то есть отсутствие четкой границы между нормой и отклонением, многовариантность развития и многоуровневый подход в оценке характера развития.

В более общем случае, доминирующие современные представления о норме человеческо­го организма и психики предполагают объективное существование их нормального развития и функционирования как интервала, оптимальной зоны психофизиологических изменений, в границах которой сохраняется оптимальная же в данных конкретных условиях жизнедея­тельность и работоспособность.

Иначе говоря, норма характери­зуется как показатель определенного уровня общего функционирования организма. Помимо социального детерминирования, здесь важную роль играет и сохранность морфофункционального субстрата психики — головного мозга. Однако высокая его пластичность допускает возможность диссоциации между степенями развития структуры и функции, функциональ­ными возможностями головного мозга и отдельными сторонами психики, между объективно определяемыми состояниями нормы и здоровья и субъективными критериями.

Огромное разнообразие проявлений и сочетаний личностных особенностей приводит к тому, что у заведомо психически здоровых людей можно наблюдать неадекватные поступки, вызывающие подозрение в возникновении у них психической патологии. В то же время у психически больных на протяжении какого-то периода времени может присутствовать вполне адекватное поведение. А это значит, что индивидуальная норма всегда конкретна, специфич­на и динамична, но сопоставляема с общими существующими в данной сфере критериями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: