В отношении ребенка известный польский патопсихолог Ладислав Пожар (1996) выделяет следующие критерии его нормального развития:
1. когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста с учетом развития общества, членом которого он является;
2. когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим трендом (теденцией, вектором), определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;
3. когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.
Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия (1973) условиями нормального развития считают:
· нормальную работу головного мозга и его коры;
|
|
· нормальное физическое развитие ребенка;
· сохранность органов чувств;
· систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, детском саду и в общеобразовательной школе.
По мнению В.М. Сорокина ([2003), в число факторов, учитываемых при оценке нарушенного или нормального развития ребенка, входят континуальность, то есть отсутствие четкой границы между нормой и отклонением, многовариантность развития и многоуровневый подход в оценке характера развития.
В более общем случае, доминирующие современные представления о норме человеческого организма и психики предполагают объективное существование их нормального развития и функционирования как интервала, оптимальной зоны психофизиологических изменений, в границах которой сохраняется оптимальная же в данных конкретных условиях жизнедеятельность и работоспособность.
Иначе говоря, норма характеризуется как показатель определенного уровня общего функционирования организма. Помимо социального детерминирования, здесь важную роль играет и сохранность морфофункционального субстрата психики — головного мозга. Однако высокая его пластичность допускает возможность диссоциации между степенями развития структуры и функции, функциональными возможностями головного мозга и отдельными сторонами психики, между объективно определяемыми состояниями нормы и здоровья и субъективными критериями.
Огромное разнообразие проявлений и сочетаний личностных особенностей приводит к тому, что у заведомо психически здоровых людей можно наблюдать неадекватные поступки, вызывающие подозрение в возникновении у них психической патологии. В то же время у психически больных на протяжении какого-то периода времени может присутствовать вполне адекватное поведение. А это значит, что индивидуальная норма всегда конкретна, специфична и динамична, но сопоставляема с общими существующими в данной сфере критериями.