(когнитивный аспект нравственности)
Шкалы: осознание нравственных норм
Возраст: дошкольный
Тип теста: вербальный, проективный
Вопросов: 4
Источники: методика «Закончи историю» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.34-35.
Назначение теста: методика предназначена для изучения степени осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально.
Инструкция к тесту
«Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».
Тестовый материал
История 1. Дети строили город. Гуля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Гулю помочь вам». Тогда Гуля ответила…
Что ответила Гуля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…
|
|
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Аскар рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Аскар – зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Аскар, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Аскар ответил…
Что ответил Аскар? Почему? Как поступил Аскар? Почему?
История 4. Жандос и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Жандос ответил… Что ответил Жандос? Почему? Как поступил Жандос? Почему?
Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Образец заполнения протокола
Ф.И.О. ребенка ________________________________________________
Истории | ||||
Заданные вопросы | №1 | №2 | №3 | №4 |
Что ответила …..? | Хорошо, я помогу. | Возьми, пожалуйста, только не сломай, хорошо? | Пожалуйста, бери мне не жалко | Мы сломали игрушку |
Почему? | Потому что надо помогать другим. | Она ведь маленькая, ей тоже хочется поиграться с куклой. | Потому что Люба вежливо попросила. | Потому что обманывать нельзя |
Как поступила….? | Правильно | Хорошо | Хорошо | Правильно |
Почему? | Потому что это добрый поступок | Потому что надо любить и уважать маленьких. | Потому что мальчики всегда уступают девочкам | Надо быть честным |
Интерпретация данных ответов: называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку – высокий уровень осознания нравственных норм.