(предложена Р.Р.Калининой)
0 баллов – не может оценить поступки детей.
1 балл – оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
2 балла – называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
3 балла – называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Обработка результатов теста
Баллы | Действия детей | Уровни осознания | Интерпретация уровней |
0 баллов | Ребенок не может оценить поступки детей. | Первоначальный уровень (критический) | Дети не знакомы с нравственными нормами. |
1 балл | Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. | Второй уровень (оптимальный) | Дети не осознают нравственные нормы. |
2 балла | Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку | Третий уровень (допустимый) | Дети осознают нравственную норму, но, не придают ей особого значения (внимания). |
3 балла | Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку | Высокий уровень | Дети глубоко осознают нравственную норму, применяя ее в повседневной жизни. |
Методика «Сделаем вместе»
|
|
(поведенческий аспект нравственности)
Шкалы: положительная нравственная направленность, отрицательная нравственная направленность, общительность, заинтересованность
Возраст: дошкольный
Тип теста: невербальный ·
Источники: методика «Сделаем вместе» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.42-45.
Назначение теста: методика предназначена для выявления и оценивания уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником. Эта методика позволяет учитывать такие параметры, как правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание помочь партнеру по игре, забота о партнере, желание поделиться с ним.
Описание теста
Для применения методики необходимы мозаика и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур. Можно использовать простые паззлы (puzzle).
В исследовании участвуют два ребенка одного возраста. При подборе пары необходимо учитывать, что дети чаще придерживаются нравственных норм в общении с теми, к кому они относятся с симпатией. Поэтому в пару не рекомендуется брать двух друзей. Лучше, если это будут дети, малознакомые друг с другом, не поддерживающие постоянных отношений между собой.