Отрицательная нравственная направленность личности: | Положительная нравственная направленность личности: | Общительность, контактность ребенка: | Заинтересованность в предложенной деятельности: |
забирает (берет) фигурки партнера (от 0 до 2 баллов, в зависимости от степени выраженности данного признака); | помогает партнеру, например, поправляет его фигурки, советует, подает реплики типа: «Сейчас я тебе помогу», «Давай помогу» (0-2 балла); | речь, обращенная к партнеру (1 балл начисляется за каждую реплику, но не более 5 баллов); | строит сам или вместе с партнером, т. е. активно выполняет задание (0-2 балла); |
на забирание у себя фигурок реагирует негативно, например, отталкивает руку, удерживает или прикрывает фигурки, подает реплики типа: «Не дам!», «Мое!» (от 0 до 2 баллов); | отдает свои фигурки; | речь, обращенная к взрослому (1 балл за каждую реплику, но не более 5 баллов); | следит за работой партнера (0-2 балла); |
пытается регулировать поведение партнера, оценивает его действия (реплики типа: «Делай давай!», «Ты что, совсем?») (0-2 балла); | передвигает их на центральную часть стола или ближе к партнеру, работает на столе партнера (0-2 балла); | реагирует действием на советы партнера (0-2 балла). | дает советы и реплики по поводу работы (0-2 балла). |
использует в речи личные местоимения типа «я», «мне» (0-1 балл); | использует в речи личные местоимения множественного числа, типа «нас», «мы» (0-1 балл); | ||
не понимает слова «вместе», стремясь выполнить задание, использует только свои фигурки (0-2 балла); | сразу понимает слово «вместе» и пытается наладить сотрудничество (0-2 балла); | ||
работает один (0-1 балла) | работает вместе с партнером (0-1 балл). |
Баллы суммируются по каждому симптомокомплексу. Так, например, в приведенном примере каждый из его участников получает следующее количество баллов:
|
|
Женя:
Отрицательная нравственная направленность – 1 балл.
Положительная нравственная направленность – 8 баллов.
Общительность – 6 баллов.
Заинтересованность в деятельности – 6 баллов.
Айман:
Отрицательная нравственная направленность – 0 баллов.
Положительная нравственная направленность – 8 баллов.
Общительность – 5 баллов.
Заинтересованность в деятельности – 6 баллов.
Методика «Подели игрушки»
(поведенческий аспект нравственности)
Шкалы: поведение в ситуации морального выбора
Возраст: дошкольный
Тип теста: невербальный ·
Источники: методика «Подели игрушки» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.45-46.
Назначение теста: методика «Подели игрушки (одежду для кукол, машинки)» предназначена для исследования поведения ребенка в ситуации морального выбора.