Против мира и безопасности человечества. Нормами международного уголовного права предусматриваются отдельные составы преступлений против мира и безопасности человечества

Нормами международного уголовного права предусматриваются отдельные составы преступлений против мира и безопасности человечества, которые являются основанием для привлечения к уголовной ответственности по международному праву.

В качестве исходного образца закрепления составов преступлений против мира и безопасности человечества выступают, с одной стороны, уставы различных международных судов (Нюрнбергского, Токийского, для бывшей Югославии и для Руанды, Международного уголовного суда), а с другой, – проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в редакции 1996 г. Кроме того, сегодня несколько десятков международных (универсальных, субрегиональных, региональных) конвенций содержат нормативное определение соответствующих составов международных преступлений в качестве общего стандарта.

Важнейшим достижением на пути систематизации норм об уголовной ответственности за международные преступления является Римский Статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. Закрепленные в нем определения самых серьезных преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества, основываются на современных нормах договорного и обычного международного права, учитывают судебную практику международных трибуналов и были поддержаны 120 государствами-участниками Дипломатической конференции по учреждению МУС (г. Рим, 15 июня – 17 июля 1998 г.).

Общая палитра всех преступных деяний по международному уголовному праву позволяет выделить несколько групп традиционных международных преступлений, а именно:

1) преступления против международного мира (акты агрессии, угроза агрессии, подстрекательство или публичные призывы к агрессии), непосредственным объектом которых являются охраняемые международным правом интересы соблюдения всеобщего мира и правил мирного урегулирования межгосударственных споров;

2) преступления против стабильности международных отношений (нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, в том числе преступления, направленные против персонала ООН и связанного с ней персонала, а также международный терроризм);

3) преступления против безопасности человечества:

преступления против человечности (геноцид, апартеид, этноцид, экоцид, биоцид, а также широкомасштабное и систематическое нападение на любых гражданских лиц и иные преступления против человечности);

военные преступления (серьезные нарушения «Женевского права», в том числе направленные против основных прав человека в период вооруженных конфликтов; другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, в том числе «Гаагского права»; наемничество; иные преступления против международного гуманитарного права в условиях вооруженных конфликтов).

В отдельную группу следует выделить «международные преступления, находящиеся на стадии становления»[173]. Они не являются пока общепризнанными преступлениями против мира и безопасности человечества, но уже нашли свое отражение в различных международных региональных и универсальных соглашениях: международный терроризм, наемничество, расизм и расовая дискриминация, клонирование человека, экоцид и др. Такие преступления представляют опасность не только для международного правопорядка в конкретных регионах, где они совершаются, но и для мирового сообщества в целом[174]. Например, по инициативе Тринидада и Тобаго была принята резолюция ГА ООН 44/39 от 4 декабря 1989 г. о международной уголовной ответственности отдельных лиц и образований, участвующих в незаконном обороте наркотических средств через границы и другой транснациональной преступной деятельности: учреждение МУС с юрисдикцией над такими преступниками. Кроме того, в 1989 г. в Риме и 1991 г. во Флоренции состоялись два международных семинара по подготовке предложений для Конференции по окружающей среде и развитию в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро. На них обсуждался проект Конвенции об учреждении международного экологического суда, который, в частности, имел бы возможность рассмотрения вопросов ответственности государств, организаций и индивидов за экологические правонарушения и вынесения решения о компенсациях и о прекращении вредной деятельности с добровольным или принудительным (при содействии ГА или СБ ООН) его исполнением[175].

В 1993 г. Комиссия международного права ООН приступила к обсуждению вопрос о криминализации в качестве преступлений против мира и безопасности человечества таких деяний, как вмешательство во внутренние или внешние дела государства, колониальное господство и другие формы иностранного господства, апартеид, систематические и массовые нарушения прав человека, наемничество, международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде[176], которые были включены в проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в редакции 1991 года (ст. 17, 18, 20, 21, 23–26)[177]. В качестве веских доводов против необходимости подобной криминализации были указаны дефинитивная неопределенность отдельных составов, неоднозначность и смежный характер их юридической природы, неконкретизированность элементов состава (в частности, вмешательство, колониальное господство и другие формы иностранного господства, систематические и массовые нарушения прав человека). Так, в ч. 2 ст. 17 проекта Кодекса «вмешательство во внутренние или внешние дела какого-либо государства» расценивалось как подстрекательство к воору­женной подрывной или террористической деятельности или организацию, оказание помощи или финансирование такой дея­тельности, или поставку оружия для целей такой деятельно­сти и тем самым серьезный подрыв свободного осуществле­ния этим государством своих суверенных прав. Дефиниция «колониального господства» была признана исторической по своему содержанию, имевшей актуальность лишь до середины ХХ века. По замечаниям представителей Великобритании и США этот состав, как он был определен в ст. 18 проекта Кодекса, «поглощает» составы таких традиционных преступлений против мира и безопасности человечества, как геноцид и апартеид. С определениями этих двух преступлений пересекается также дефиниция «систематических и массовых нарушений прав человека», охватывающая «убийство, пытки, установление или поддержание в отношении лиц поло­жения рабства, подневольного состояния или принудительно­го труда, преследование по социальному, политическому, расово­му, религиозному или культурному признаку, осуществляемых на систематической основе или в массовом масштабе, либо депортацию или принудительное перемещение населения» (ст. 21 проекта Кодекса).

В проекте Устава МУС, который был направлен Подготовительной комиссией на Дипломатическую конференцию в 1998 г., среди преступлений, подпадающих под юрисдикцию МУС, были указаны наряду с «четырьмя основными преступле­ниями», составившими впоследствии основу ст. 5 Римского Статута, также другие категории международных преступлений. В частности, некоторые государства, включая Российскую Федерацию, Алжир, Ин­дию, Шри Ланка, Республику Кыргызстан, Рес­публику Таджикистан, Македонию, Турцию, на­стаивали на включении в перечень преступлений, подпадающих под юрисдикцию МУС, преступления международного террориз­ма. Но это предложение не было поддержано, по­скольку так и не выработано универсально признанного определения терро­ризма и существующая разноплановость подходов государств способна только усугубить разногласия по этому вопросу. Предлагалось также предусмот­реть юрисдикцию МУС в отношении таких пре­ступлений, как торговля наркотиками (Тринидад и Тобаго), наемничество (Коморы и Мадагаскар), отмывание грязных денег (Нигерия) и др. В резолю­ции «Е», принятой на Дипломатической кон­ференции в качестве составной части Заключи­тельного акта, было решено рекомендовать Об­зорной конференции рассмотреть терроризм и торговлю наркотиками в целях выработки при­емлемого определения и включить их в перечень преступлений, подпадающих под юрисдик­цию МУС[178].

В научной литературе наряду с традиционными разновидностями международных преступлений (преступлений против мира и преступлений против безопасности человечества) выделяют такую подгруппу, как преступления против человеческой цивилизации, непосредственным объектом которых выступает право каждого человека на жизнь в условиях потенциальной возможности использования оружия массового поражения как в военное, так и в мирное время[179]. Ставят под угрозу все население планеты и человеческую цивилизации в целом такие составы международных преступлений, как экоцид, биоцид, геномоцид, терроцид (уничтожение Земли как геополитического тела), распространении и применение ядерного (атомного) оружия, милитаризация космического пространства и использование его или отдельных небесных тел в военных целях. Все деяния, входящие в группу преступлений против человеческой цивилизации, связаны именно с развитием оружия массового уничтожения, в том числе ядерного, климатического, биологического, химического, токсинного, нейтронного, генетического, инфразвукового, лучевого, лазерного, радиоактивного и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: