Нормами международного уголовного права предусматриваются отдельные составы преступлений против мира и безопасности человечества, которые являются основанием для привлечения к уголовной ответственности по международному праву.
В качестве исходного образца закрепления составов преступлений против мира и безопасности человечества выступают, с одной стороны, уставы различных международных судов (Нюрнбергского, Токийского, для бывшей Югославии и для Руанды, Международного уголовного суда), а с другой, – проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в редакции 1996 г. Кроме того, сегодня несколько десятков международных (универсальных, субрегиональных, региональных) конвенций содержат нормативное определение соответствующих составов международных преступлений в качестве общего стандарта.
Важнейшим достижением на пути систематизации норм об уголовной ответственности за международные преступления является Римский Статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. Закрепленные в нем определения самых серьезных преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества, основываются на современных нормах договорного и обычного международного права, учитывают судебную практику международных трибуналов и были поддержаны 120 государствами-участниками Дипломатической конференции по учреждению МУС (г. Рим, 15 июня – 17 июля 1998 г.).
|
|
Общая палитра всех преступных деяний по международному уголовному праву позволяет выделить несколько групп традиционных международных преступлений, а именно:
1) преступления против международного мира (акты агрессии, угроза агрессии, подстрекательство или публичные призывы к агрессии), непосредственным объектом которых являются охраняемые международным правом интересы соблюдения всеобщего мира и правил мирного урегулирования межгосударственных споров;
2) преступления против стабильности международных отношений (нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, в том числе преступления, направленные против персонала ООН и связанного с ней персонала, а также международный терроризм);
3) преступления против безопасности человечества:
– преступления против человечности (геноцид, апартеид, этноцид, экоцид, биоцид, а также широкомасштабное и систематическое нападение на любых гражданских лиц и иные преступления против человечности);
– военные преступления (серьезные нарушения «Женевского права», в том числе направленные против основных прав человека в период вооруженных конфликтов; другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, в том числе «Гаагского права»; наемничество; иные преступления против международного гуманитарного права в условиях вооруженных конфликтов).
|
|
В отдельную группу следует выделить «международные преступления, находящиеся на стадии становления»[173]. Они не являются пока общепризнанными преступлениями против мира и безопасности человечества, но уже нашли свое отражение в различных международных региональных и универсальных соглашениях: международный терроризм, наемничество, расизм и расовая дискриминация, клонирование человека, экоцид и др. Такие преступления представляют опасность не только для международного правопорядка в конкретных регионах, где они совершаются, но и для мирового сообщества в целом[174]. Например, по инициативе Тринидада и Тобаго была принята резолюция ГА ООН 44/39 от 4 декабря 1989 г. о международной уголовной ответственности отдельных лиц и образований, участвующих в незаконном обороте наркотических средств через границы и другой транснациональной преступной деятельности: учреждение МУС с юрисдикцией над такими преступниками. Кроме того, в 1989 г. в Риме и 1991 г. во Флоренции состоялись два международных семинара по подготовке предложений для Конференции по окружающей среде и развитию в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро. На них обсуждался проект Конвенции об учреждении международного экологического суда, который, в частности, имел бы возможность рассмотрения вопросов ответственности государств, организаций и индивидов за экологические правонарушения и вынесения решения о компенсациях и о прекращении вредной деятельности с добровольным или принудительным (при содействии ГА или СБ ООН) его исполнением[175].
В 1993 г. Комиссия международного права ООН приступила к обсуждению вопрос о криминализации в качестве преступлений против мира и безопасности человечества таких деяний, как вмешательство во внутренние или внешние дела государства, колониальное господство и другие формы иностранного господства, апартеид, систематические и массовые нарушения прав человека, наемничество, международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде[176], которые были включены в проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в редакции 1991 года (ст. 17, 18, 20, 21, 23–26)[177]. В качестве веских доводов против необходимости подобной криминализации были указаны дефинитивная неопределенность отдельных составов, неоднозначность и смежный характер их юридической природы, неконкретизированность элементов состава (в частности, вмешательство, колониальное господство и другие формы иностранного господства, систематические и массовые нарушения прав человека). Так, в ч. 2 ст. 17 проекта Кодекса «вмешательство во внутренние или внешние дела какого-либо государства» расценивалось как подстрекательство к вооруженной подрывной или террористической деятельности или организацию, оказание помощи или финансирование такой деятельности, или поставку оружия для целей такой деятельности и тем самым серьезный подрыв свободного осуществления этим государством своих суверенных прав. Дефиниция «колониального господства» была признана исторической по своему содержанию, имевшей актуальность лишь до середины ХХ века. По замечаниям представителей Великобритании и США этот состав, как он был определен в ст. 18 проекта Кодекса, «поглощает» составы таких традиционных преступлений против мира и безопасности человечества, как геноцид и апартеид. С определениями этих двух преступлений пересекается также дефиниция «систематических и массовых нарушений прав человека», охватывающая «убийство, пытки, установление или поддержание в отношении лиц положения рабства, подневольного состояния или принудительного труда, преследование по социальному, политическому, расовому, религиозному или культурному признаку, осуществляемых на систематической основе или в массовом масштабе, либо депортацию или принудительное перемещение населения» (ст. 21 проекта Кодекса).
|
|
В проекте Устава МУС, который был направлен Подготовительной комиссией на Дипломатическую конференцию в 1998 г., среди преступлений, подпадающих под юрисдикцию МУС, были указаны наряду с «четырьмя основными преступлениями», составившими впоследствии основу ст. 5 Римского Статута, также другие категории международных преступлений. В частности, некоторые государства, включая Российскую Федерацию, Алжир, Индию, Шри Ланка, Республику Кыргызстан, Республику Таджикистан, Македонию, Турцию, настаивали на включении в перечень преступлений, подпадающих под юрисдикцию МУС, преступления международного терроризма. Но это предложение не было поддержано, поскольку так и не выработано универсально признанного определения терроризма и существующая разноплановость подходов государств способна только усугубить разногласия по этому вопросу. Предлагалось также предусмотреть юрисдикцию МУС в отношении таких преступлений, как торговля наркотиками (Тринидад и Тобаго), наемничество (Коморы и Мадагаскар), отмывание грязных денег (Нигерия) и др. В резолюции «Е», принятой на Дипломатической конференции в качестве составной части Заключительного акта, было решено рекомендовать Обзорной конференции рассмотреть терроризм и торговлю наркотиками в целях выработки приемлемого определения и включить их в перечень преступлений, подпадающих под юрисдикцию МУС[178].
В научной литературе наряду с традиционными разновидностями международных преступлений (преступлений против мира и преступлений против безопасности человечества) выделяют такую подгруппу, как преступления против человеческой цивилизации, непосредственным объектом которых выступает право каждого человека на жизнь в условиях потенциальной возможности использования оружия массового поражения как в военное, так и в мирное время[179]. Ставят под угрозу все население планеты и человеческую цивилизации в целом такие составы международных преступлений, как экоцид, биоцид, геномоцид, терроцид (уничтожение Земли как геополитического тела), распространении и применение ядерного (атомного) оружия, милитаризация космического пространства и использование его или отдельных небесных тел в военных целях. Все деяния, входящие в группу преступлений против человеческой цивилизации, связаны именно с развитием оружия массового уничтожения, в том числе ядерного, климатического, биологического, химического, токсинного, нейтронного, генетического, инфразвукового, лучевого, лазерного, радиоактивного и др.
|
|