Межбанковский клиринг. Под клирингом понимается система безналичных расчетов за товары, услуги, ценные бумаги, основанная на зачете взаимных требований и обязательств

Под клирингом понимается система безналичных расчетов за товары, услуги, ценные бумаги, основанная на зачете взаимных требований и обязательств. Межбанковский клиринг, в свою очередь, - это система безналичных расчетов между банками путем зачета взаимных денежных требований юридических лиц.

По решению Центрального банка РФ организацию клиринговых расчетов могут брать на себя небанковские кредитные учреждения или клиринговые организации на основании лицензии, выданной Центральным банком РФ.

Учредителями клирингового учреждения могут быть коммерческие банки, Центральный банк РФ, другие юридические и физические лица, за исключением органов власти, политических организаций, специализированных общественных фондов.

Основными задачами клиринговой организации являются:

● ускорение и оптимизация расчетов между банками и иными кредитными организациями;

● повышение достоверности и надежности расчетов;

● развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов (чеков, векселей, пластиковых карт и др.);

● наиболее рациональное использование временно свободных ресурсов банков;

● внедрение современных международных технологий, стандартов;

● создание современной информационной банковской инфраструктуры;

● надежная многоуровневая защита данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения;

● контроль достоверности данных на всех этапах.

В настоящее время приняты две модели организации клиринговых операций. Первая модель предусматривает проведение клиринга с предварительным депонированием средств на счетах участников взаимозачетов. Согласно второй модели клиринг осуществляется без депонирования средств на счетах участников клиринга. Клиринг может быть двусторонний, когда засчитываются требования двух банков, и многосторонний, когда в зачетных схемах участвуют три и более банков.

В настоящее время для осуществления расчетов между банком и корреспондентом применяется система «Клиент – Банк» («Электронный клиент»), и др. системы электронных расчетов - банк разрабатывает такие программы. Система электронных расчетов (СЭР) предназначена для ускорения выполнения платежных операций и улучшения контроля над ними, что достигается путем замены бумажных документов на электронные(заполняемые в соответствии с действующим законодательством) и их автоматизированной обработки. Для обеспечения безопасности и конфиденциальности расчетов используют специальные процедуры - это и использование особого кода и секретного ключа, известных только подписывающему лицу, и системы паролей для ограничения доступа, позволяющей защитить документы от несанкционированной модификации или уничтожения и др.

Технология осуществления электронных расчетов включает следующие этапы:

1. подготовка платежных документов – их заполнение;

2. контроль, подписание и передача на отправку – автоматический контроль правильности заполнения осуществляется на этапе заполнения клиентом и на этапе приема документов компьютером банка. В случае несовпадения данных документ полежит возврату клиенту;

3. временной режим – клиент может установить круглосуточную связь с банком, выписка из расчетных и др. счетов предоставляется клиенту после закрытия операционного дня банка.

9.4. Формы расчетов и платежные документы

В отличие от наличного денежного оборота сущность безналичного денежного оборота состоит в том, что платежи производятся путем пере­числения (перевода) денег со счета плательщика на счет получателя в учреждениях коммерческих банков. Расчеты между предприятиями осуществляются, как правило, в безналичном порядке.

Предприятия вправе использовать любую из возможных форм рас­четов исходя из собственных интересов с закреплением выбранной формы в договорных отношениях с партнерами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: