При анализе социально-экономической природы труда в сфере управления, необходимо иметь в виду специфические особенности этого вида трудовой деятельности:
- результаты труда работников аппарата управления не поддаются прямому измерению (ни в н/часах, ни в количестве выпускаемой продукции). Он может выражаться в экономических показателях руководимого подразделения;
- в сфере управленческой деятельности предметом труда выступают не материально-предметные элементы производства, а люди и производимая ими информация;
- работа в сфере управления предъявляет к работникам повышенные квалификационные требования.
Наука управления требует комплексного и системно-структурного подхода в решении управленческих проблем. Системно-структурный подход состоит, с одной стороны, в рассмотрении всей структуры как единого целого, а с другой стороны, в разделении его на структурные элементы.
Концепции имеют три подхода: процессный, системный и ситуационный:
– Процессный подход | Управление рассматривается, как процесс, который состоит из серии взаимосвязанных действий, которые называются функциями управления. Таким образом, процесс управления – это общая сумма всех функций управления. Разработку концепции приписывают Анри Файолю (Франция). По его мнению, функций пять: постановка целей, планирование, организация, распоряжение, координация и контроль. |
– Системный подход | Основывается на теории систем в управлении (системы приняты в точных науках и технике). Суть системного подхода состоит в разложении сложных объектах управления на простые, которые, в свою очередь, также рассматриваются как системы. Эти части сложных систем называются подсистемами, внутри которых создаются структурные подразделения для нужд управления (отделы, секторы, участки и т.д.). |
– Ситуационный подход | Под ситуацией понимают конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данное время. Любая организация должна иметь структуру, однако строение этой структуры зависит от ситуации и может включать в себя различные части различных систем управления. Практическое применение ситуационного подхода основывается на том, что менеджер должен владеть эффективными методами профессионального управления, правильно понимать и интерпретировать обстановку (ситуацию), обеспечивать достижение цели наиболее эффективными методами. |
Рассмотренные концепции современного менеджера свидетельствуют о том, что на современном этапе в теории менеджмента отобрано то рациональное, что было достигнуто во всех предыдущих фазах ее развития.
|
|
Три основных уровня менеджмента (по Талкотту Парсонсу):
|
|
1. Технический уровень – ежедневные текущие операции и действия, необходимые для обеспечения производительной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг.
2. Управленческий уровень – координация и согласование внутри организации разнообразных действий и форм деятельности разных подразделений, разработка и выполнение производственных программ и бюджетов.
3. Институционный уровень – разработка долгосрочных планов, формулировка целей, адаптация организации к разнообразным переменам, регулирование взаимоотношений с окружающей средой.
Менеджеры высшего звена (top managers) | Президент Вице-президент Генерал Папа Римский Ректор университета | |||||
Менеджеры среднего звена (middle managers) | Главный бухгалтер Главный инженер Капитан Кардинал Директор предприятия | |||||
Менеджеры нижнего звена (lower managers) | Начальник цеха Мастер Сержант Пастор Начальник отдела маркетинга | |||||
Иерархия управления
Три основных уровня менеджеров: