| Тип коммуникаций | Этапы процесса коммуникаций | Каналы коммуникаций |
| Межличностные | Зарождение идеи или отбор информации | Устная передача |
| На основе письменного общения | Выбор канала передачи информации | Совещания |
| Формальные | Передача сообщения | Телефонные переговоры |
| Неформальные | Интерпретация сообщения получателем | Письменная передача |
| Вертикальные | Реализация сообщения | Служебные записки |
| Горизонтальные | Отчеты | |
| Вербальные | Электронная почта | |
| Невербальные | Компьютерные сети |
Формирование коммуникационных сетей и процессов, а также выбор средств и каналов коммуникаций осуществляется на предприятии после проектирования его организационной структуры в соответствии с выбранной сферой деятельности, принятой производственной программой и структурой менеджмента. Коммуникационные решения, содержащие регламент коммуникационных процедур, должны устанавливаться для каждого иерархического уровня менеджмента и доводиться до конкретного должностного лица.






