Формально -логическое противоречие

Возникает тогда, когда одновременно ут­верждается и отрицается одно и то же сужде­ние, то есть допускается конъюнкция а и не-а. В традиционной формальной логике противо­речием считается утверждение двух противопо­ложных (как контрарных: А — Е, так и контра­дикторных: А — О, Е — J) суждений об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, например, «Все грибы — съедобны» и «Некоторые грибы не


Тема 3. Общие законы правильного мышления являются съедобными». Формально-логические противоречия следует отличать от диалектичес­ких противоречий. Последние свойственны природе, обществу и мышлению, ибо закон единства и борьбы противоположностей дей­ствует всюду. Диалектические противоречия и их разрешение, борьба противоположностей являются источником развития. Формально­логические противоречия возникают лишь в мышлении и притом в неправильно построен­ных рассуждениях. Они тормозят мышление, затрудняют процесс познания.

В полемике для опровержения мнения оп­понента используется метод «приведения к аб­сурду», когда опровергающий, продолжая цепь рассуждений своего оппонента, доводит его выс­казывание до абсурда, и ошибочность позиции оппонента становится очевидной для всех.

К сожалению, на сегодняшний день не все научные достижения ставятся на службу чело­веку. Однако хочется верить, что наступит вре­мя, когда добытое с таким трудом истинное знание будет использовано только на благо человеку.

Люди хотят знать не только законы приро­ды и сущность общественных явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в XVII в. анг­лийский философ Ф. Бэкон говорил, что зна-


Логика

ние и могущество человека совпадают. Однако тернист путь к истине.

Чтобы расширить возможности познания, человек создал микроскоп и телескоп, радио и телевидение, ЭВМ и космическую ракету, ко­торые позволяют ему глубже и полнее позна­вать свойства природных и социальных явлений. Изобретены различные методы познания, расширяющие возможности разума человека: моделирование и математические методы, в том числе методы теории вероятности, физический и биологический эксперименты и др.

Чтобы эффективно пользоваться всеми эти­ми методами и изобретениями, мышление че­ловека должно быть безупречным, логически правильным. Законы развития есть у природы, общества и, конечно же, у самого мышления. Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, то есть логи­ческие законы. Наука логика помогает позна­нию этих законов.

Контрольные вопросы

м Как соотносятся между собой суждение и предложение?

Ш Чем различаются описательные и оце­ночные высказывания?

■ Какие существуют виды бессмысленных высказываний?


Тема 3. Общие законы правильного мышления

Как понимается абсурд в логике?

■ Как определяется логическое следование?

■ Какую роль играет тавтология в мыш­
лении?

■ Какую идею выражает логический закон

противоречия?

■ О чем говорит логический закон исклю­
ченного третьего?

■ Каковы основные линии критики, зако­
на исключенного третьего?

Задания

1. Укажите, какие из перечисленных выс­
казываний являются описательными, а какие —
оценочными:

а) неправда, что философские споры
неразрешимы;

б) принцип «не убий» обычно не распрос­
траняется на военные действия и на
смертную казнь;

в) я обещаю подумать над вашим пред­
ложением;

г) настоящим объявляется перерыв;

д) мы должны готовиться к экзамену.

2. Укажите, какие из следующих высказы­
ваний являются бессмысленными:

а) Александр Македонский мало чему научился у своего учителя Аристотеля;



       
   
 
 

 

Логика

б) Н. Гоголь писал
в Риме;

в) «Крекс, фекс, пеке — вот наш ответ»;

г) она была дама горячая, смелая,
смуглая;

д) микробы, как и мыши, зарождаются
из грязи.

3. Какие формально-логические законы рас­пространяются на следующие пары суждений:

а) все страусы летают. Ни один страус
не летает;

б) Аристотель являлся учителем Алек­
сандра Македонского. Аристотель не
являлся учителем Александра Маке­
донского;

в) ни один саксофон не является духо­
вым инструментом. Некоторые сак­
софоны являются духовыми инстру­
ментами;

г) все преподаватели имеют научные
степени. Некоторые преподаватели
не имеют научных степеней.

 

Тема 4. Понятие

ТЕМА 4. ПОНЯТИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: