Возникает тогда, когда одновременно утверждается и отрицается одно и то же суждение, то есть допускается конъюнкция а и не-а. В традиционной формальной логике противоречием считается утверждение двух противоположных (как контрарных: А — Е, так и контрадикторных: А — О, Е — J) суждений об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, например, «Все грибы — съедобны» и «Некоторые грибы не
Тема 3. Общие законы правильного мышления являются съедобными». Формально-логические противоречия следует отличать от диалектических противоречий. Последние свойственны природе, обществу и мышлению, ибо закон единства и борьбы противоположностей действует всюду. Диалектические противоречия и их разрешение, борьба противоположностей являются источником развития. Формальнологические противоречия возникают лишь в мышлении и притом в неправильно построенных рассуждениях. Они тормозят мышление, затрудняют процесс познания.
В полемике для опровержения мнения оппонента используется метод «приведения к абсурду», когда опровергающий, продолжая цепь рассуждений своего оппонента, доводит его высказывание до абсурда, и ошибочность позиции оппонента становится очевидной для всех.
|
|
К сожалению, на сегодняшний день не все научные достижения ставятся на службу человеку. Однако хочется верить, что наступит время, когда добытое с таким трудом истинное знание будет использовано только на благо человеку.
Люди хотят знать не только законы природы и сущность общественных явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в XVII в. английский философ Ф. Бэкон говорил, что зна-
Логика
ние и могущество человека совпадают. Однако тернист путь к истине.
Чтобы расширить возможности познания, человек создал микроскоп и телескоп, радио и телевидение, ЭВМ и космическую ракету, которые позволяют ему глубже и полнее познавать свойства природных и социальных явлений. Изобретены различные методы познания, расширяющие возможности разума человека: моделирование и математические методы, в том числе методы теории вероятности, физический и биологический эксперименты и др.
Чтобы эффективно пользоваться всеми этими методами и изобретениями, мышление человека должно быть безупречным, логически правильным. Законы развития есть у природы, общества и, конечно же, у самого мышления. Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, то есть логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов.
Контрольные вопросы
м Как соотносятся между собой суждение и предложение?
|
|
Ш Чем различаются описательные и оценочные высказывания?
■ Какие существуют виды бессмысленных высказываний?
Тема 3. Общие законы правильного мышления
■ Как понимается абсурд в логике?
■ Как определяется логическое следование?
■ Какую роль играет тавтология в мыш
лении?
■ Какую идею выражает логический закон
противоречия?
■ О чем говорит логический закон исклю
ченного третьего?
■ Каковы основные линии критики, зако
на исключенного третьего?
Задания
1. Укажите, какие из перечисленных выс
казываний являются описательными, а какие —
оценочными:
а) неправда, что философские споры
неразрешимы;
б) принцип «не убий» обычно не распрос
траняется на военные действия и на
смертную казнь;
в) я обещаю подумать над вашим пред
ложением;
г) настоящим объявляется перерыв;
д) мы должны готовиться к экзамену.
2. Укажите, какие из следующих высказы
ваний являются бессмысленными:
а) Александр Македонский мало чему научился у своего учителя Аристотеля;
Логика
б) Н. Гоголь писал
в Риме;
в) «Крекс, фекс, пеке — вот наш ответ»;
г) она была дама горячая, смелая,
смуглая;
д) микробы, как и мыши, зарождаются
из грязи.
3. Какие формально-логические законы распространяются на следующие пары суждений:
а) все страусы летают. Ни один страус
не летает;
б) Аристотель являлся учителем Алек
сандра Македонского. Аристотель не
являлся учителем Александра Маке
донского;
в) ни один саксофон не является духо
вым инструментом. Некоторые сак
софоны являются духовыми инстру
ментами;
г) все преподаватели имеют научные
степени. Некоторые преподаватели
не имеют научных степеней.
Тема 4. Понятие
ТЕМА 4. ПОНЯТИЕ