Понятие как форма мышления

2. Логическая структура и основ­
ные характеристики понятия.
Виды понятий

3. Основные приемы образова­
ния понятий. Значение понятий
в познании

Логика исследует мышление прежде всего под углом зрения его структуры, поэтому сперва необходимо анализировать эту структуру отно­сительно самого простого элемента — «клеточ­ки» мышления. Таким элементом и выступает понятие.

Узловыми логическими проблемами здесь являются: общая характеристика понятия как формы мышления; виды понятий; отношения между понятиями; логические операции с по­нятиями.

Если мышление неразрывно связано с дей­ствительностью и находит свое непосредствен­ное выражение в языке, то чтобы дать общую характеристику понятия в качестве формы мышления, необходимо ответить на два корен-


 
 


ных для лилии вопроса: «Как а_____ ^,.и_я по­
нятие с действительностью?» и «Как понятие
выражается в языке?».

Понятие — это одна из форм абстрактного мышления, в котором отражаются существен­ные признаки одноэлементного класса или клас­са однородных элементов. Языковыми форма­ми выражения понятий являются слова или сло­восочетания. Основными логическими приема­ми формирования понятий являются: синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Понятие формируется на основе обобще­ния существенных признаков (то есть свойств и отношений), присущих ряду однородных предметов.

Признаки — это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. При­знаки бывают существенные и несуществен­ные. В понятии отражается совокупность су­щественных признаков, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взя­тые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить (выделить) данный предмет от всех остальных и обобщить однородные пред­меты в класс.

Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокуп­ность существенных признаков одноэлемент-


Тема 4. Понятие

ного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержание по­нятия схематически можно выразить так: A (BCD...), где А — всякое понятие вообще, a BCD... — мыслимые в нем признаки предметов. Следует учитывать, что различие между понятием и его структурным элементом-при­знаком относительно: то, что по отношению к одному понятию выступает как признак, в дру­гом случае есть самостоятельное понятие, име­ющее свои признаки. Содержанием понятия «волк» является совокупность двух существен­ных признаков: «быть млекопитающим» и «быть

хищником».

Объем понятия — это класс обобщаемых в понятии предметов. Предметы, входящие в объем понятия, называются в логике классом, или множеством. Класс (или множество) со­стоит из подклассов (или подмножеств). Напри­мер, класс явлений, охватываемых понятием «право», включает в себя такие подклассы (под­множества), как: рабовладельческое, феодаль­ное, буржуазное, трудовое, гражданское право и т. п. Отдельный предмет, принадлежащий к классу предметов, называется элементом: рим­ское право, советское право, украинское право и т. д. Классы делятся на конечные и беско­нечные. Множество (класс) А называется под-



Логика

множеством (подклассом) множества (класса) В, если каждый элемент А является элемен­том В. Это отношение записывается так: Ас В. Читается: класс А входит в класс В (класс «цве­ток» входит в класс «флора»). Отношение при­надлежности элемента а классу А записывает­ся так: а€ А. Читается: элемент а принадлежит классу А. Например, а — «роза» и А — «цветы». Закон обратного отношения между объема­ми и содержаниями понятий: чем меньше ин­формации о предметах заключено в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав, и наоборот («растения» и «съедоб­ные злаковые растения»). Иными словами: чем шире объем понятия, тем уже его содержание. Понятия делятся на виды по объему и со­держанию.

По объему на:

1) единичные — понятия, представляющие собой одноэлементный класс (например, пла­нета Земля, столица Украины);

2)общие (универсальные), которые вклю­чают всю совокупность предметов исследуемой области (например, класс планет Солнечной системы, городов мира);

3) пустые (нулевые) не содержат ни одно­го предмета (например, кентавр, мировой ра­зум, вечный двигатель).


Тема 4. Понятие По содержанию на:

1) конкретные — понятия, в которых на­
ходят свое отражение сами предметы и явле­
ния, обладающие относительной самостоятель­
ностью существования (материальные и иде­
альные): «дом», «романс», «дуб», «поэма «Хо­
рошо!»» и др;

2) абстрактные - понятия, в которых мыс­
лятся свойства предметов или отношения между
предметами, не существующие самостоятель­
но, без этих предметов: «белизна», «долговеч­
ность», «нежность», «честность» и т. п.;

3) соотносительные — понятия, в которых
мыслятся предметы, существование одного из
которых предполагает существование другого:
«родители» — «дети», «ученик» — «учитель» и др.;

4) безотносительные — предмет мыслится
существующим в достаточной мере самостоя­
тельно: «человек», «дом», «деревня» и пр.;

5) положительные - характеризуют в пред­
мете наличие того или иного качества или от­
ношения: «грамотный человек», «алчность»,
«талант» и т. п.;

6) отрицательные — означают, что указан­
ное качество отсутствует: «бескорыстная по­
мощь», «неграмотный», «неучтивый» и т. п.;

7)собирательные — такие понятия, в ко­торых группа однородных предметов мыслит-


Логика I

ся как единое целое: «полк», «стадо», «созвез­дие», «стая» и пр. Бывают общими («роща», «учащиеся данного класса») и единичными («созвездие «Большая Медведица»», «библиоте­ка им. Т. Г. Шевченко»);

8) несобирательные — данные понятия можно отнести к каждому отдельному предме­ту данного класса, мыслимого в понятии: «река», «ручка», «адвокат», «закон» и т. д. Примеры:

«Коллектив» — общее, конкретное, безот­носительное, положительное, собирательное.

«Недобросовестность» — общее, конкрет­ное, безотносительное, отрицательное, несо­бирательное.

«Муж» — общее, конкретное, соотноси­тельное, положительное, несобирательное.

Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэто­му и понятия, отражающие эти предметы, так­же находятся в определенных отношениях. Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, на­зываются несравнимыми («романс» и «кирпич»; «алчность» и «дождь»). Остальные понятия называются сравнимыми.

Сравнимые делятся по объему на совмес­тимые (объемы этих понятий совпадают пол-


1ема 4. понятие

ностью или частично) и несовместимые (их объемы не имеют общих элементов).

Между совместимыми понятиями, в свою очередь, складываются следующие отношения.

1. Равнообъемность (тождество). В подобном
отношении находятся понятия, объем которых
совпадает полностью, хотя их содержание мо­
жет в той или иной степени рахчичаться. Приме­
ры: «Ленинград» и «Санкт-Петербург», «А.С. Пуш­
кин» и «автор поэмы «Полтава».

2. Подчинение (субординация). В таком от­
ношении находятся понятия, из которых одно
входит в объем другого, но не исчерпывает его,
а составляет лишь часть. Примеры: «золото» и
«металл», «лев» и «хищник», «береза» и «дере­
во», «скрипка» и «музыкальный инструмент».

3. Пересечение. Это отношение существу­
ет между понятиями, объемы которых совме­
щаются лишь частично. Примеры: «граждане
Украины» и «украинцы», «студенты» и «спорт­
смены».

4. Соподчинение. Данное отношение суще­
ствует между понятиями, которые имеют об­
щий род и, взятые в отдельности, подчинены
ему как виды, а вместе — соподчинены и, сле­
довательно, обладают одной и той же степе­
нью общности. Примеры: «растительный мир» +
«жийотный мир» = «органический мир».



Логика

5. Противоречие (контрадикторность). Это отношение существует между понятиями, из которых одно отражает наличие у предметов каких-либо признаков, а другое — их отсутствие (то есть отношение между положительными и отрицательными понятиями). Особенностью данного отношения является то, что, исклю­чая друг друга по содержанию в рамках общего для них рода, они по объему полностью исчер­пывают объем родового понятия. Пример: «щед­рость» и «нещедрость», «металл» и «неметалл». 6. Противоположность (контарность). В данном отношении находятся понятия, каж­дое из которых выражает наличие у предметов каких-либо признаков, но сами эти признаки носят противоположный характер (будучи вза­имоисключающими по содержанию, они мо­гут не исчерпывать объема родового понятия). Пример: «щедрость» и «скупость», «богатство» и «бедность».

В классической логике соотношения меж­ду данными понятиями принято изображать схе­матически при помощи кругов Эйлера (рис 1).

Важнейшими логическими характеристи­ками понятий выступают его содержание и объем. Но они зачастую скрыты за словесной оболочкой понятия. Поэтому в практике мыш­ления нередко приходится раскрывать как со-


Тема 4. Понятие

держание, так и объем понятия. Первая из этих логических операций называется определением, а вторая — делением.

Определение понятия — логическая опера­ция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина.

С помощью определения понятий мы в явной форме раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых пред­метов от других предметов.

Понятие, содержание которого надо рас­крыть, называется определяемым понятием (deflniendum, сокращенно Dfd), а то понятие, посредством которого оно определяется, на­зывается определяющим понятием (definience, сокращенно Dfn).

Определение в собственном смысле этого слова нельзя смешивать также со сходными операциями, такими как сравнение, описание, характеристика и т. д. В процессе сравнения устанавливается сходство одних предметов с другими в том или ином отношении: «СПИД — чума XX века», «Организованная преступность есть партизанская война против общества». Описание — это перечисление ряда признаков предмета, как существенных, так и несуще­ственных, часто внешних, позволяющих выде­лить его среди других описание внешности че-




А — «гром­кая речь» В — «негром­кая речь»
 

а

I

I


A - «русский пи- А — «учащий- А — «цветок»
сатель М. Ю. Лер- ся педагоги- В — «чайная
монтов» ческого кол- роза»
В - «автор рома- леджа»
на «Герой наше- В — «спорт-
го времени» смен»

А - «глубокое озеро» В — «мелкое озеро»

А - «пианино» В - «скрипка» С - «виолон­чель»

D - «музыкаль­ный инстру­мент» (А, В и С соподчинены D)


г ^-----------.—------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ i CJYIU Т. llUrtnfllUC

ловека, обстоятельств и т. п. Характеристика -------- r~F----------------------- 3---------- 5------------------

pen пчпрп.т» п,. 1 • Генетическое определение. В нем раскры-

есть выделение лишь некоторых наиболее важ-

hkiy н нлпагт» вается происхождение предмета.

ных и существенных признаков предмета -. ^ i г>

г wD и^сдмск». 2. Сущностное определение. В нем раскры-
По характеру определяемого все многооб-

__„ „ к с мни1и"о вается сущность предмета, его природа или

разие определении подразделяется на два ос- качество

новных вида - реальные и номинальные. 3. Функциональное определение. В нем рас-

Реальные являются определениями самого крывается назначение предмета, его роль и

предмета, отраженного соответствующим по- функции

нятием («Электролиты - это вещества и ра- 4. Структурное определение. В нем раскры-

створы, которые проводят электрический ток»). „аются элементы системы, виды какого-либо

Номинальные раскрывают термин, кото- [ рода или части целого.

рый обозначает понятие, или вводят знаки, за- Применительно к универсальным поняти-
меняющие понятие («Осью конуса называет- ям выработан другой вид определения - отно­
ся
прямая, соединяющая вершину конуса и сительное (или определение через противопо-
центр основания»). С помощью номинальных ложность), например: «Свобода есть осознан-
определений вводятся новые термины, поня- ная необходимость»,
тия, знаки. Построение определения подчиняется сле-

Деление определений на реальные и номи- дующим основным правилам:

нальные относительно. Реальное определение 1) определение должно быть соразмерным:

может принять номинальную форму, а номи- объем определяющего должен полностью со-

нальное стать реальным. впадать с объемом определяемого. Если это

По характеру определяющего выделяются правило нарушается, то возможны две логичес-

определения через ближайший род и видовое кие ошибки:

отличие, а также соотносительные определения. а) Oft > Dfn: «Лошадь — млекопитающее жи-

Определения через ближайший род и виде- вотное», «Гравитация — это взаимодействие двух

вое отличие, будучи наиболее распространен- материальных тел», «Костер - источник тепла»;

ным, имеет множество разновидностей. Основ- ^ ^fd < Dfn: «Совесть - это осознание че-

ными среди них выступают следующие ловеком ответственности перед самим собой

за свои поступки» (а перед обществом?);

ПО ш



Логика

в) Dfd одновременно и > и < Dfn: «Бочка -сосуд для хранения жидкостей»: во-первых, жидкости хранят не только в бочках, а во-вто­рых, в бочках хранят не только жидкость;

2) определение не должно быть только от­
рицательным. Это означает, что в определении
могут быть отрицательные признаки, но ими
нельзя ограничиваться;

3) тавтология: нельзя раскрывать определя­
емое через самое себя («Коллегия адвокатов -
это объединение лиц, занимающихся адвокат­
ской деятельностью»). Тавтологию необходи­
мо отличать от приема «усиления», который
вполне допустим: «Закон — есть закон»;

4) круг в определении. Эта ошибка возни­кает тогда, когда определяющее понятие само, в свою очередь, раскрывается через определя­емое: «Вращение есть движение вокруг своей оси, а ось - это прямая, вокруг которой про­исходит вращение»;

5) нельзя определять неизвестное через не­известное.

В зависимости от того, как раскрывается характер того или иного понятия, определения делятся на явные и неявные.

Явные это такие определения, в которых между определяемым и определяющим устанав­ливается некоторое отношение равенства.


Тема 4. Понятие

Неявные — это такие определения, в кото­рых на место определяющего понятия подстав­ляется контекст, набор аксиом, описание, срав­нение.

Деление — это логическая операция, посред­ством которой объем делимого понятия (мно­жество) распределяется на ряд подмножеств с помощью избранного основания деления. При­знак, по которому производится деление объе­ма понятия, называется основанием деления. Подмножества, на которые разделен объем понятия, называют членами деления. Делимое понятие называют родовым, а его члены деле­ния называются видами данного рода, сопод­чиненными между собой. Например, делимое (родовое) понятие «химический элемент» де­лится на следующие члены деления (виды): «металл», «щелочь», «газ».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: