Язык и письменность

Первое сообщение о письменности тюрок («скифских письменах») принадлежит византийскому историку Менандру Протектору. Среди наиболее древних памятников древнетюркской пись­менности следует назвать стелы (вертикально стоящие каменные плиты с надпи­сью), найденные в северной Монголии. На них сохранились крупнейшие из известных рунических текстов - памятники в честь Бельге-кагана и Кюль-тегина, памятники Тоньюкука. Наряду с древнетюркским письмом в период VI - Х вв. широкое распространение в Казахстане получило согдийское письмо. В IX - ХII вв. в связи с распространением ислама широко употребляется арабский язык.

Литература и наука

Надписи в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина можно считать блестящими образцами поли­тической прозы, сохранившей тради­ционные формы ораторского искус­ства и устного повествования о богатырских подвигах. На арабском языке писал выдающийся ученый Востока Абу Наср аль-Фараби (870-950 гг.). Аль-Фараби являлся энциклопедистом, своими научными взглядами намного опередившим время. В ХI в. было написана поэма «Кудатгу билиг» («Знание, приносящее счастье») Юсуфа Баласагунского. Это первый памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана. В нем отражалась общественное сознание и политические концепции определенных социальных кругов, специфика и традиции, особенности письменного тюркского языка. Махмуд Кашгарский из Барсхана в 1074 г. составил «Диван лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»). Это сочинение является памятником истории быта, нравов и языка, а также естественно-научных представлений того времени. Выдающимся мыслителем и поэтом своего времени был ХоджаАхмед Яссауи, живший в городе Яссы (Туркестан) в XII в.. Он был проводником мусульманской религии в Казахстане. Впоследствии, в XIV в., над его могилой по приказу Тимура был возведен грандиозный мавзолей. Ахмеду Яссауи принадлежит сборник стихов «Диван-и-Хикмет» («Книга о премудрости») на тюркском языке. У Ахмеда Яссауи были ученики, среди них наиболее известен Бекыргани. Учителем АхмедаЯссауи был Арыстанбаба, который занимал верхнюю ступеньку в иерархии святых.

Религия

В период раннего средневековья тюркоязычные жители Казахстана были язычниками. Они поклонялись Небу (Тенгри) и Земле-Воде (Йер-Су). Покровительницей очага и детей было женское божество Умай. Был распространен культ священных гор.

Почитали тюрки огонь, широко практикуя обычай очищения огнем. Умерших тюрки хоронили по древнему шаманскому ритуалу. В IX - XI вв. получили распространение зороастризм, буддизм, манихейство, христианство. Буддизм пользовался популярностью в аристократической среде Тюркского каганата. При раскопках семиреченских городов обнаружены буддийские храмы. В манихейском сочинении VIII в. «Священная книга двух основ» упоминаются «золотой город Аргу - Талас» (Тараз) и еще четыре семиреченских города, где проживали манихеи. Христианство проникло в Казахстан через Среднюю Азию, где центром его был Мерв. В VIII - Х вв. была образована карлукская митрополия, а в Таразе и Мирки действовали церкви. В конце IX - начале Х вв. началась исламизация населения Казахстана. В XI - ХII вв. новая религия проникает в широкие слои оседлого и кочевого населения, постепенно вытесняя старые культы и языческие верования. Последние, однако, продолжали бытовать и оказывать сильное влияние на жизнь населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: