Тема 6 Социально-психологические особенности деятельности юриста

§ 1. Оценка интересующей личности

§ 2. Установление и развитие психологических контактов

§ 3. Получение необходимой информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых

6.1 Юридическая работа — это непрерывный процесс общения. В этом процессе юрист постоянно оценивает людей: свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, собеседников, прохожих и т. д. При этом он вводит в действие как формальные, так и неформальные приемы и методы оценки.

К формальным методам обычно относят целенаправленное наблюдение и беседу, анализ документов, изучение биографии, различные тесты.

К неформальным — сложившиеся в ходе исторического развития общества различные интуитивные способы. Если в первом случае работник юридического труда ставит процесс опенки под свой контроль, поскольку он протекает на уровне сознания, то во втором — этот процесс осуществляется на уровне подсознания.

Исходя из учета особенностей составления оценочных схем личности, предлагается специальная «схема изучения личности», которую должны знать работники юридического труда.

Схема изучения личности.

1. Общие данные: время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства, отношение к политическим партиям.

2. Внешние признаки:

- лицо (краткий словесный портрет, по возможности особенности строения лица);

- рост (низкий, средний, высокий, аномалии в росте);

- вес и телосложение (очень худой, худощавый, стройный, полный, тучный);

- одежда (опрятен — неопрятен, за модой следит — не следит);

- манеры (производит приятное впечатление - неприятное впечатление);

- голос (приятный — неприятный, сильный, гнусавый и т. д.).

3. Жизненный путь;

- родители (время и место рождения, национальность, место жительства, социальное положение, образование, профессия, отношение к политическим партиям, их увлечения, постоянное занятие и т. д.);

- детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, жизнь вне семьи, братья и сестры, их взаимоотношения, события в жизни и т. д.);

- школа (специализация школы, любимые предметы, взаимоотношения со сверстниками, нарушения школьной дисциплины, успехи, оценка учебной деятельности);

- учебные заведения (причины поступления, успехи, полученные знания, умения, навыки, характерные события в 16—19 лет);

- трудовая деятельность и служба в армии (характер труда и службы, отношение к труду и службе, положение среди других людей, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность);

- семейная жизнь (рождение детей, с кем живет в настоящее время).

4. Жизненные сферы:

- семья (отношения между супругами, отношение к детям/отношение к родителям и т. д.);

- профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, удовлетворенность работой, продвижение по работе, социальный статус на работе и т. д.);

- политическая и общественная активность (активен — неактивен; сколько тратит времени на общественную деятельность и т. д.);

- проведение свободного времени (спорт, азартные игры, кино, театр, выпивки с друзьями и т. д.);

- материальные условия жизни (какая квартира, особенности обстановки, бюджет семьи и др.);

- здоровье (общее состояние здоровья, отношение к своему здоровью, наличие заболеваний).

5. Поведение:

- преобладающее настроение: ровное, приподнятое, угнетенное; реакция на трудности (растерянность, энергичность, безразличие);

- особенности проявления эмоций и чувств (легко возбуждается, средне, трудно возбудим; подавляет раздражение легко, с трудом; переживает неудачи заметно — незаметно, долго — недолго; помнит обиды долго — недолго; расстраивается по мелочам — по мелочам не расстраивается и т. п.);

- проявление воли (самостоятельный — несамостоятельный, дисциплинированный — недисциплинированный, решительный — нерешительный, смелый — трусливый и т. д.);

- поведение в сложной ситуации (сохраняет спокойствие — теряется, сохраняет логичность и рассудительность речи и поступков — теряет их и т. д.);

- поведение в состоянии опьянения (спокоен, агрессивен, теряет контроль, замыкается в себе, становится общительным, уединяется; пьет много, средне, пьет много и не пьянеет);

- нравственное поведение (соблюдение моральных норм, отношение к женщине, честность и правдивость, проявление мужества в сложных отношениях со старшими и равными).

6. Темперамент и характер:

а) темперамент:

- общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый; застенчивый — не застенчивый; осторожный — решительный; проявляет склонность к лидерству — склонности к лидерству не проявляет);

- эмоциональность (спокойный — раздражительный, невозмутимый — ранимый, сдержанный — возбудимый, пессимистический — оптимистический);

б) характер:

- свойства характера, выражающие отношение: к людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.), к труду (трудолюбие, добросовестность, лень, ответственность и т.д.); к вещам (аккуратность, неряшливость и т. д.); к самому себе (тщеславие, честолюбие, самолюбие, гордость, самомнение, скромность и т. д.);

- доминирующие черты характера (кардинальные черты, первичные черты, вторичные черты).

7. Мотивация поведения:

- доминирующие потребности (физиологические потребности, потребность в самосохранении, потребность в принадлежности к социальной группе, потребность в уважении своей личности, потребность в самовыражении);

- ценности и установки:

а) личностные ценности (ориентация на самосовершенствование, на помощь другим людям, на определенную деятельность, на удовлетворение своих потребностей);

б) социальные ценности (ориентация на принятые в обществе моральные нормы, обычаи, нравы, уважение правопорядка);

в) материальные ценности (деньги, вещи, собственность);

г) политические ценности (отношение к демократии, политическим партиям, образу жизни в стране, политической жизни в стране, личные политические взгляды);

д) идейные ценности (мировоззрение, вера в бога, отношение к другим религиям и верующим и т. д.);

- интересы (увлечения и хобби, широта интересов, степень устойчивости интересов);

- идеалы (наличие идеала: человек, идея, поступок человека, литературный герой и т. д.).

8. Социальная адаптация:

- социальное окружение (взаимоотношения со знакомыми и друзьями, степень признания со стороны окружающих, степень связи с родственниками);

- восприятие социальной ситуации (исходит из реальной обстановки; в действиях преобладает логичность — нелогичность, адаптируется к ситуации быстро — медленно);

- самооценка (реальная или нереальная оценка своей социальной роли, отношение к мнению других о своих возможностях, уровень притязаний, уверенность или неуверенность в себе),

9. Способности:

—общие способности (плавность и беглость речи, уровень оперирования цифрами, легкость запоминания, богатство воображения, полнота обобщений и т. д.);

— специальные способности (организаторские, педагогические и т. д.; способность знакомиться, сближаться, влиять на людей, способность разбираться в людях).

Сбор информации и оценка личности на базе данной «Схемы» осуществляются в процессе общения. Поэтому рассмотрим некоторые особенности этого процесса.

В процессе общения люди обмениваются знаниями, опытом, передают друг другу различную информацию, добиваются взаимопонимания, общности переживаний, достигают общности действий и намерений, определенного единства в отношениях к фактам, событиям, идеям, к другим людям и самим себе. Оценка личности при общении обычно производится на основе экспектации и эмпатии, которые функционируют в основном на подсознательном уровне.

Экспектация (ожидание) заключается в подсознательном формировании оценочного суждения о человеке. Наблюдающему нередко правильно представляется, что наблюдаемый что-то хочет предпринять. Происходит как бы предвосхищение поведения наблюдаемого лица. Такая способность появляется у людей в результате длительного общения друг с другом. Практикой установлено, что лица, постоянно находящиеся в общении, безошибочно предвосхищают поведение друг друга.

Эмпатия — это способность прочувствовать переживания другого человека. Процесс такого вчувствования обычно не осознается. Эмпатия дает людям возможность познавать у других людей многие невысказанные или скрываемые намерения. Способность людей к эмпатии, как и любая другая общая способность, зависит от специфических задатков и соответствующего воспитания.

Косвенно эмпатия позволяет судить, насколько собеседник мягок или суров, спокоен или постоянно напряжен, уверен или не уверен в себе и т. д. Все это дает возможность сделать предположение о том, как наш собеседник воспринимает жизнь, каково его физическое состояние, интеллект и т. п.

Процесс оценки личности начинается с первого впечатления. Первое впечатление в своей основе представляет собой общее восприятие объекта. Люди в условиях первоначального контакта занимаются классификаций, пытаясь отнести собеседника к одному из знакомых им типов людей; другие составляют общее эмоциональное впечатление; третьи обосновывают свое представление о внутреннем мире другого по внешним проявлениям личности, причем уделяют внимание то содержанию речи партнера, то вглядываясь в его непроизвольные реакции; четвертые настолько верят своему первому впечатлению, что потом ни за что не желают от него отказаться; иные, кажется, абсолютно терпимы к любому изменению собственных представлений об окружающих; пятые верят исключительно собственному «прочтению» личности, в отличие от иных, которые допускают, что другие также что-то в человеке могут понять; шестые... седьмые... и т. д. Таким образом, первое впечатление практически не дифференцируется, оно обычно не выражено вербально и протекает на чувственном уровне. Естественно, первое впечатление таит в себе возможность ошибки, которая связана с рядом факторов.

Источниками ошибок являются: мнение других лиц, галлоэффект, эффект снисходительности, стереотипы, психическое состояние наблюдателя, доминирующие потребности, защитные механизмы и упрощения.

1. Мнение других лиц. Иногда даже самого общего и отрывочного мнения об интересующем нас лице достаточно, чтобы оно подействовало на нашу оценку этого лица. Например, если нам дали характеристику объекта нашего интереса или высказали самое поверхностное суждение о нем, то при встрече мы стараемся уложить поведение объекта в рамки шаблона, сформированного под влиянием чужого, возможно не совсем объективного, мнения.

2. Галлоэффект. Вам понравился воспринимаемый, вы оцениваете его в терминах «приятного», если же не понравился — в терминах «неприятного». Эта общая оценка распространяется практически на любую черту личности. Как правило, галлоэффект имеет тенденцию размывать детали впечатления и формировать общую оценку объекта.

3. Эффект снисходительности. Большинство людей благожелательно подходят к оценке незнакомого человека, многие склонны не замечать его явных недостатков. Однако есть люди, которые предпочитают сомневаться в положительных качествах объекта наблюдения. Иногда это выливается в стратегию: пока человек не докажет своей порядочности, его нельзя считать таковым. Когда мы встречаемся с чрезмерно выраженным эффектом снисходительности, то вполне обоснованно можем предполагать, что ошибки в оценке объекта — следствие психических отклонений у наблюдателя.

4. Стереотипы. Если наблюдаемый отличается от наблюдающего по какому-либо характерному признаку, то отличие, бросаясь в глаза, вызывает у последнего строго определенные стандартные образы — стереотипы. Во-первых, это будут этнические и групповые стереотипы, затем стереотипы, связанные с внешним видом (высокий - низкий, толстый — тощий; орлиный нос, сократовский лоб и т. д.), а также стереотипы, касающиеся физической ущербности, особенностей голоса и речи, экспрессивных движений (походка, мимика, жесты). Знание стереотипов восприятия и учет их при общении с представителями различных культур в значительной степени способствуют избавлению от ошибок в интерпретации поведения.

Каждый стереотип имеет свою логическую структуру и присущие ему закономерности проявления. Считается, например, что негры любят ритмическую музыку и яркие краски, рыжие темпераментны и т. д. Подметивший горячность рыжего и не заметивший еще большую горячность брюнета утверждает, что это закономерность. Поэтому один из источников ошибки заключается в том, что мы ожидаем от определенного лица (группы лиц) вполне определенного поведения.

5. Психическое состояние. Человек в хорошем настроении всех окружающих оценивает в основном в светлых тонах и сам вызывает у них симпатию. Человек, пребывающий в депрессии, наоборот, не только сам видит все в сером цвете, но и к себе вызывает неприязненное отношение. Поэтому психическое состояние наблюдателя (наблюдаемого) может являться источником ошибок в оценке личности.

6. Доминирующая потребность. Доминирующая потребность делает человека особенно чувствительным к предмету этой потребности; охотник лучше видит зверя, сборщик ягод — ягоды. Следует, однако, отметить, что чем сильнее эта потребность, тем чаще в этих случаях может иметь место переигрывание. Например, охотник может за зверя принять какой-либо предмет. Поэтому доминирующие в данный момент у наблюдателя потребности могут явиться источником ошибок.

7. Защитные механизмы. Одним из защитных механизмов, искажающих восприятие, является проекция. Суть ее состоит в искажении реальности. Проекция имеет место в поведении практически всех людей, однако она наиболее сильно проявляется у людей с "расшатанными нервами". Иногда человеку кажется, что он в чем-то подозревается, иногда ему представляется, что его обвиняют в наличии намерений, которые он сам считает несовместимыми с его "Я"-концепцией, и т. д.

По своей сути проекция — это явление, обратное эмпатии. Это две формы процесса восприятия и оценки людей, однако проекция искажает и ослабляет этот процесс, а эмпатия упорядочивает и усиливает.

Наблюдатель неизменно сравнивает наблюдаемого с самим собой. Ему кажется, что он себя хорошо знает, поэтому на фоне своего "Я" ему лучше представляется другой. Однако в связи с определенным искажением восприятия защитными механизмами это совсем не значит, что наблюдающий объективно прав.

8. Упрощение. Первое впечатление, как правило, всегда неполно. Это связано с тем, что объект восприятия, человек, очень сложен. В связи с этим все мы склонны к упрощению при восприятии людей. Поскольку тенденция к упрощению присуща большинству, то многие люди практически бессильны объективно воспринять другого человека. Они сразу же по какому-то одному факту делают выводы, закрепляют эти выводы своем сознании и потом с трудом меняют их. Это свойство зависит от индивидуальных особенностей людей.

Каковы же источники ошибок перечисленных выше? Причины ошибок восприятия и оценки личности связаны, во-первых, с особенностями личности воспринимаемых, во-вторых, с непреднамеренным или преднамеренным влиянием воспринимаемых на воспринимающего и, в-третьих, с особенностями личности воспринимающего. Здесь следует отметить как индивидуально-психологические особенности людей, которые мы воспринимаем, так и их действия с целью предвосхищения своей оценки и обмана наблюдателя.

Индивидуально-психологические особенности воспринимаемых. Люди воспринимаются по-разному. Одни как бы открыты для восприятия, о них всегда легко составить первое впечатление. Другие закрыты, о них часто трудно сказать что-либо определенное. Условно выделяют несколько типов людей.

Есть категория людей, которая плотно скрыта под своим «панцирем» личности, и очень трудно догадаться об их внутренних переживаниях, Они могут быть интеллектуалами, застенчивыми, недалекими и т. д., но догадаться об этом нелегко. Другие что-то всегда подозревают, чем-то встревожены. Они отовсюду ждут неприятностей, от этого постоянно напряжены и враждебно ко всему настроены. Третьи постоянно в движении, их внутренний мир скрыт за цепью действий и операций. Они субъективно ощущают свое превосходство над другими и гордятся им. Есть люди, которые хорошо умеют приспосабливаться к обстоятельствам. Так, где нужно они могут возмутиться, польстить и т. д. Их настроение меняется в зависимости от ситуации. Встречаются также люди, не поддающиеся никакой характеристике. Они растворяются в толпе, не оставляя в памяти наблюдателя следов о своем образе. О них очень трудно сказать что-либо определенное. Все это сказывается на первом впечатлении.

Известно также: когда человек осознает, что за ним наблюдают, он незамедлительно старается применить различные уловки с целью выглядеть так, как ему хочется, чтобы его восприняли. Психологически это выражается в искажении или подмене экспрессивных движений (мимики, жестов и т. д.). Следует отметить, что обман может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Методы оценки личности: наблюдение, беседа, анализ документов, изучение биографии, тесты, анализ письма.

Одно из первых мест в системе приемов и способов оценки личности занимает наблюдение. На практике применяются включенное и дистантное наблюдение. Включенное предполагает наблюдение «изнутри» социальной группы, когда наблюдатель становится полноправным ее членом. Такое наблюдение уже давно применяется в социологических исследованиях.

Включенное наблюдение обладает большими достоинствами. Оно дает возможность вскрывать многие сокровенные стороны жизни изучаемого человека, социального явления и т. п. Однако включенное наблюдение не всегда возможно и уместно, поэтому наряду с ним активно используется и дистантное наблюдение, т.е. наблюдение со стороны.

При наблюдении со стороны главное, что требуется от наблюдателя, — это оставаться незамеченным как изучаемым лицом, так и окружающими. Дистантное наблюдение активно используется в юридической деятельности.

Наблюдение за объектом — это восприятие его состояния и действий. В процессе наблюдения наблюдатель каждую секунду воспринимает обширную информацию, однако фиксирует он лишь незначительную ее часть. Из всей поступившей информации наблюдатель неизменно производит отбор, который зависит от направленности и особенностей личности наблюдателя.

Считается, что мужчины лучше оценивают мужчин, женщины — женщин, люди, принадлежащие к одной нации, лучше оценивают своего соплеменника и т. д. Однако это правило имеет свои границы: объективнее оценивает человек, обладающий высоким уровнем эмпатии. Поскольку наблюдение способно регистрировать лишь отдельные акты поведения, то в каждом конкретном случае юрист-практик должен знать, за какими актами поведения, реакциями скрывается истинный смысл изучаемого свойства, явления и т. п.

Наблюдения показывают, что чем менее образован и чем более непосредственен человек, тем рельефнее у него будут внешние движения и тем самым мы можем с большей достоверностью судить по ним о его истинных переживаниях. Наблюдая за объектом изучения, работник юридического труда должен уметь отделять притворство от искренности, видеть за экспрессивными движениями временные состояния и устойчивые характерологические свойства личности объекта.

Беседа. С ее помощью восполняется недостаток информации, полученной наблюдением. Беседа позволяет получить сведения о мотивационных аспектах личности.

Оценка личности в беседе предполагает предварительное планирование этой беседы с целью скрытого получения необходимой информации. Для этого тщательно составляется перечень вопросов по всем аспектам личности. Сюда входят вопросы относительно психологических, социально-психологических особенностей личности, мотивации ее поведения и т. д. Беседа, предпринимаемая для изучения личности, представляет собой диалектическое единство пяти этапов, пяти специфических звеньев общения.

Психологи выделяют: 1) подготовку к беседе; 2) начало беседы; 3) этап получения данных; 4) завершение беседы; 5) оценку результатов беседы.

Подготовка к беседе предусматривает составление плана, базируемого, как отмечалось выше, на основе "Схемы изучения личности". Основным содержанием плана должны быть вопросы, которые не удалось выяснить путем наблюдения. Вопросы в плане располагаются так, чтобы обеспечить ведение естественного разговора с собеседником, причем желательно, чтобы вопросы одного раздела «Схемы» не шли друг за другом, а перемежались с вопросами других разделов.

При организации оценочной беседы следует учитывать следующее:

- участники беседы должны иметь время, достаточное для проведения обстоятельного разговора;

- необходимо предусмотреть обстоятельства, которые могут помешать беседе, и исключить их (громкая музыка, шум; вмешательство других лиц и т. д.);

- еще до начала беседы нужно четко продумать предлог для беседы;

- необходимо оптимально настроиться на беседу, как бы отгородившись от переживаний, которые могли бы отрицательно повлиять на готовность к общению;

- необходимо подавить в себе чувства, отрицательно влияющие на правильность восприятия и оценки личности;

- старайтесь заранее предвидеть возможные вопросы, которые может задать объект, и будьте готовы на них ответить.

Непременным условием начала беседы является создание атмосферы непринужденности и доверия. Началом беседы, как правило, является обсуждение какого-либо нейтрального вопроса, которое может легко быть поддержано собеседником. В качестве примерных вводных тем могут быть использованы вопросы о погоде, последних новостях в спорте, искусстве, живописи, других областях жизни. Однако следует использовать эти вопросы не как самоцель, а как средство втягивания собеседника в дальнейшую беседу для получения о нем необходимой информации. Задавать, конечно, нужно только те вопросы, на которые он сможет легко и охотно ответить. Захваченная в самом начале беседы инициатива обычно обеспечивает успех дела.

В зависимости от ситуации беседы и поведения собеседника данные о нем можно получить с помощью побуждения его к монологическому высказыванию или путем втягивания его в обсуждение каких-либо вопросов.

В первом случае слушают собеседника, проявляя заинтересованность и внимание к тому, что он излагает. При этой форме ведения беседы активно вступать в разговор следует только тогда, когда объект отклоняется от темы. С помощью наводящих вопросов необходимо вернуть объект в «русло» беседы. Положительной стороной такой формы ведения беседы является то, что она дает возможность сосредоточиться на оценке фактов и мнений, высказываемых собеседником. Недостатком ее является известная пассивность работника юридического труда. Эта пассивность снимается, если прибегнуть к диалогической форме беседы.

В беседе могут быть использованы самые различные вопросы. Если с объектом налажен хороший личный контакт, то можно ставить прямые вопросы. В случае, когда это делать нецелесообразно, прибегают к косвенному побуждению высказывания. Для уточнения уже имеющихся данных могут быть использованы вопросы, требующие ответа «да» или «нет».

Для проверки искренности высказываний собеседника иногда можно ставить уточняющие вопросы, используя специфические термины. Здесь оказывает большую помощь предварительная подготовка вопросов. Во всех случаях наиболее информационными оказываются вопросы: "Кто?", «Где?», «Что?», «Почему?», «Когда?», «Как?» Однако частое употребление этих вопросов порождает у собеседника нежелательные реакции.

Во-первых, падает активность объекта в непринужденной речи, и он вынуждается вами к конкретному высказыванию. Но поскольку вопрос задается с целью получения каких-то данных окольным путем, то может случиться так, что при ответе на поставленный вопрос собеседник отойдет в сторону от нужной темы.

Во-вторых, конкретные вопросы всегда побуждают защитные механизмы человека, и собеседник подсознательно, если его часто спрашивают «Как?», «Почему?», может замкнуться.

В-третьих, появление в беседе большого числа подобного вида вопросов обостряет бдительность и подозрительность людей.

В-четвертых, задавая эти вопросы, работник юридического труда может выдать свои намерения. Тренированный собеседник быстро поймет, в чем тут дело, и предпримет контрмеры: уклонение или обман. В связи с этим, чтобы вопросы звучали естественнее, можно дополнить их междометиями и паузами.

Результаты беседы не следует переоценивать. В процессе непосредственного общения трудно получить всю необходимую информацию. Оценить личность можно лишь путем сопоставления результатов беседы с результатами других методов оценки личности. При анализе содержания беседы следует оценить отношение собеседника к тем событиям, людям, фактам, о которых он говорил, вспомнить выразительные средства, которыми он пользовался.

Анализ документов. Информацию об изучаемом человеке получают при анализе документов (письма, деловые отчеты, дневники, доклады, записки, конспекты, литературные произведения и т.п.).

Существует несколько различных классификаций документов, которые можно классифицировать по трем основаниям: 1) по способу фиксации информации (рукописные и печатные документы, кинопленки, магнитофонные ленты); 2) по статусу документа (личные документы: письма, дневники; произведения творчества: книги, брошюры, статьи); 3) по характеру документа. В каждом конкретном случае тот или иной документ имеет различный информативный вес.

При оценке личности по документам важно учитывать не столько то, о чем в них говорится, сколько то, как это говорится. Необходимо иметь ввиду, что, оценивая личность, мы интересуемся не событийной информацией, а психологическим аспектом информации.

Биографический метод. Изучение объекта юридического интереса является исследованием процесса формирования личности в условиях определенной эпохи, нации, класса, социального слоя. Смысл биографического метода в юридической психологии состоит в изучении жизненного пути личности. Это, с одной стороны, история жизни человека, а с другой — социальная форма его индивидуального развития. Жизненный путь человека пролегает в условиях микросреды, которая является сферой межличностных отношений. Из комплекса взаимодействующих в микросреде обстоятельств складывается образ жизни непосредственного окружения, который отражается в индивидуальном опыте изучаемой личности.

Структура жизненного пути имеет свои фазы и генетические переходы между ними. Именно на стыках фаз и переходах происходят важнейшие жизненные перемены. Установление времени переходов от фазы и фазе в жизни изучаемого лица и наложение этих периодов на события жизни нации (группы) могут дать ключ к пониманию особенностей психологии этого лица, к объяснению его поведения.

Изучение жизненного пути человека целесообразно начинать с трехлетнего возраста. Личность человека, как известно, формируется в основном на протяжении трех—пяти лет жизни. Трехлетний возраст связан с наиболее ранними переживаниями детства, с началом осознания своего «Я». В этот период человек впервые встречается с самим собой, у него начинает складываться отношение к себе.

Здесь большую роль играют родители, которые, находясь в условиях независимой от ребенка социальной ситуации, закладывают в него определенные идеальные программы, являющиеся для ребенка "мостом" от прошлого к будущему. Эти программы, преломляясь через эмоциональный мир детей, оказывают большее влияние на восприятие личностью мира в детском саду, школе, вузе, в повседневной жизни.

Метод тестов. Психология в своем прикладном значении широко использует различные тесты для оценки внимания, сенсомоторных реакций, памяти, мышления, речи. Эти тесты дают возможность в системе профессионального отбора оценить развитие психических функций личности и определить кандидатов для обучения по определенной специальности. С помощью тестов каждый индивидуально может оценить свои способности и наметить систему упражнений для развития нужного ему качества характера. Тесты позволяют также оценить и некоторые параметры личности.

В последние годы появилось много различных тестов, направленных на оценку личности. В современной психологии наибольшее распространение получили тесты оценивания, проективные тесты и личностные опросники.

Анализ письма. Письмо является одним из информативных элементов при изучении личности. По письму можно определить уровень образования писавшего, эмоциональное состояние, нарушения в речи и психике, некоторые особенности характера.

Для анализа необходим графический материал. Оптимальная его величина — половина стандартного листа. Характерологические признаки наиболее ярко проявляются в образцах, исполненных произвольно: в личных записях, дневниках, письмах и т. д.

Важной характеристикой письма является выработанность почерка. У каждого человека имеется свой определенный и характерный для него уровень выработанности, который складывается постепенно и определяется образованием и письменной практикой. Письмо, как зеркало, отражает многие черты и качества человека. Например, для людей с психическими расстройствами характерна плохая организация почерка, наличие украшений, отрывочность, разная величина букв и т. д.

Оценка данных о личности. В основу систематизации данных о личности, интересующей работника юридического труда, должны быть положены: 1) принцип изучения личности в деятельности; 2) принцип цельности личности и 3) принцип конкретно-исторического подхода.

Принцип изучения личности в деятельности нацеливает нас на анализ деятельности изучаемого человека и на сопоставление этой деятельности с его высказываниями, а также на исследование формы деятельности.

Принцип цельности при изучении и оценке личности требует учитывать не какую-нибудь отдельную черту или реакцию изучаемого человека, а совокупность черт, реакций, качеств, свойств и отношений. Такая система действий по добыванию необходимой информации заложена в "Схеме изучения личности".

Принцип конкретно-исторического подхода к оценке интересующей нас личности предполагает изучение истории жизни оцениваемого, его роста и развития, а также условий, в которых он социализировался.

6.2 Психологический контакт — это процесс установления, развития и поддержания взаимного тяготения общающихся. Успешность установления и развития психологического контакта во многом обусловлена гармоний человеческих отношений, развитием психологических связей между общающимися. Если люди проникаются интересом или доверием друг к другу, можно говорить, что между ними установился психологический контакт.

Развитие контакта между людьми в психологическом плане проходит три стадии: 1) взаимное оценивание; 2) взаимная заинтересованность; 3) обособление в диаду. Прослеживается это очень хорошо на каком-нибудь вечере, коллективном выходе в театр и т. п.

При оценивании имеет место внешнее восприятие друг друга и формирование первого впечатления. Встретившись друг с другом, люди подсознательно прогнозируют исход контакта. Результатом взаимного оценивания является вступление в общение либо отказ от него. Далее участники общения делают осторожные шаги к сближению. Возникает заинтересованность друг другом, сокращается обмен информацией с другими лицами. Все это ведет к выбору общей тематики для бесед и в конечном счете к обособлению. Важными показателями этой стадии являются частый обмен взглядами, улыбками, сокращение дистанции между партнерами.

Для успешно установления и развития контакта юристу-практику целесообразно подготовить план, в котором отражались бы личностные особенности заинтересованного объекта. Формирование у него интереса к контакту осуществляется путем обеспечения заинтересованности объекта в личности работника юридического труда и общении с ним.

На пути установления и развития психологических контактов между людьми возникают психологические барьеры. В зависимости от особенностей личности эти барьеры могут выступать в виде равнодушия, недоверия, вражды, несовместимости и пресыщения.

Уже отмечалось, что процесс общения начинается со знакомства, которое обеспечивается тщательным планированием этого процесса. От результатов взаимовосприятия зависит, быть или не быть совместной деятельности, а если быть, то насколько успешной и продолжительной.

Большое значение имеет выбор предлога для знакомства. Практика юридической работы показывает, что прямое "заговаривание" вызывает у людей состояние психологического дискомфорта и накладывает отрицательный оттенок на первое впечатление. Поэтому если предлог знакомства оказывается естественным и объяснимым, то общение налаживается и развивается довольно легко. Если же предлог непонятен и не соответствует обстановке, то развитие контакта затрудняется и его перспектива остается далеко не ясной. Предлог должен не только оправдывать обращение к человеку, но и дать возможность продолжить разговор. Особенно важными здесь являются находчивость, остроумие, оригинальность юриста, благодаря которым объект естественно и незаметно втягивается в беседу.

Первое впечатление о работнике юридического труда играет большую роль в установлении и развитии контакта с заинтересованным человеком. Поэтому юристу нужно научиться создавать о себе благоприятное впечатление. Исследования показывают, что первое впечатление складывается на основе восприятия: 1) внешнего вида человека; 2) его экспрессивных реакций (мимики, жестов, походки и т. д.); 3) голоса и речи.

В процессе общения между людьми возникает симпатия или антипатия, которые складываются обычно на подсознательном уровне. Развитие контакта продолжается, естественно, только при наличии положительного отношения друг к другу, то есть когда имеет место взаимная симпатия. Вполне понятно, что для развития контакта работнику юридического труда необходимо вызвать к себе чувство симпатии со стороны заинтересованного лица.

Психологические наблюдения показывают, что люди со сходными ценностными ориентациями имеют тенденцию сближаться, они вызывают симпатии друг у друга. Особенно важны для многих людей личностные ценности: отношение к добру и злу, общечеловеческим нормам морали, обогащению, познанию и т. д. Большую значимость также имеют социальные ценности и установки, регулирующие жизнь большинства людей. Человек ищет сближения с теми, кто его поддерживает. Чтобы возбудить симпатию к себе, нужно иногда искусно играть роль единомышленника. Люди тяготеют к тому, кто рассматривает их как личность, наделенную определенными положительными качествами. Одним из проявлений заботы является стремление понять внутренние переживания интересующего нас человека. Доказано, что, когда один человек искренне хочет понять другого, последний как бы допускает этого человека в мир своих переживаний, симпатизирует ему.

Работник юридического труда должен учитывать, что наибольший интерес к своей личности, а также к общению он может вызвать в процессе самой беседы. Даже в том случае, если объект будет первоначально испытывать к юристу определенное чувство неприязни, беседа может исправить положение.

Следует учитывать, что общий разговор будет поддержан далеко не каждым собеседником. Неуместная тема разговора также чревата своими последствиями: она создает неловкость между общающимися и порождает барьер несовместимости.

Планируя построение проблемной ситуации в беседе, надо принимать во внимание характерологические особенности объекта, его эрудицию, социально-психологические данные. Работник юридического труда должен показать своему объекту, что он внимательно его слушает: периодически смотреть говорящему в глаза, кивать головой и делать соответствующие жесты, как бы подкрепляя слова и выводы объекта.

В одной из своих книг «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» Д. Карнеги описывает шесть способов понравиться людям:

1. В разговоре всегда проявляйте искренний интерес к собеседнику.

2. Чаще улыбайтесь. «Человек, не имеющий улыбки на лице, не должен открывать своей лавки», — гласит древнекитайская пословица.

3. В разговоре с человеком чаще употребляйте его имя. Если вы сразу запомните имя человека и будете называть его без затруднения, это будет для него приятным моментом. Но если вы забудете имя или неправильно произнесете его, то себя поставите в неудобное положение.

4. Заводите разговор на тему, которая интересует вашего собеседника.

5. Старайтесь дать почувствовать человеку его превосходство над вами и делайте это искренне. При этом всегда помните одно из основных правил общения: "Делайте для других то, что вам хотелось бы, чтобы другие делали для вас".

6. Умейте внимательно слушать и побуждать собеседника рассказывать о себе. Умение слушать собеседника - это искусство. Овладеть этим искусством должен всякий, кто хочет добиться успеха в общении с людьми».

Следует отметить, что по манере слушания собеседника люди делятся на три группы: внимательные слушатели, пассивные слушатели и агрессивные слушатели. Внимательные слушатели создают благоприятную атмосферу беседы, стимулируют говорящего к активности. Пассивные — вызывают у говорящего апатию и тем самым гасят его речевую активность. Агрессивные слушатели вызывают у говорящего негативные эмоции.

Нередко многие неурядицы, связанные с межличностными конфликтами, возникают из-за того, что мы не умеем слушать. Иногда слушающий может быть искренне заинтересован в том, что говорит собеседник, однако в силу своих индивидуально-психологических особенностей плохо сигнализирует ему об этом. Дело заключается в том, что в таких случаях вслушиваются только в слова собеседника, а самого говорящего выпускают из поля зрения. Говорящий, не чувствуя на себе взгляда слушателя, начинает нервничать и искать повод прервать разговор и удалиться.

Схема слушания должна строиться по принципу обратной связи: объект произносит слова, направленные к субъекту, который слушает, сосредотачивая свое внимание на собеседнике и на его словах и стараясь уловить основную идею высказывания.

Если вам предстоит деловое общение, то первое и основное правило заключается в том, что надо производить впечатление делового человека т. е. чтобы таковым вас воспринимали (это компетентность, демократизм, расположенность к человеку, последовательность и т. д.). На это и надо себя настраивать. В дружеском общении важны открытость, отзывчивость, разделение ценностей, сочувствие, способность дать вовремя совет и оказать поддержку.

А как быть, если предстоит заведомо неприятный разговор, часто встречающийся у работников юридического труда? Здесь такие качества, как открытость и искренность, могут быть восприняты (с иной позиции партнера) как проявление слабости и капитуляция. В этом случае на вас будет оказываться прямое давление, чтобы вы уступили или подчинились. Здесь наиболее важное качество — уметь показать при всем различии позиций и расхождении точек зрения готовность понять собеседника и обсудить его аргументы, продемонстрировать непредвзятость. Худший способ спора — это демонстрировать силу собственного «Я».

Познание человека и понимание его — длительный процесс, который протекает и в ходе начавшегося общения и не завершается, когда общение закончилось.

6.3 Общепсихологической основой, на базе которой возможно получение интересующей нас информации, является теория бессознательного. Смысл выведывания информации заключается в том, чтобы, опираясь на общие закономерности психической деятельности субъекта нашего интереса, побудить его к передаче в той или иной форме работнику юридического труда информации. Поскольку этот субъект, как правило, сознательно передать эту информацию не хочет, его необходимо побудить к неосознанной ее передаче.

Бессознательные психические явления для нормальной жизнедеятельности организма являются прямой необходимостью. В этом проявляется новая функция бессознательного: оно обеспечивает своеобразную «разгрузку» сознания, что находит свое отражение в выработке так называемых защитных механизмов сознания. Смысл защитных механизмов заключается в том, что, они вытесняют или подавляют всю ту информацию, хранившуюся в сознании, которая мешает или противоречит деятельности и поведению человека в конкретной ситуации.

Грань между сознательным и бессознательным весьма условна. Если обратиться к психологической структуре личности, то в ее различных подструктурах можно найти немало элементов, являющихся бессознательными психическими явлениями. Скажем, основные элементы биологически обусловленных качеств — свойства темперамента, задатки, врожденные влечения и т. п., обычно не осознаются субъектом. Многим психическим процессам присуши элементы бессознательного. Устойчивые элементы профессионального и жизненного опыта, как правило, не осознаются субъектом. Это — автоматизированные навыки, умения и особенно привычки. Наконец, определенные черты характера, свойственные человеку, присущие ему способности также не всегда осознаются. Нередко для осознания этих черт субъекту нужны чрезвычайные обстоятельства (военное время, например), которые раскроют эти черты как элементы структуры личности. Иногда человек не осознает своих способностей, и они раскрываются по мере развития его самосознания, в процессе деятельности. Следовательно, бессознательные явления не есть область чего-то загадочного и таинственного; это обычные психические явления, но не достигающие уровня сознания или самосознания.

Исходя из общих теоретических положений и практического опыта можно выделить два основных пути получения необходимой нам информации. Первый — это побуждение субъекта к непроизвольной речевой репродукции (непроизвольным высказываниям) фактов, представляющих интерес для работников юридического труда. Второй — побуждение интересующего нас лица к непроизвольным физическим или экспрессивным действиям, содержащим соответствующую информацию. Первый способ можно условно назвать словесно-репродуктивным, а второй — моторно-репродуктивным.

Внутри названных способов можно выделить ряд конкретных приемов, с помощью которых и осуществляется побуждение свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого к передаче информации работнику юридического труда.

1. Демонстрация конкретных предметов, «оживляющих» в памяти заинтересованного субъекта соответствующие образы и побуждающих его к непроизвольным высказываниям. Например, чтобы выяснить, знакомо ли подозреваемое лицо с фотографией, юрист-практик или его доверенное лицо берет с собой какие-либо фотопринадлежности, которые объективно могут послужить поводом к соответствующим высказываниям, разговору в целом. Вообще, следует сказать, что в качестве конкретных предметов, побуждающих потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого к непроизвольным высказываниям, могут быть использованы предметы, принадлежащие связям проверяемого, потерпевшего и т. д., иные предметы, доступные для восприятия (экспонаты выставок и музеев, плакаты, объявления и т. д.).

Предмет, избранный для демонстрации, должен быть известен субъекту нашей заинтересованности. Демонстрация предмета должна быть естественной и оправдываться конкретной ситуацией. Действия и поступки сотрудника правоохранительных органов, демонстрирующего предмет, должны быть логически последовательными и экспрессивно обоснованными. Указанные условия направлены на то, чтобы скрыть сознательный характер демонстрации предмета и побудить субъекта нашей заинтересованности к соответствующим высказываниям.

Демонстрация предметов является простым приемом получения информации.

2. Использование смежной темы разговора. Этот прием разговора дает возможность вести беседу целенаправленно, не прибегая к постановке прямых вопросов, в голове нужно держать не перечень возможностей, а самый способ ставить тему, то есть умение боковыми вопросами задавать главный вопрос и получать на него ответ.

Возможность репродукции образов под влиянием речевых воздействий основывается на психофизиологическом явлении семантической генерализации. Сущность этого явления заключается в том, что практически одинаковые реакции возникают у человека на все слова, которые сходны по смыслу, то есть относятся к одной логической группе, и почти не зависят от их звучания или написания.

Тема разговора, используемая в качестве смежной, должна быть известна субъекту нашей заинтересованности и иметь для него определенную личностную значимость. Она должна логически вытекать из конкретной ситуации. Действия и поступки сотрудника правоохранительных органов, осуществляющего получение информации, должны быть психологически обоснованными и экспрессивно подтвержденными. Смежная тема не должна быть слишком близка к основному вопросу, подлежащему выведыванию, так как в противном случае она приобретает характер плохо замаскированного прямого вопроса.

3. Постановка прямых, но достаточно мотивированных вопросов. Диапазон прямых вопросов, которые можно ставить перед субъектом нашей заинтересованности, весьма органичен.

Для успешного применения в юридической деятельности приема постановки прямых мотивированных вопросов необходимо соблюдать условия: 1) прямой вопрос должен относиться к теме, хорошо известной субъекту нашей заинтересованности; 2) работник юридической профессии и источник информации должны доверять друг другу; 3) прямой вопрос должен быть психологически обоснован и подтвержден определенными речевыми интонациями.

4. «Вызов» субъекта заинтересованности на соответствующую беседу путем формирования у него определенного психического состояния в процессе общения. Психофизиологически такие явления объясняются присущей людям так называемой эмоциональной реактивностью. Она характеризуется «инстинктивным реагированием на эмоциогенный раздражитель. Возникающие подкорковые доминанты возбуждения по законам иррадиации охватывают почти весь организм и объективно мешают целенаправленной деятельности.

«Вызову» на беседу должно предшествовать формирование у субъекта определенной заинтересованности в общении. Он должен осуществляться с учетом профессиональных и индивидуальных особенностей источника информации, исходить из конкретной ситуации общения и формировать определенное психическое состояние у субъекта заинтересованности. Методически очень важно, чтобы действия, вызывающие субъекта на беседу, были личностно для него значимыми.

5. Демонстрация конкретных предметов, связанных с преступной деятельностью субъекта нашей заинтересованности. Данный прием успешно применяется в оперативной и следственной практике.

Условиями успешного практического использования этого приема являются: 1) демонстрируемые конкретные предметы должны быть действительно или вероятно связаны с преступной деятельностью субъекта; 2) субъект должен воспринять эти предметы в соответствующей ситуации; 3) наличие демонстрируемых предметов должно быть оправдано определенной жизненной ситуацией; 4) действия и поступки сотрудника правоохранительных органов, демонстрирующего предмет, должны выражать его нейтральное отношение к этим предметам и быть соответствующим образом мотивированы; 5) необходимо тщательно фиксировать психические состояния субъекта и его выразительные движения.

6. Создание кратковременных, неожиданных или психологически острых жизненных ситуаций. Такими ситуациями могут быть как естественно сложившиеся, так и искусственно созданные.

Условия успешного применения этого приема следующие: а) создаваемые ситуации должны иметь для субъекта личностную значимость; б) нужно выбрать такой момент для создания ситуации, чтобы субъект обязательно на нее среагировал; в) поступки и действия лица, использующего ситуацию, должны логически вытекать из нее и получать соответствующее экспрессивное подтверждение; г) необходимо тщательно фиксировать психические состояния и выразительные движения субъекта в ответ на созданную ситуацию.

7. Создание обстановки привычной деятельности. Условия, обеспечивающие успешность применения данного приема, состоят в следующем: а) создаваемая обстановка привычной деятельности должна быть действительно привычной; б) в этой обстановке субъект должен действовать; в) поведение лица, использующего обстановку привычной деятельности, должно быть нейтральным и экспрессивно подтвержденным; г) необходима фиксация результатов деятельности субъекта, его психических состояний и выразительных движений.

Важно подчеркнуть, что на практике использование тех или иных способов и приемов получения информации осуществляется, как правило, комплексно: один прием дополняет другой и создает условие для применения третьего и т. д. Следует, однако, отметить, что психологические способы и приемы получения информации, равно как и любые другие способы и приемы, не являются универсальными, готовыми для всех случаев жизни. Эти приемы обычно не дают практического результата, когда нарушаются, не соблюдаются условия их применения, в результате чего субъект осознает, что у него выведывают определенную информацию.

Психологические приемы получения информации составляют один из элементов деятельности (в частности, ролевой) и базируются на закономерностях психической деятельности людей,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: