Культура, наука, просвещение

Положение казахского языка было критическим. Из 80-ти общественных функций ка­захский использовался лишь в 10-ти. Резко сокра­тилось с 1960 по 1990 годы количество школ, где преподавание велось на казахском языке, особенно в Кокшетауской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Кустанайской и Восточно-Казахстанской областях.

«Закон о языках в Казахс­кой ССР» был принят Верховным Со­ветом Казахской ССР 22 сентября 1989 года. Государственным языком был объявлен казахский, а рус­ский язык - языком межнациональногообщения.

С июля 1990 по июнь 1991 года число детских садов с казахским языком увеличилось на 482, их стало 1677. Было открыто 155 школ, 4 профтехучилища. В 1992 году было начато издание совместной казахско-турецкой газеты «Заман-Казах­стан».

В городе Алматы, в Карагандинской и Акмолинской облас­тях открылись школы с преподаванием на татарском и немец­ком языках. Телевидение и радио показывало и вещало на 6 языках.

В 1988 году постановлением ЦК Компартии Казахстана были реабилитированы репрессированные в 20-40-х и начале 50-х годов. Шакарим Кудай­берды-улы, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жу­сипбек Аймаутов, Миржакып Дулатов.

Трудной судьбе казахской интел­лигенции и крестьянства посвятили свои произведения М. Магауин, А. Кекильбаев, С. Жунусов, К. Жумадилов, С. Сматаев, С. Елубаев.

К 1991 году в Казахстане функционировало 48 профес­сиональных театров на пяти языках, 26 концертных организаций, свыше 9 тысяч клубов, около 10 тысяч массовых библиотек, 145 музеев. В Алматы работали творческие коллекти­вы Государственного академического театра оперы и балета име­ни Абая, Казахский государственный театр драмы имени М. Ауэзова, Русский государственный театр имени М.Ю. Лер­монтова, немецкий, уйгурский, корейский театры, 2 театра юно­го зрителя, кукольный республиканский театр. Было создано 19 национально-культурных центров.

Большую популярность приобрели эстрадные ансамбли «Дос-Мукасан», «Арай», «Ариас».

В 90-е годы в искусстве появился ряд новых имен, раскрылся талант К. Байбосынова, К. Ахмедиярова, Н. Карменова, А. Мусаходжаевой, С. Аубакировой, Э. Курман­галиева, Н. Ускамбаевой. Большую роль в появлении талантов играл международный конкурс «Азия дауысы».

В середине 70-х годов кинематографисты Казахстана столкну­лись с творческим кризисом. Основной при­чиной неудачи стали ориентация на конъюнктурную тематику, отсутствие оригинального замысла и режиссуры. Казахское кино стало аутсайдером в союзной кинема­тографии.

В конце 80-х годов пришло новое поколе­ние кинематографистов. Некоторые их работы отмечались новизной творческого подхода, социальной напряженностью и стали замет­ным событием. Это «Конечная остановка» (реж. С. Апримов), «Волчонок среди людей» (реж. Т. Теменев), «Султан Бейбарс» (реж. Ф. Мансуров). Острой про­блематичностью, правдивостью выделяются последние работы ки­нодокументалистов О. Рымжанова, С. Азимова, В. Рериха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: