Идеи Шеллинга о национальном духе как проявлении реальной жизни. Мифологическая теория братьев Гриммов. Взгляд на мифологию как на создание “бессознательно творящего духа”. Труд Я.Гримма “Немецкая мифология” (1835) - обоснование основных положений мифологической школы.
Буслаев о мифологии как о народном сознании природы и духа, выразившемся в языке и в образах народной поэзии. Представление о мифологической (доисторической, дохристианской) эпохе по данным языка и народной поэзии.
Специфика русской мифологической школы: ее общественная позиция. Роль русской мифологической школы в становлении науки о литературе, особенно фольклористики. Мифологические разыскания как этап на пути к исследованию исторических и этнографических основ народной поэзии.
Крайности мифологической теории и ее недостаточность. Возникновение на почве “мифологизма” теории “литературного заимствования” (Т.Бенфей). Ее преимущества: рассмотрение литературного общения народов при учете их исторической жизни и сравнительного анализа источников.
|
|
Развитие “теории заимствования” Ф.Буслаевым.
Буслаев об изучении древней письменности с учетом областного характера ее развития. Расширение Буслаевым объема древнерусской литературы включением в нее “житий”, “лечебников”, “травников”, народных поверий, переводных сочинений.
Восприятие этих принципов “младшими” мифологами (А.Н.Афанасьев, О.Миллер, А.А.Котляревский).
Труд Афанасьева “Поэтические воззрения славян на природу” (1869) как сравнительное изучение славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других народов. Постановка вопроса о происхождении мифа и его последующей трансформации.
“Народные русские сказки” Афанасьева с комментариями, раскрывающими мифологическое содержание сказок при возведении их к доисторическим представлениям.
Значение мифологических теорий XIX века для работ А.А.Потебни, для последователей Н.Я.Марра, изучавших язык палеонтологическими методами, для современных нам структуралистов и семиотиков.
Критика теории заимствования (Э.Тейлор, А.Лэнг). Выдвижение теории самозарождения, допускающей неконтактное возникновение мифов в аналогичных условиях. Значение этой теории для последующих сравнительно-исторических исследований