Сравнительно-историческое литературоведение

Формирование единой мировой литературы, потребность в изучении этого процесса: изучение связей литератур, их национальных различий, объяснение независимо возникающего сходства. Осуществление этих задач возникшим во второй половине XIX в. сравнительно-историческим литературоведением.

Труд Ф.Буслаева “Перехожие повести” (1874). Ученик Буслаева Всеволод Миллер, возглавивший историческую школу в фольклористике.

Занятия Александра Н. Веселовского фольклором всего мира, почти всеми европейскими и некоторыми восточными литературами, как один из симптомов выхода русской культуры на мировую арену.

Лекция Веселовского “О методе и задачах истории литературы как науки” (1870). Взгляд на литературу как на отражение массового движения. Критика позитивистского взгляда на историю. Опровержение теории заимствования Т.Бенфея, указание на возможность независимого возникновения сходных черт в литературе разных народов. Веселовский о самостоятельном развитии народа, который сам создает идеи. Народное содержание всякой литературы. Взгляд на народность как на исторически развивающееся явление.

“Историческая поэтика” А.Н. Веселовского как капитальная разработка исторической эволюции поэтического сознания и его форм.

Теоретическое обоснование Веселовским истории всеобщей литературы как науки исходя из единства мира и общности законов исторического развития. Веселовский о литературе и ее художественных формах как порождениях исторической эпохи. Критика попыток объяснять индивидуальное творчество личными качествами художника.

Преобразование и развитие Веселовским культурно-исторических традиций: переведение культурно-исторического плана в план сравнительно-исторический и в план исторической поэтики, предметом рассмотрения при котором стало само произведение, а не отражение в литературе общественного сознания.

Критический пересмотр и синтетизация Веселовским всего лучшего культурно-исторической и “мифологической” школ, теорий заимствования и самозарождения. Обусловленность “влияния” “внутренним согласием” воспринимающей среды. Теория “встречных течений”, заинтересованности нации-реципиента исходя из особенностей ее самостоятельной жизни.

Алексей Н.Веселовский - разносторонний ученый культурно-исторической школы, знаток западных литератур.

Книга Алексея Веселовского “Западное влияние в новой русской литературе” (1883) - реализация идеи Пыпина о заимствованиях в литературе, попытка определить место русской литературы в мировом литературном процессе. Мысль исследователя (со ссылкой на Ф.И.Буслаева) о невозможности при современном развитии изолированно изучать немецкую, французскую и русскую литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: