double arrow

Христианская демократия


Идеология христианской демократии родилась как религиозный ответ на вызов либеральной демократии. Неудовлетворенные не только светским, но порой и атеистическим характером демократии, христианские философы и священники начали поиск собственной демократической идеологии, основанной на соответствии христианского учения с народовластием. Первыми христианскими демократами считаются те священники, которые в период Французской революции клялись в верности Конституции и заявили в Национальном Собрании, что Иисус Христос был первым демократом .

Своими философскими предтечами христианские демократы считают Сократа, Платона, Августина, Фому Аквинского. Отцом-основателем доктрины христианских демократов явился Ламенне, а его труд «Будущее» (1830г.) считается первоисточником христианско-демократического учения. Философской основой этого учения является персонализм. Наиболее выдающиеся представители этого философского учения X. Тилике, Б. Боун, Л. Мунье, Н. Бердяев на первое место среди философско-социальных проблем выдвигают проблемы личности, ее свободы и нравственного воспитания. Они всячески подчеркивают уникальность, неповторимость каждого человека, субъективность видения им окружающего мира. Гармония этого мира возможна только через моральное самосовершенствование каждой личности. Это самосовершенствование, проявляясь во внутренней, духовной и внешней жизни человека, имеет трансцендентную направленность на высшие божественные ценности: истину, красоту, благо. Однако нравственная личность, стремящаяся к богу, не должна отвращаться от земного человеческого общества. Более того, жизнь в обществе для христианского демократа означает совершенствование обществана принципах свободы, справедливости, братства, демократии, соблюденияправ человекакак основы социального прогресса. В то же время, с точки зрения христианско-демократической идеологии, человек, являющийся рациональным, социальным и солидарным существом, не является самодостаточным и постоянно нуждается в других людях.В этом христианская демократия расходится с либерализмом и занимает позицию ближе к консервативной. Но для христианского демократа человек не есть часть коллектива (как для коммуниста). Человек свободен. Только в свободном существовании, в личной, духовной жизни возможен физический, интеллектуальный, моральный и духовный расцвет человеческой личности. Обеспечить этот расцвет должно соответствующее устройство общества. Оно должно быть не социалистическим и не капиталистическим. Христианские демократы выступают за т. н. «третий путь» развития, который должен привести к «персоналистскому и сообщественному» обществу с высоким уровнем культуры, образования, развития экономики. Экономика, чтобы преодолеть капиталистические тенденции, должна базироваться на следующих принципах:






- приоритет морали над прибылью;

- приоритет потребности над производством;

- приоритет труда над капиталом;

- замена патроната ассоциацией;

- замена зарплаты участием в прибылях.

Общество, базирующееся на такой экономике, а такжена христианской морали, будет носить следующие черты:

- инструментальная, а не тотальная роль государства;

- демократияучастия, а не представительная;

- децентрализация государства;

- свобода информации;

- постоянно растущая роль культуры и образования.

Таким образом, высшими «персоналистскими и сообщественными» ценностями христианской демократии являются:

- приоритет личности перед обществом н государством;

- уважение к семье, как естественному сообществу людей;

- духовное, интеллектуальное, нравственное самосовершенствование;

- политическая, экономическая и социальная демократия;

- социальная справедливость;

- права человека, включая социальные;

- подчинение государства не только юридическому, но и моральному закону, ограничивающему его суверенитет;



- разделение властей;

- большая роль гражданского общества (общественных организаций, профсоюзов);

- борьба с тоталитаризмом, диктатурой;

- борьба за мир;

- смешанная экономика;

- «третий путь» развития общества.[20]

Практическое массовое движение христианской демократии началось в конце XIX века. Однако оно столкнулось с той трудностью, что католическая церковь не только не поддерживала светское по существу движение, родившееся на религиозной основе, но и противодействовала ему. Поэтому многочисленные христианско-демократические партии, зародившиеся в странах Европы в конце XIX века, уже после Первой мировой войны дистаницируются от церкви (особенно католической). Они даже заменяют свои названия на «народные» или «партии центра». В это время возникают партия Центра (Германия), Народная партия (Италия), Народно-демократическая партия (Франция), Народно-социальная партия (Испания), Народно-консервативная партия (Швейцария). После второй мировой войны формируются собственно христианско-демократические партии. Наиболее влиятельные в Германии, Италии, Нидерландах, Бельгии. Христианско-демократическое движение усиливает свое влияние в Латинской Америке, Африке (особенно в Уганде, Камеруне, Мадагаскаре), Азии (Индонезия, Филиппины), вНовой Зеландии. В 1956 годупартии и движения христианско-демократического направления объединяются в Интернационал.Ныне Христианско-демократический интернационал насчитывает в своих рядах 54 партии со всех континентов и является влиятельной силой современного мира.







Сейчас читают про: