double arrow

Либерализм. Наиболее значительной идеологической системой вXIX веке, нашедшей адекватные решения многочисленных общественных проблем в период бурного развития капитализма

Наиболее значительной идеологической системой в XIX веке, нашедшей адекватные решения многочисленных общественных проблем в период бурного развития капитализма и роста среднего класса, стал либерализм.

Его философские принципы опираются на идеи Спинозы, Локка, Монтескье, Джефферсона, Канта.

Непосредственная разработка либеральной теории осуществляется в первой трети XIX века. Наиболее видными теоретиками либерализма были французский политолог Бенджамин Констан (1767 - 1830 гг.) и английский философ и экономист Иеремия Бентам (1748 - 1832 гг.).

Б. Констан в своем главном труде «Курс конституционной политики» основное внимание уделил решению проблемы свободы индивида в обществе (liberty (лат) — свобода). Он различал свободу политическую и свободу личную, гражданскую.

Народы античного мира, рассуждал Констан, знали только политическую свободу, которая заключалась в участии в управлении государством (принятие законов, отправление правосудия, выборы должностных лиц, объявление войны и мира). В то же время граждане античных демократий вели образ жизни, полностью предписанный государством: обязательная религия, контроль частной жизни и экономической деятельности.

Новые народы, по Констану, понимают свободу иначе. Право участия в управлении государством уже не имеет столь большого значения, как в античном полисе, ибо государства стали неизмеримо большими и голос одного гражданина мало что решает. Кроме того, граждане современных стран не имеют столько досуга, сколько античные граждане, за которых все бытовые проблемы решали рабы. Современным гражданам приходится больше заниматься коммерцией, трудом, чем политикой и войной. Поэтому они очень резко реагируют на вмешательство государства в их личную жизнь.

Следовательно, для Нового времени, делает вывод Б. Констан, характерно понимание свободы как свободы личной, гражданской, как независимости индивида от государственной власти. Такая свобода включает религиозную свободу, свободу слова, печати и промышленную свободу (т. е. отсутствие государственной регламентации предпринимательства).

Такое понимание свободы ставит интересы отдельной личности выше государственных, отвергает «диктатуру большинства» при решении общественных проблем.

Б. Констан считал, что государственная власть не может гарантировать личную свободу, а поэтому не должна мешать ей своими запретами и регламентацией. Гарантией индивидуальной свободы является общественное мнение. Второй гарантией гражданской свободы является наличие выборных государственных институтов, Б. Констан признавал теорию разделения властей, но делил власть на четыре ветви: законодательную, исполнительную, судебную и местную. Причем монарх не должен возглавлять исполнительную ветвь власти, а представляет собой некую «нейтральную власть» в лице главы государства, принимающую участие во всех властях, регулирующую взаимоотношения между ними, выступающую гарантом гражданской свободы.

Также с индивидуалистических позиций рассматривает общество и государство И. Бентам, формулируя свою концепцию утилитаризма. Так как природа подчинила человека власти удовольствия и страдания, то в масштабе общества наиболее разумным будет принцип пользы, т. е. наибольшей полезности (util (лат.) — польза, выгода) наибольшего числа индивидов. В этом, собственно, и должна состоять цель власти.

Для пользы индивидов государству не следует, считал Бентам, заниматься их мелочной опекой, плодить множество законов. Закон есть зло, утверждал Бентам, ибо наказание вызывает страдание индивида. Отсюда следует, что закон надо применять лишь в необходимых случаях, когда индивиды не могут разрешить свои противоречия к обоюдной пользе. Бентам выступал как против законодательной регламентации производственных отношений (предприниматели могут сами договориться с рабочими и подписать договор без участия государства), так и против регламентации частной жизни, которая ведет к развитию всеобщей подозрительности и шпионства.

Таким образом, либерализм как течение политической мысли. впитал в себя идеи и теории естественных неотчуждаемых прав личности, первичности интересов индивида перед обществом, государства как аппарата, гарантирующего гражданские права, максимальную пользу для индивидов и в то же время не вмешивающегося в его личную жизнь.

Классическая либеральная теория основывается на следующих постулатах;

- абсолютная ценность, самодостаточной человеческой личности и естественное (природное) равенство всех людей. Причем, под равенством либералы понимают не искусственное выравнивание, а гарантированные законом гражданские свободы и возможности для деятельности;

- свобода личности. Свобода, в либеральном понимании, есть возможность выбора и осуществления своих естественных прав;

- природная сущность человека основывается на его доброте и рациональности, т. е. преобладании разума над страстями;

- каждая личность, рождаясь, от природы имеет неотчуждаемые права, среди которых основными являются право на жизнь, свободу и собственность;

- государство создается на основе общего согласия индивидов с целью защищать свои естественные права;

- государство служит индивиду, а не наоборот. Сфера его деятельности строго ограничена;

- верховенство закона. Взаимоотношения личности и государственных органов, отношения между гражданами регулируются законом, а не самовластной волей другого человека;

- защищенность частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона) во всех сферах деятельности;

- роль ориентира в этой деятельности, в выборе между добром и злом играет индивидуальная мораль (категорический императив) и религия;

Функционирование власти вытекает из философской концепции либерализма.

Оно обязательно включает:

- разделение властей;

- систему сдержек и противовесов для регулирования их взаимоотношений;

- ограничение законом (конституцией) прерогатив каждой ветви власти;

- независимость судопроизводства, которое гарантирует, что любая вина человека должна быть доказана в установленном законом порядке;

- правосубъектность личности, т. е. признание любого человека субъектом права. Это дает ему возможность не только защищаться в суде от любого государственного органа, но и самому предъявлять иск любому лицу в государстве.

Либерализм выступает за эволюционное развитие общества путем постепенных реформ. По отношению к форме государственного устройства взгляды либералов менялись от конституционно-монархических (XIX-начало XX вв.) до республиканских. Поэтому либерализм считается идеологией и конституционно-демократических, и демократических, и республиканских, и либеральных партий. Либерализм XX века — (неолиберализм) много внимания уделяет в теоретическом плане не только разработке прав и свобод личности, но и совмещению принципа свободы с принципом социального равенства (доктрины социального партнерства всеобщего благоденствия и т. д.). На практике это выражается в социально-экономических реформах. Наиболее влиятельными партиями, приверженными либеральной доктрине, являются: Демократическая партия США, Либерально-демократическая партия Японии, Свободно-демократическая партия Германии. В России на теорию классического либерализма опиралась Конституционно-демократическая партия (кадеты); неолиберализм исповедует движение "Демократическая Россия", современные центристские партии.

Существует и международное объединение либеральных партий — «Либеральный интернационал». «Манифест либералов», принятый в 1947 году девятнадцатью партиями-учредителями, включает положения об обеспечении международной безопасности, о развитии интеграционных процессов, о сохранении в экономике рыночных механизмов и свободной конкуренции при минимально необходимой роли государства, об обеспечении свободы торговли и умеренных социальных реформ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: