Конспект лекций по ИМР 4 страница

План

1. Экономические причины и последствия второй мировой войны.

2. Особенности экономического развития стран Западной Европы, США и Японии во второй половине XX в.

3. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны и восстановление народного хозяйства.

1. Экономические причины и последствия второй мировой войны.

Забвение, а порою и прямое попрание условий Версальского мирного договора, всемерное западное, и прежде всего американское, содействие возрождению германского милитаризма с его мировыми претензиями и амбициями, острейшие межимпериалистические противоречия стран-лидеров привели к новый мировой бойне.

Вторая мировая война (1939-1945 гг.), подготовленная силами международной реакции, развязанная главными агрессорами – Германией, Италией, Японией, стала крупнейшей экономической катастрофой XX века.

В войну были вовлечены более 60 государств с населением свыше четырех пятых жителей планеты. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии, Африки и охватывали просторы Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов. В рядах вооруженных сил насчитывалось 110 млн. человек.

Война принесла колоссальные страдания. Погибло около 56 млн. человек. Десятки млн. искалечены и обездоленны. Уничтожена одна треть национального богатства стоимостью около 320 млрд. долл. Сложился народнохозяйственный дисбаланс. Общие военные расходы в 4,5 раза превысили соответствующий показатель первой мировой войны.

После второй мировой войны в тяжелом экономическом положении оказались все воевавшие страны, особенно те, территории, которых послужили театром военных действий.

Однако, как и после первой мировой войны, самые незначительные потери были у США, которые в очередной раз обратили себе на пользу ту тяжелейшую экономическую ситуацию, в которую попали, в первую очередь, страны Европы. Даже Второй фронт в Европе был открыт лишь летом 1944 года, когда исход войны стал очевиден и основные тяготы борьбы с фашизмом вынес Советский Союз.

2. Особенности экономического развития стран Западной Европы, США и Японии во второй половине XX в.

Исходя из соображений хронологической типологии истории мировой экономики, сориентированной на выделение наиболее существенных характеристик каждого этапа для всей совокупности стран, послевоенную эпоху можно разделить на три периода.

Первый период охватывает 1945 – конец 50-х годов. Для него характерно формирование и становление двух основных военно-политических блоков, символизирующих два противоположных направления социально-экономического развития.

Параллельно происходило формирование социалистической системы хозяйства, распад колониальных империй, возникновение так называемого «третьего мира».

Во втором периоде – конец 50-х - конец 70-х гг. отмечалось постепенное смягчение напряженности между военно-политическими блоками, одновременное возникновение трений и противоречий внутри самих блоков. Появившиеся в 60-х гг. надежды на стабильный экономический рост постепенно сменились беспокойством перед лицом кризисных явлений, проявившихся в различной форме во всех странах мира.

Наконец третий период – 80-е гг. был ознаменован ростом могущества одних стран, ослаблением и упадком других.

В послевоенный период в США, которые в годы второй мировой войны не имели военных действий на своей территории (исключая Перл-Харбор), отмечался рекордный экономический рост. Страна располагала огромными производственными мощностями и потенциальными возможностями. США стали обладать 2/3 промышленного производства и золотого запаса мира. В этих условиях они предложили программу «восстановления и развития» Европы, автором которой стал государственный секретарь США Дж. Маршалл.

«План Маршалла» оказания экономической «помощи» европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны, предлагался на довольно жестких условиях: отказ от национализации промышленности, предоставление свободы частного предпринимательства при торможении конкуренции с США, снижение тарифов на американский импорт, ограничение торговли с социалистическими странами, предоставление своих территорий для американских военных баз. План Маршалла выполнялся с 1948-1951 гг. В нем приняли участие 17 европейских стран. Общий объем поставок составил около 17 млрд. долл., 2/3 из которых были предоставлены ФРГ, Великобритании, Франции и Италии. Высокая результативность плана Маршалла в сочетании с реализацией собственных экономических программ позволила за 1948-1951 гг. в странах Западной Европы резко увеличить производство важнейших видов промышленной продукции.

В 1951 г. он был заменен законом о взаимном обеспечении безопасности и способствовал формированию военно-политического блока Западных государств, усилению «холодной войны» против социалистических стран, зависимости европейских государств от США.

После окончания второй мировой войны экономика всех капиталистических стран развивалась значительно быстрее, чем в первой половине XX в. Во всех странах государство все более регулярно стало вмешиваться в экономику. Своеобразие истории, уровень экономического развития, социальные и национальные условия и др. позволяли проявлять национальные различия.

Так, в США сформировалась модель, построенная на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. В свою очередь, малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

В первые послевоенные годы особенно удручающей выглядела экономика Германии. Главным архитектором хозяйственных реформ выступил Людвиг Эрхард (министр народного хозяйства ФРГ, а потом и канцлер страны). В книге «Благосостояние для всех» он определил ведущую цель экономических реформ (денежной, ценовой, налоговой и др.) в создании «социального рыночного хозяйства», повышении покупательной способности всех слоев населении, увеличении народнохозяйственного дохода. Рычаги экономического возрождения он видел в свободной частной инициативе и конкуренции в сочетании с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Поэтапная реализация программы Л. Эрхарда дала замечательные результаты и в конце 50-х – начале 60-х годов вывела ФРГ на передовые позиции, обогнав в хозяйственном отношении своих былых победителей.

В ФРГ, образовавшейся в 1949 г., фактически сформировалась модель социального рыночного хозяйства. В ее основе была положена ликвидация концернов гитлеровских времен и предоставление всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. Особым покровительством и поддержкой пользовались мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. При этом государство оказывало активное влияние на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высоко эффективной хозяйственной деятельности.

Своеобразием отличается японская модель развития. В состоянии хаоса находилась экономика Японии, проигравшей Вторую мировую войну. Представителями американского монополистического капитала Дж. Доджем и К. Шоупом была предложена программа «Обратного курса», ставившая целью обеспечение стратегического союза с японской буржуазией и превращение Японии в «мастерскую Азии». Была осуществлена демонополизация экономики, т.е. разукрупнение гигантских промышленных и торговых компаний. Проведены земельная и радикальная бюджетная реформы. Преобразования включали структурную перестройку экономики с акцентом на трудоемкие и наукоемкие отрасли. Устанавливался полный государственный контроль над всей системой внешнеэкономических связей. В итоге за три послевоенных десятилетия Япония, бедная с гипертрофированной военной индустрией, превратилась в конце 60-х – начале 70-х годов в великую державу и вышла на второе место в мире в экономическом отношении.

Сложившаяся модель, возможная только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны, характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится.

Другой чертой японской модели развития служит активная роль государства, направленная на создание такой хозяйственной среды, в которой перспективные отрасли развиваются наиболее динамично.

Таким образом, национальные особенности послевоенного восстановления и развития экономики в разных странах позволяют говорить о различных моделях «смешанной экономики».

3. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны и восстановление народного хозяйства.

Фашистская Германия преследовала цель не только захватить жизненное пространство – новые территории, богатые природными ресурсами и плодородной землей, но и уничтожить существующий социальный строй СССР, истребить большую часть населения.

Вероломное нападение гитлеровской Германии на Советский Союз в нарушение Пакта о ненападении, рассчитанного на 10 лет, и др. привели к нашим крупным неудачам в начале войны. Среди них – значительное превосходство Германии в области материальных средств ведения войны, так как в ее руках оказались экономические и военные ресурсы почти всей покоренной Западной Европы. В это время наши войска находились в стадии перевооружения и реорганизации.

Немцы превосходили СССР и в людских ресурсах. Гитлеровцы поставили под ружье большую часть немецкого населения. Для работы на предприятиях военной промышленности использовалось население порабощенных стран.

На неудачах начального периода войны сказались также перекосы в идеологической работе. В общественном сознании советских людей была выражена убежденность в абсолютной непобедимости Красной Армии, слабости и ограниченности врага и др.

Выдающаяся роль Советского Союза в разгроме фашизма привела к мировому признанию нашего государства, росту его международного авторитета. Так, если до войны мы имели дипломатические отношения с 26 государствами, то к концу войны – уже с 523. Теперь ни один вопрос международной политики не мог решаться без учета позиции СССР.

Перед лицом внешней агрессии советский народ многое простил большевистскому режиму и не пожалел ничего для защиты своей Родины и разгрома фашистской Германии.

Среди основных факторов экономической победы СССР в Великой Отечественной войне: высокая мобильность управления народным хозяйством и массовая эвакуация промышленных объектов; хорошая организация конверсии гражданского сектора и слаженного военного хозяйства; массовый трудовой героизм и плановая мобилизация населения на трудовой фронт; бесплатный труд работников ГУЛАГ и нормированное снабжение продовольствием; максимальное использование научно-технического потенциала для нужд обороны и помощь антигитлеровской коалиции.

Сразу после освобождения территории страна приступила к восстановлению народного хозяйства. Его успехи в годы четвертой пятилетки (1946-1950 гг.) были обусловлены рядом факторов: трудовым энтузиазмом советских людей, репарациями из Германии, перераспределением средств между социальной сферой и тяжелой промышленностью в пользу последней; бесплатным трудом военнопленных и работников ГУЛАГа; неэквивалентным обменом между городом и деревней; нормированным снабжением населения; конфискационной денежной реформой. Довоенный уровень промышленного производства в конце пятилетки был достигнут.

Основная литература

История мировой экономики, учебник для вузов, под ред. Г.Б. Поляка, А. Н. Марковой. М. ЮНИТИ-ДАНА, 1,2,3, издания, 1999,2006,2008.

История мировой экономики, хозяйственные реформы, 1920-1990 гг. учебное пособие, под ред. А.Н. Марковой, М. ЮНИТИ-ДАНА, 1,2 издания, 1995, 1998.

История народного хозяйства: словарь-справочник, М. ВЗФЭИ, 1995

Хозяйственные реформы в России (IX-XX вв.), учебное пособие, под ред. А.Н. Романова, А.Н. Марковой, М. Экономическое образование, 1993

Компьютерная программа (КОПР) по истории экономики, ВЗФЭИ

Тесты по курсу «История экономики» в системах Stellus и Lan

Дополнительная литература

Арнольд Ф. Предпосылки одного преобразования – «Экономическое чудо», Л. Эрхард, Диалог, 1991, №18.

Березин И.С. Краткая история экономического развития, М. 1998.

Бжезинский З. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы, М. Международные отношения, 2008.

Галкин А.А. и др. Германский фашизм, М. Наука, 1989.

Гусейнов Р. История экономика России, М. 1999.

Дементьев В., Олевская Е. «План маржинализма»: взгляд из России, МЭиМО, 1993, №8.

История народного хозяйства капиталистических стран (до второй Мировой войны) под ред. А.Н. Марковой, М. ВЗФЭИ, 1991

Липатов А. Европейская цивилизация как дифференцированная целостность, МЭиМО, 2007, №6

Конотопов М.В., Сметанин С.И., История экономики, М. 1999

Королькова Е.И. «Новый курс» Ф. Рузвельта: эффективная политика восстановления экономики, М. РАН, институт экономики, 1992

Неровня Т.Н. История экономики в вопросах и ответах, Ростов н/Д. 1999

Островская Е. Трансформация социально-экономической модели Франции, МЭиМО, 2007, №4

Погорельская С. Немецкое общество в процессе реформ, МЭиМО, 2007, №7.

Розенберг Н., Бердцелл Л. Как Запад стал богатым, Новосибирск, 1995.

Тараканов Г. Мировой опыт ускорения экономического роста: ключевые факторы, МЭиМО, 2008, №2

Тауш А. Европейский Союз – «град на Холме» и Лиссабонская стратегия, МЭиМО, 2007, №3

Широпов Г.К. Парадоксы эволюции капитализма, М. 1998

По этой теме на экзаменационную сессию вынесены вопросы:

1. Социально-экономические причины и последствия Второй мировой войны. План Дж. Маршалла.

2. Национальные программы возрождения экономики после Второй мировой войны (страны Европы и Япония).

3. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны. Восстановление народного хозяйства.

Лекция 6. На тему: «Особенности экономического развития зарубежных стран во второй половине XX – начале XXI вв.

План

1. Третья научно-техническая революция и переход к постиндустриальному обществу.

2. Хозяйственное развитие освободившихся стран.

3. История экономического развития зарубежных государств с нерыночной экономикой.

1.Третья научно-техническая революция и переход к постиндустриальному обществу

Во второй половине XX в. мир вступил в новый этап научно-технического прогресса, который сопряжен с качественно новыми изменениями не только в сфере материального производства и услуг, но и в умственном труде. Основными характеристиками Третьей НТР стали:

- превращение науки в непосредственно производительную силу;

- ускорение темпов применения и удорожание новых технологий;

- зарождение информационной революции;

- переход к ресурсо- и трудосберегающим, экологически чистым, наукоемким производствам и технологиям;

- глубокая структурная перестройка хозяйства;

- изменения в структуре занятости и качественных характеристиках рабочей силы и др.

Одним из важнейших стимулов ускоренного развития научно-технического прогресса и внедрения его достижений в производство стало стремление обеспечить устойчивый рост прибыльности производства в новых послевоенных условиях международной и внутренней конкуренции.

Третья НТР прошла через два главных этапа. На первом этапе – середине 40-х – 60-е гг. XX в. получили развитие: телевидение, были созданы транзисторы, компьютеры, радар, ракеты, атомная бомба, синтетические волокна, пенициллин, водородная бомба, искусственные спутники Земли, реактивный пассажирский самолет, ядерный реактор, станки с числовым программным управлением, лазеры, интегральные схемы, спутники связи и др.

Со вторым этапом – 70-х гг. и по настоящее время связаны микропроцессы, робототехника, биотехнология, интегральные схемы, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез и др.

Границами между этими этапами считают создание и внедрение в народное хозяйство ЭВМ четвертого поколения, на основе которых была завершена комплексная автоматизация и начат переход к новому технологическому состоянию всех отраслей экономики.

Третья НТР обеспечила переход к постиндустриальному обществу, где главными стали наука, информатика, сфера услуг, оказала существенное влияние на все сферы жизнедеятельности. В структуре экономики все большее место отводится наукоемким отраслям. Организацию производства совершенствуют энерго-ресурсо и трудосберегающие технологии. Существенные изменения затронули и социальную структуру общества, Общественное положение промышленных рабочих все более сближается с показателями жизни служащих и специалистов. Сокращается количество занятых в традиционных отраслях с высокой тяжестью труда и увеличивается доля занятых в отраслях научно-технического прогресса.

Третья НТР вызвала ускорение процесса вовлечения стран в международное разделение труда и обмена продукцией и информацией, что послужило основой для возникновения во второй половине XX в. интернализации экономики, на основе процесса интеграции. Появляются многоотраслевые комплексы, действующие на принципах специализации и кооперации производства на мировом уровне (ТНК и МНК), ставшие ныне главной движущей силой мирохозяйственных связей.

Наиболее развитой формой международной интеграции стал Европейский Союз. Начав с шести стран-участниц, «Общий рынок» в 1958 г. поставил задачей ликвидировать барьеры на пути движения капиталов, рабочей силы и товаров. С 1993 г. Европейское экономическое сообщество стало называться Европейским Союзом. Ныне в него вошли 27 европейских государств. За сравнительно короткий исторический срок Европейский Союз сформировал единое экономическое пространство. Введена единая денежная единица – евро. Теперь ЕС – один из главных центров мирового хозяйства. На его долю приходится 1/3 мирового товарооборота стран с рыночной экономикой. Европейский Союз превзошел показатели США по объему промышленного производства и располагает половиной мировых валютных резервов.

Интеграция, как ведущая тенденция мирового развития, сопровождается острой конкурентной борьбой между тремя главными центрами мирового хозяйства (США – Япония – Европейский Союз).

В конкурентной борьбе за рынки и сферы влияния каждый из трех основных центров опирается на свои специфические преимущества.

Так, США располагают мощнейшим производственным и научно-техническим потенциалом, емким внутренним рынком, многими природными ресурсами, занимают весьма удобное геополитическое пространство, имеют огромные зарубежные капиталовложения. Особую роль играют мощные американские ТНК, на базе которых действует «вторая экономика» за пределами страны.

Япония, не имея в активе большинства факторов своих конкурентов, делает упор на эффективное применение передовой технологии, на рациональное использование импортируемых ресурсов, концентрацию научно-технических сил в сфере наукоемких производств, рост производительности труда, снижение издержек, дизайн и др.

Европейский Союз наиболее широко использует развитые внутри- материковые связи, тесное сочетание взаимодополняющих структур, лидирующее положение в сфере интернационализации производства и капитала.

В последнее время налицо все предпосылки к превращению традиционного для второй половины XX в. треугольника мировой конкуренции в многоугольник за счет юго-восточных азиатских «тигров» - новых индустриальных стран.

2. Хозяйственное развитие освободившихся стран.

Сложившаяся в ходе Великих географических открытий колониальная система, просуществовав несколько столетий, к концу XIX – началу XX вв. занимала две трети территории Земли, на которой проживали две трети населения планеты. Однако XX в. стал периодом ее окончательного распада. На территории бывших английских, французских, португальских, бельгийских и голландских заморских владений образовались независимые, освободившиеся государства. Их более 120.

Принимая во внимание уровень социально-экономического развития, степень обеспеченности ресурсами, место и роль в международном разделении труда, показатели валового внутреннего продукта в обще- мировом объеме, все освободившиеся, развивающиеся страны условно можно подразделить на три группы.

По классификации ООН к первой группе относятся новые индустриальные (Аргентина, Бразилия, Мексика, Южная Корея, Тайвань, Сингапур) и страны экспортеры нефти – (ОПЕК-Алжир, Эквадор, Габон, Венесуэла, Индонезия, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты). В этих странах все большие масштабы принял процесс импортозаменяющей индустриализации и создания новых отраслей (металлургической, нефтеперерабатывающей, энергетической, химической). Важным фактором промышленного производства стала усилившаяся роль государства в экономике, особенно в создании новых производств, предприятий тяжелой промышленности. Причинами определенного экономического роста этих стран стали выгодное географическое положение и наличие дешевой рабочей силы. Крупные вложения на развитие производственной инфраструктуры, аграрного сектора, просвещения и здравоохранения были сделаны США, Японией, ФРГ.

Усилившиеся структурные сдвиги в экономике этих стран за последние десятилетия постепенно сближают их с передовыми промышленно развитыми государствами, что расширяет экономическую пропасть между ними и основным массивом развивающихся стран.

Вторую группу освободившихся стран составляют более 30 государств Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Иран, Сирия, Ирак, Ливан и др.). «Самая прекрасная жемчужина в короне английских королей» - Индия получила независимость в 1948 г., а в 1950 г. она стала республикой. Страна взяла курс на создание смешанной экономики, где при сохранении частного сектора важная роль отводилась государственному сектору и планированию. Проводимая «зеленая революция» в аграрном секторе позволила в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Подлинным символом успеха страны стал запуск в 1980 г. искусственного спутника. Особое внимание уделено созданию собственного сектора в базовых отраслях, развитого частного предпринимательства, привлечению иностранного капитала транснациональных корпораций в прогрессивных отраслях производства. Определенные успехи в экономическом развитии имеют и другие развивающиеся страны, входящие в эту группу. Однако реализация достаточных возможностей экономического роста осложняется из-за острых структурных диспропорций.

Третью группу, включающую около сорока освободившихся стран Тропической Африки и Центральной Америки (Ангола, Мозамбик, Гвинея Бисау и др.), составляют наименее развитые страны, где порог грамотности населения менее 20%, доля обрабатывающей промышленности – менее 10%. В них сохраняется многоукладность экономики при преобладании мелкотоварного уклада. Большая часть населения сосредоточена в традиционном сельскохозяйственном секторе, часто монокультурного характера, или сырьевом. За период самостоятельного развития экономическая зависимость многих африканских государств от развитых капиталистических стран не сократилась, а возросла и приобрела неоколониальный характер.

За последние десятилетия значительно выросла международная задолженность развивающихся стран. При осуществлении различных методов частичного списания долга, увеличения платежей по его погашению рост внешнего долга несколько замедлился, однако для большинства стран он остается острейшей проблемой.

Сравнительно новым явлением во взаимном экономическом сотрудничестве развивающихся стран стало развитие интеграционных процессов, которые осуществляются прежде всего на региональной основе. Так, в Латинской Америке – Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, преобразованная в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции; Латиноамериканская экономическая система, Общий рынок стран Юга Америки и др. Все большее внимание уделяется поэтапному созданию Африканского экономического сообщества. Создан целый ряд интеграционных соглашений и организаций в странах арабского региона (Лига арабских стран, Арабский валютный фонд и др.) В Юго-Восточной Азии успешно действует интеграционная группировка АСЕАН, члены которой постепенно переходят от преимущественного экспорта сырья к экспорту производственных изделий, в том числе в Японию и США.

Несмотря на существующие трудности в организации и работе интеграционных союзов и объединений, за ними будущее. Они способствуют не только ликвидации экономической отсталости и военных конфликтов, но и создают противовес чрезмерному иностранному влиянию развитых стран в регионах.

3. История экономического развития зарубежных стран с нерыночной экономикой.

Решающим фактором мирового процесса в послевоенное время стало формирование двух мировых систем: капиталистической и социалистической. Пятнадцать государств Европы, Азии и Америки во главе с Советским Союзом провозгласили курс на социализм. Эти страны, используя опыт строительства социализма в СССР, прошли ряд этапов социально-экономического развития, опираясь на свою историческую специфику.

Так, на первом этапе – 1945-1949 гг. в этих странах (Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, Китай) произошли изменения в политических режимах. Одновременно с восстановлением пострадавшего от войны хозяйства началась перестройка экономической структуры при активном политическом и материальном содействии СССР. Была проведена национализация промышленности, транспорта, банковского дела и др. при частичной или полной компенсации. Аграрные реформы создавали условия для развития фермерского хозяйства.

Для содействия организации планомерного экономического и культурного сотрудничества в 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Второй этап – 1950-1960 гг. включал при всесторонней помощи СССР индустриализацию и кооперирование крестьянства при ограничении размеров и прав частного землевладения и наделении землей малоземельных, выполнялись пятилетние планы развития народного хозяйства.

На начальном этапе деятельность СЭВ была сосредоточена главным образом на развитии товарообмена, координации и развитии внешней торговли, на предоставлении научно-технической документации и информации. В середине этого периода несколько усложнились и расширились формы сотрудничества за счет специализации и кооперирования производства, согласования народнохозяйственных планов и создания совместных научных центров и хозяйственных организаций.

На третьем этапе – 1960-1970 гг. с исчерпанием ресурсов экстенсивного роста стали заметны недостатки созданной в социалистических странах системы хозяйствования. Это выразилось в падении темпов роста промышленности и национального дохода и требовало проведения хозяйственных реформ. Однако эти реформы были свернуты, что объяснялось не только политическим давлением, но и обострением социальных противоречий, вызванных сложностями перехода на коммерческие принципы хозяйствования. В частности, попытка руководства Чехословакии осуществлять курс на постепенную либерализацию и демократизацию в 1968 г. была прервана вводом в Прагу войск стран Варшавского договора.

Внутри СЭВ начали проявляться противоречия, в частности, невосприимчивость к достижениям нового этапа НТР и пр. Для преодоления складывавшихся проблем с начала 70-х годов начинают приниматься комплексные долгосрочные целевые программы экономического сотрудничества в разных сферах хозяйства.

Во второй половине 80-х-90-е годы падение темпов роста экономики, отставание наукоемких производств, перекосы в финансовой сфере, рост внешней задолженности, сравнительно низкий жизненный уровень населения и пр. привели к нестабильности политических систем, обострению национальных противоречий, признанию необходимости глубоких социально-экономических преобразований. Попытки решить хозяйственные проблемы путем модернизации административной системы хозяйствования, не прибегая к радикальным переменам, и противоречия внутри СЭВ не дали положительных результатов. И после «бархатных, нежных» революций восточноевропейские страны отказались от дальнейшего социалистического пути развития, провели преобразования в политической и социально-экономической сферах с целью вхождения в мировое рыночное хозяйство.

При естественной специфике этих преобразований общими принципами реформ стали: приватизация и демонополизация, формирование экономики открытого типа и достижение финансовой стабильности. Для реализации поставленных задач требовались довольно жесткие меры: либерализация цен и ограничение доходов населения и предприятий, сокращение кредита и повышение ставки процента, уменьшение накладных расходов и др. Летом 1991 г. официально перестал существовать СЭВ, так как попытки наладить эффективное международное социалистическое разделение труда в странах с плановой экономикой оказались неудачными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: