Сущность и типология государств

Понятие «государство» тесно связано с понятием «политика». Если политика — это управление обществом, регуляция отношений в нем с помощью законов и норм, включающих насилие, то государство — аппарат для осуществления политики.

Государство появляется в человеческой истории одновременно с появлением политики и права. В догосударственном, племенном обществе регуляция социальных отношений строится на родовой традиции, авторитете вождя и старейшин, а также на физико-биологических, естественных регуляторах: пол, физическая сила, охотничьи навыки, воинское мастерство и т. д. Эти регуляторы хорошо выполняют свои функции в условиях, когда члены племени достаточно знают друг друга, когда между ними нет больших имущественных различий и когда они все вместе подчиняются воле вождя.

В процессе имущественного расслоения, расширения территории и населения племени (путем завоевания или мирного объединения племен), естественных и традиционных, родоплеменных регуляторов становится недостаточно. Вождь уже не в силах разрешать все более усложняющиеся имущественные вопросы. Появляются судебные органы и судьи, писаные законы и исполнители этих законов — бывшие дружинники, выполняющие полицейские функций.

Вождь, оставив за собой верховную власть, передает военные функции своим бывшим дружинникам. Появляются профессиональные военачальники. Все более усложняются и профессионализируются жреческие обязанности. Каждая «ветвь власти» исполняет свои обязанности при помощи специально подготовленных людей-чиновников. Наконец, люди, профессионально занимающиеся управлением обществом, требуют содержать себя. Появляется общественный бюджет, жалование, и еще один специальный аппарат для сбора налогов и содержания казны[35].

Таким образом, государство как специальный, профессиональный аппарат управления обществом появляется в ходе исторического развития из догосударственных форм. Важными признаками государства являются:

— профессиональный аппарат (чиновники, получающие жалованье);

— право (система разработанных и прописанных законов);

— политика, т. е. управление не только с помощью традиций и личного авторитета, но и права и закрепленного правом насилия;

— социальная дифференциация общества, т. е. имущественные и профессиональные различия, ибо общество без социальной дифференциации управляется с помощью догосударственных форм;

— институционализация власти.

Государство, как отмечает известный французский политолог М. Дюверже, отличается от догосударственных форм управления тем, что его власть не сакрализована (не обожествлена, не таинственна) и безличностна (т. к. государственные должности могут занимать различные люди).

Политологи по-разному интерпретируют сущность государства, подчеркивая один или несколько его признаков.

Например, марксисты гипертрофируют роль насилия, принуждения, а также классовое неравенство в государстве; политологи либеральной ориентации больше говорят о государстве как органе примирения, регулирования классовых различий, органе, оказывающем интегрирующее воздействие на общество и обеспечивающем решение общенациональных интересов.

В то же время марксистские ученые социалистическое государство наделили функциями прямого и непосредственного управления всеми общественными процессами, в то время как либералы, не доверяющие поначалу государству более чем роль «ночного сторожа», теперь признают за ним опосредованные через рынок, право, мораль, идеологию определенные регулятивные функций.

Современные, политологи понимают под государством и аппарат управления, и организованную власть, и насилие (обычно не классовое, а индивидуальное), и нормативную структуру, определяющую поведение людей (право).

Характерными чертами современного государства в отличие от абсолютистских монархических государств прошлой исторической эпохи считаются:

— разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;

— отделение церкви от государства;

— суверенность;

— обособление личной жизни граждан и государственной деятельности;

— количественный рост чиновников, бюрократизация государства.

Государство — центральный субъект политической системы, основной институт политической организации общества. От прочих политических институтов, он отличается тем, что в его составе имеются институты управления обществом.

Исключительными правами (прерогативами) государства являются:

— право на принуждение людей;

— осуществление внутренней и внешней политики; объявление и ведение войны;

— право издания законов;

— право взимания налогов и формирования бюджета.

Государство — сложное формирование. Оно состоит из многих элементов. Типичными элементами современного государства являются следующие:

1. Представительная (законодательная) власть. В разных странах она называется по-разному: парламент, конгресс, кортесы. Законодательные учреждения бывают одно- и двухпалатные. Двухпалатное федеральное собрание России учитывает как интересы всей нации в целом (Государственная Дума), так и интересы областей и республик (Совет Федерации).

2. Исполнительная власть. Обычно реализуется в таких субъектах власти, как Президент, Премьер-министр, Совет Министров.

3. Судебная власть. Высшие учреждения судебной власти — Конституционный Суд и Верховный Суд. В США эти инстанции совмещены в Верховном Суде.

4. Надзорно-контрольные органы. Эти учреждения осуществляют надзор и контроль за взиманием налогов и исполнением бюджета, за функционированием всей государственной машины.

5. Органы охраны общественного порядка. Полиция. В России привилось название «милиция», которое происходит от латинского слова «miles» — воин и буквально означает «ополчение». В Западной Европе милиция означает — добровольная, некадровая, территориальная армия.

6. Пенитенциарная (наказательно-исправительная) система. Это тюрьмы, исправительно-трудовые лагеря, институт ссылки, условного наказания и т. д.

7. Органы национальной безопасности. Например, Совет национальной безопасности (в США, России) и его исполнительные структуры.

8. Вооруженные силы.

Все эти учреждения и органы реализуют функции государства, которые можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

— обеспечение суверенитета (верховной власти), территориальной целостности страны и единства нации, с точки зрения внутренней угрозы;

— охрана общественного порядка;

— гарантия прав и свобод граждан;

— регулирование экономической деятельности;

— гармонизация социальных отношений;

— социальная защита малоимущих граждан.

Внешние функции государства состоят в следующем:

— обеспечение суверенитета, независимости и территориальной. целостности страны, с точки зрения внешней угрозы;

— осуществление взаимоотношений с другими странами мира;

— представление страны в международных организациях.

Эти функции осуществляются в различных формах правления. Мы помним деление Платона и Аристотеля по форме правления государств на 6 групп. Современные политологипо источнику и организациивласти выделяют две формы правления — монархию и республику. Иногда говорят о промежуточной форме — конституционной монархии.

Республиканская форма правления тоже имеет две разновидности — парламентскую и президентскую республики (см. табл. 9). По государственно-территориальному устройству государства различаются на три типа.

1. Унитарное (единое) государство. В таком государстве вся власть сосредоточена в центре. В административных территориальных образованиях (губернии, провинции, области) решаются лишь некоторые вопросы местной жизни.

2. Федеративное государство. Это союз относительно самостоятельных штатов (США), земель (ФРГ), провинций (Канада) с общей внешней политикой, армией, госаппаратом, допускающий внутренние различия. Суверенитет принадлежит центру.

3. Конфедеративное государство. Конфедерация — союз независимых государств, договаривающихся о совместной, внешней, военной или о каких-либо аспектах внутренней политики. Суверенитет в этом случае остается за каждой страной. Примером конфедерации может служить СНГ или Европейский союз.

Таблица 9. Формы правления.

Форма правления Источник власти Организация власти
Абсолютная монархия Монарх Единоличное правление
Конституционная монархия Народ 1. Монарх царствует, но не правит; 2. Представительные органы правления; 3. Исполнительная власть
Парламентская республика Народ 1. Представительные органы правления; 2. Исполнительная власть.
Президентская республика Народ 1. Президент — глава государства; 2. Представительная власть; 3. Исполнительная власть (президент)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: