Понятие «государство» тесно связано с понятием «политика». Если политика — это управление обществом, регуляция отношений в нем с помощью законов и норм, включающих насилие, то государство — аппарат для осуществления политики.
Государство появляется в человеческой истории одновременно с появлением политики и права. В догосударственном, племенном обществе регуляция социальных отношений строится на родовой традиции, авторитете вождя и старейшин, а также на физико-биологических, естественных регуляторах: пол, физическая сила, охотничьи навыки, воинское мастерство и т. д. Эти регуляторы хорошо выполняют свои функции в условиях, когда члены племени достаточно знают друг друга, когда между ними нет больших имущественных различий и когда они все вместе подчиняются воле вождя.
В процессе имущественного расслоения, расширения территории и населения племени (путем завоевания или мирного объединения племен), естественных и традиционных, родоплеменных регуляторов становится недостаточно. Вождь уже не в силах разрешать все более усложняющиеся имущественные вопросы. Появляются судебные органы и судьи, писаные законы и исполнители этих законов — бывшие дружинники, выполняющие полицейские функций.
|
|
Вождь, оставив за собой верховную власть, передает военные функции своим бывшим дружинникам. Появляются профессиональные военачальники. Все более усложняются и профессионализируются жреческие обязанности. Каждая «ветвь власти» исполняет свои обязанности при помощи специально подготовленных людей-чиновников. Наконец, люди, профессионально занимающиеся управлением обществом, требуют содержать себя. Появляется общественный бюджет, жалование, и еще один специальный аппарат для сбора налогов и содержания казны[35].
Таким образом, государство как специальный, профессиональный аппарат управления обществом появляется в ходе исторического развития из догосударственных форм. Важными признаками государства являются:
— профессиональный аппарат (чиновники, получающие жалованье);
— право (система разработанных и прописанных законов);
— политика, т. е. управление не только с помощью традиций и личного авторитета, но и права и закрепленного правом насилия;
— социальная дифференциация общества, т. е. имущественные и профессиональные различия, ибо общество без социальной дифференциации управляется с помощью догосударственных форм;
— институционализация власти.
Государство, как отмечает известный французский политолог М. Дюверже, отличается от догосударственных форм управления тем, что его власть не сакрализована (не обожествлена, не таинственна) и безличностна (т. к. государственные должности могут занимать различные люди).
|
|
Политологи по-разному интерпретируют сущность государства, подчеркивая один или несколько его признаков.
Например, марксисты гипертрофируют роль насилия, принуждения, а также классовое неравенство в государстве; политологи либеральной ориентации больше говорят о государстве как органе примирения, регулирования классовых различий, органе, оказывающем интегрирующее воздействие на общество и обеспечивающем решение общенациональных интересов.
В то же время марксистские ученые социалистическое государство наделили функциями прямого и непосредственного управления всеми общественными процессами, в то время как либералы, не доверяющие поначалу государству более чем роль «ночного сторожа», теперь признают за ним опосредованные через рынок, право, мораль, идеологию определенные регулятивные функций.
Современные, политологи понимают под государством и аппарат управления, и организованную власть, и насилие (обычно не классовое, а индивидуальное), и нормативную структуру, определяющую поведение людей (право).
Характерными чертами современного государства в отличие от абсолютистских монархических государств прошлой исторической эпохи считаются:
— разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;
— отделение церкви от государства;
— суверенность;
— обособление личной жизни граждан и государственной деятельности;
— количественный рост чиновников, бюрократизация государства.
Государство — центральный субъект политической системы, основной институт политической организации общества. От прочих политических институтов, он отличается тем, что в его составе имеются институты управления обществом.
Исключительными правами (прерогативами) государства являются:
— право на принуждение людей;
— осуществление внутренней и внешней политики; объявление и ведение войны;
— право издания законов;
— право взимания налогов и формирования бюджета.
Государство — сложное формирование. Оно состоит из многих элементов. Типичными элементами современного государства являются следующие:
1. Представительная (законодательная) власть. В разных странах она называется по-разному: парламент, конгресс, кортесы. Законодательные учреждения бывают одно- и двухпалатные. Двухпалатное федеральное собрание России учитывает как интересы всей нации в целом (Государственная Дума), так и интересы областей и республик (Совет Федерации).
2. Исполнительная власть. Обычно реализуется в таких субъектах власти, как Президент, Премьер-министр, Совет Министров.
3. Судебная власть. Высшие учреждения судебной власти — Конституционный Суд и Верховный Суд. В США эти инстанции совмещены в Верховном Суде.
4. Надзорно-контрольные органы. Эти учреждения осуществляют надзор и контроль за взиманием налогов и исполнением бюджета, за функционированием всей государственной машины.
5. Органы охраны общественного порядка. Полиция. В России привилось название «милиция», которое происходит от латинского слова «miles» — воин и буквально означает «ополчение». В Западной Европе милиция означает — добровольная, некадровая, территориальная армия.
6. Пенитенциарная (наказательно-исправительная) система. Это тюрьмы, исправительно-трудовые лагеря, институт ссылки, условного наказания и т. д.
7. Органы национальной безопасности. Например, Совет национальной безопасности (в США, России) и его исполнительные структуры.
8. Вооруженные силы.
Все эти учреждения и органы реализуют функции государства, которые можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:
— обеспечение суверенитета (верховной власти), территориальной целостности страны и единства нации, с точки зрения внутренней угрозы;
|
|
— охрана общественного порядка;
— гарантия прав и свобод граждан;
— регулирование экономической деятельности;
— гармонизация социальных отношений;
— социальная защита малоимущих граждан.
Внешние функции государства состоят в следующем:
— обеспечение суверенитета, независимости и территориальной. целостности страны, с точки зрения внешней угрозы;
— осуществление взаимоотношений с другими странами мира;
— представление страны в международных организациях.
Эти функции осуществляются в различных формах правления. Мы помним деление Платона и Аристотеля по форме правления государств на 6 групп. Современные политологипо источнику и организациивласти выделяют две формы правления — монархию и республику. Иногда говорят о промежуточной форме — конституционной монархии.
Республиканская форма правления тоже имеет две разновидности — парламентскую и президентскую республики (см. табл. 9). По государственно-территориальному устройству государства различаются на три типа.
1. Унитарное (единое) государство. В таком государстве вся власть сосредоточена в центре. В административных территориальных образованиях (губернии, провинции, области) решаются лишь некоторые вопросы местной жизни.
2. Федеративное государство. Это союз относительно самостоятельных штатов (США), земель (ФРГ), провинций (Канада) с общей внешней политикой, армией, госаппаратом, допускающий внутренние различия. Суверенитет принадлежит центру.
3. Конфедеративное государство. Конфедерация — союз независимых государств, договаривающихся о совместной, внешней, военной или о каких-либо аспектах внутренней политики. Суверенитет в этом случае остается за каждой страной. Примером конфедерации может служить СНГ или Европейский союз.
Таблица 9. Формы правления.
Форма правления | Источник власти | Организация власти |
Абсолютная монархия | Монарх | Единоличное правление |
Конституционная монархия | Народ | 1. Монарх царствует, но не правит; 2. Представительные органы правления; 3. Исполнительная власть |
Парламентская республика | Народ | 1. Представительные органы правления; 2. Исполнительная власть. |
Президентская республика | Народ | 1. Президент — глава государства; 2. Представительная власть; 3. Исполнительная власть (президент) |
|
|