ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ
ЛЕКЦИЯ 4
Важнейшей частью фондового рынка выступает сектор государственных ценных бумаг, т.е. долговых обязательств федерального правительства. Возникновение этого вида ценных бумаг связано с развитием экономических функций государства, для реализации которых была создана система государственных финансов, состоящая из двух дополняющих друг друга подсистем: бюджетной и кредитной.
Бюджет современного государства, как правило, характеризуется превышением расходов над доходами, т. е. он дефицитен. Дефицит государственного бюджета следует рассматривать в связи с особенностями развития страны на конкретном историческом этапе. Дефицит негативен, если он - следствие войн, милитаризации экономики, снижения уровня национального производства, ошибок и просчетов правительства и т.п. Дефицит может быть позитивным, если он отражает активное участие государства в экономическом росте страны. В этом случае его преодоление встречает меньше трудностей. Вместе с тем бюджет, сбалансированный по доходам и расходам, всегда свидетельствует о пропорционально развивающейся стабильной национальной экономике.
|
|
Дефицит государственного бюджета может быть покрыт (уменьшен) за счет кредитов, полученных от Центрального банка РФ. Подобные банки во всех странах принадлежат государству. Если получить кредит невозможно или он недостаточен, прибегают к денежным эмиссиям (они нежелательны, ибо ведут к инфляции) или к выпуску долговых обязательств государства. Выпуск последних во всех странах имеет тенденцию к возрастанию и ведет к образованию государственного долга.
Государственный долг - общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и невыплаченным процентам по ним. С учетом сферы размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. По срокам погашения различают государственный долг капитальный (задолженность, по которой срок платежа не наступил) и текущий (срок уплаты наступает в текущем или ближайшем бюджетном году).
В условиях централизованно-плановой экономики, основанной на безраздельном господстве общественной собственности и жестком диктате государства в экономике и политике, государственный долг перестает быть императивным, превращаясь в совокупность обязательств, подверженных манипуляциям со стороны государства. Об этом свидетельствует существовавшая в СССР до 1958 г. система ежегодных принудительных займов, не приносивших реальных доходов. Неоднократный отказ государства выполнять обязательства перед своими гражданами - свидетельство неэффективности и банкротства этой системы.
|
|
Рыночная экономика, основанная на законах, обязательных к исполнению, в частности на соблюдении имущественных обязательств, предполагает наличие оформленных в виде государственного долга долговых обязательств государства как перед юридическими, так и перед физическими лицами.
Переход России к рыночной экономике потребовал вновь вернуться к определению понятия, состава государственного внутреннего долга, принципов управления им и контроля за его состоянием, порядка его обслуживания. Все это было изложено в Законе Российской Федерации "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (1992 г.).
В Законе отмечено, что "государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации... перед юридическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации". Государственный внутренний долг обеспечивается всеми активами Российской Федерации.
Государственный внутренний долг России имеет следующие формы: 1) кредиты, полученные Правительством РФ; 2) государственные займы, т.е. эмиссии ценных бумаг от имени Правительства РФ; 3) другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ. Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и задолженности, вновь возникающей. В него включаются долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.
Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет). РФ не несет ответственности по долговым обязательствам национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ.
Управление государственным внутренним долгом РФ производится Правительством РФ на основе законодательных актов, принятых Государственной Думой и утвержденных Президентом РФ Государственная Дума при утверждении республиканского бюджета РФ устанавливает верхний предел государственного внутреннего долга и определяет политику по отношению к нему. Правительство РФ определяет порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения государственных долговых обязательств.
Обслуживание государственного долга производится Центральным банком РФ и его учреждениями (если иное не установлено Правительством РФ). Оно заключается в операциях по размещению долговых обязательств, их погашении и выплате доходов в виде процентов по ним в той или в иной форме. Все связанные с этим затраты производятся за счет средств бюджета РФ.
Состояние государственного внутреннего долга РФ контролируется Государственной Думой. Правительство обязано ежегодно не позднее мая текущего года публиковать данные о состоянии государственного долга РФ за предыдущий финансовый год.
Погашение государственного внутреннего долга происходит за счет государственного бюджета. Оно предполагает погашение займов по истечении срока погашения, а также выплату процентов (в том числе в купонной форме) и дисконтной разницы. В расходах бюджета необходимые для этого средства даются отдельной строкой.
Мировая практика погашения государством своего долга предполагает выпуск новых ценных бумаг: государство строит "финансовую пирамиду", отличающуюся от подобных же "пирамид" частных фирм тем, что она имеет более надежное обеспечение (собственность государства, налоги и другие доходы).
От обычного погашения государственного долга следует отличать его реструктуризацию, т.е. пересмотр ранее принятых финансовых обязательств государства. Этот пересмотр, как правило, является результатом соглашения государства-должника с его кредиторами и означает реальное сокращение долгового бремени. Реструктуризация долга означает не только уменьшение размеров долга, но и отсрочку всех платежей по нему. В настоящее время Россия ведет переговоры о реструктуризации как своего внутреннего, так и внешнего государственного долга.