Цель опыта: изучить влияние температуры тела на выносливость организма при недостатке кислорода.
Порядок проведения работы.
Трех мышей помещают во флаконы и плотно закрывают крышками, чтобы воздух помещения не проникал внутрь флаконов. Один флакон с мышью устанавливают в эксикатор с горячей водой (40 °С); второй обкладывают кусочками льда. Мышь в третьем флаконе служит контролем. Опыт продолжается 20 мин. Производят наблюдение за поведением и состоянием мышей, находящихся в разных условиях. Подсчитывают число дыханий до и после опыта. Делают вывод о влиянии температуры тела и окружающей среды на выносливость к недостатку кислорода.
Опыт № 2. Влияние температуры окружающей среды на энергетический обмен.
Цель опыта: показать влияние температуры окружающей среды на энергетический обмен.
Порядок проведения работы.
Крысу помещают в маленький эксикатор с двойным дном, под которым в чашке Петри находится едкий натрий для поглощения воды и углекислоты. Крыса находится в герметически закрытом эксикаторе 5 минут. В водяном манометре, соединенном с эксикатором, находится подкрашенная вода. В результате поглощения животным кислорода уровень воды в коленах изменяется. Отмечают количество делений на шкале манометра. Умножают количество делений шкалы на коэффициент прибора (см. на эксикаторе) и получают количество мл поглощенного за 5 минут кислорода. Приняв ДК за 0,9, находят по нему калорический эквивалент = 4,92 ккал. Умножив объем потребленного кислорода на средний калорический эквивалент, получают расход энергии за 5 минут. Затем опыт повторяют, предварительно за 10 минут поместив эксикатор с крысой в больший по размерам эксикатор со льдом. Определяют потребление кислорода и рассчитывают энергетический обмен. Делают вывод о влиянии охлаждения на величину энергетического обмена.