Опыт 1. Расчет канальцевой реабсорбции

Цель опыта: научиться рассчитывать относительную величину канальцевой реабсорбции воды.

Ход работы. Показатели величины клубочковой фильтрации, полученные на предыдущем занятии, используются для подсчета относительной реабсорбции (R) вещества по формуле:

F - V

R = ------------------------ * 100 = %

F

где F - скорость клубочковой фильтрации

V - объем минутного диуреза

Задачи. 1) Скорость клубочковой фильтрации равна 120 мл/мин, а объем минутного диуреза составляет 1,4 мл. Чему равна канальцевая реабсорбция воды?

2) Содержание сахара в крови составляло у человека 110 мг%, сколько сахара при этом выделяется с мочой?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

1. Осмотическое давление интерстиция почек и канальцевая реабсорбция воды.

2. Роль почек в поддержании кислотно-основного гомеостазиса.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

Решение задач из раздела “Физиология почек” сборника “Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии”, занятие № 2.

Занятие № 3.

ТЕМА: Регуляция деятельности почек. Участие почек в регуляторных процессах организма.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ(формирование компетенций):

Студент должен знать: механизмы регуляции процессов фильтрации; механизмы регуляции канальцевой реабсорбции воды и электролитов; основные факторы, влияющие на реабсорбцию воды; механизмы регуляции канальцевой секреции; состав и свойства конечной мочи; механизмы участия почек в регуляции физиологических функций организма.

Студент должен уметь: объяснить механизмы регуляции процессов мочеобразования

Студент должен владеть: методами и приемами письменного изложения учебного материала, навыками публичной речи (ОК-5), навыками уважительного отношения к студентам и преподавателю (ОК-8), основами знаний о физиологических механизмах регуляции основных процессов мочеобразования (ПК-2) и закономерностях деятельности организма (ПК-3), методами оценки параметров деятельности регуляторных систем организма (ПК-32)

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Какие механизмы поддерживают постоянство кровотока в клубочках и фильтрационное давление?

2. Какие влияния регулируют скорость клубочковой фильтрации?

3. Где находятся V1-рецепторы, что их активирует, какой при этом отмечается эффект?

4. Назовите пути регуляции канальцевой реабсорбции.

5. Какое вещество является основным регулятором реабсорбции воды в дистальных отделах нефрона?

6. Где локализуются V2-рецепторы и какой гормон осуществляет через них свое влияние?

7. Какие гормоны, кроме вазопрессина, оказывают регулирующее влияние на процессы реабсорбции воды?

8. Назовите механизмы регуляции канальцевой секреции веществ.

9. Какие эффекты вызывает симпатическая нервная система на процессы мочеобразования?

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Виды регуляции деятельности почек. Механизмы регуляции клубочковой фильтрации.

2. Регуляция канальцевой реабсорбции веществ:

а) гормоны, регулирующие реабсорбцию воды и механизм их действия;

б) регуляция канальцевой реабсорбции электролитов.

3. Регуляция канальцевой секреции.

4. Нервная регуляция деятельности почек.

5. Инкреторная функция почек. Значение эритропоэтина. Влияние ренина, кининов, простагландинов на процессы мочеобразования и величину артериального давления. Роль почек в регуляции артериального давления.

6. Метаболическая функция почек.

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:

1. Развитие механизмов регуляции функций почек в онтогенезе.

2. Реакция почек на гормоны щитовидной железы, альдостерон, вазопрессин в разном возрасте.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: