Тема: Функциональная система питания. Пищеварение и его типы. Функции ротовой полости, пищевода

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ(формирование компетенций):

Студент должен знать: значение пищеварения в полости рта; состав слюны, ее функции; регуляцию слюноотделения; определение понятия “функциональна система питания”; функцию жевания и методику ее изучения; фазы и механизмы глотания;

Студент должен уметь: объяснить методику сбора слюны для исследования у человека и животных; дать качественную и количественную характеристику отделяемой слюны в зависимости от вида раздражителя; объяснить механизмы жевания и глотания.

Студент должен владеть: методами и приемами письменного изложения учебного материала, навыками публичной речи (ОК-5), навыками уважительного отношения к студентам и преподавателю (ОК-8), основами знаний о функциональной системе питания и физиологической системе внешнего дыхания (ПК-2) и закономерностях деятельности организма (ПК-3), методами оценки параметров пищеварительной функции в ротовой полости и деятельности систем организма (ПК-32)

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Какое значение имеет ротовое пищеварение и из каких актов оно слагается?

2. Что входит в состав слюны, какова ее физиологическая роль?

3. Назовите методы получения чистой слюны у человека и животных.

4. Как осуществляется иннервация крупных слюнных желез?

5. Изменяется ли активность слюнных желез ротовой полости при введении в нее отвергаемых (несъедобных) веществ?

6.Как изменится активность околоушной железы при раздражении иннервирующих ее симпатических нервов:

а) снизится; б) обильно выделяется жидкая слюна; в) выделяется вязкая слюна;

г) деятельность железы прекратится

7. Собака зализывает свои раны. Какое это имеет значение?

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Функциональная система питания. Виды питания.

2. Функции желудочно-кишечного тракта. Типы пищеварения.

3. Основные процессы пищеварительной функции.

4. Пищеварение в полости рта. Количество, состав и свойства слюны, ее физиологическое значение. Регуляция слюноотделения. Слюноотделительные рефлексы.

5. Жевание, глотание и их регуляция.

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:

1. Особенности состава, свойств и количества слюны у детей.

2. Развитие слюноотделительных рефлексов у детей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Опыт № 1.Экскреторная роль слюнных желез. Переваривание крахмала слюной.

Цель опыта: показать значение слюны для химической обработки пищи в полости рта.

Порядок проведения работы. 1) В несколько пробирок налить по 1 мл 1% р-ра сырого крахмала, в каждую добавить по 4 капли концентрированной азотной кислоты (осторожно);

2) дайте испытуемому проглотить 0,3 г йодистого калия. Хорошо прополоскайте рот водой и собирайте слюну в пробирки через каждые 3 минуты;

3) отметьте время появления синего окрашивания крахмала в пробирке.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

1. Механизм секреции слюны.

2. Функциональные особенности пищевода.

3. Рвотный рефлекс.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Какие типы слюнных желез вам известны, когда они функционируют?

2. Дайте качественную и количественную характеристику отделяемой слюны в зависимости от вида раздражителя.

3. Собаке в ротовую полость попал песок. Будет ли при этом отделяться слюна?

4. Двум собакам в кормушки положили мясо одинакового веса, но одной – в виде кусочка, а другой – мясного порошка. Будет ли разница в количестве и качестве выделяемой у животных слюны?

5. Больному по медицинским показаниям ввели подкожно 1 мл 0,1% р-ра атропина. Изменится ли работа желез ротовой полости у пациента? В какую сторону и почему?

12. На приеме у педиатра молодая мама жалуется, что у ее 6-месячного малыша обильное слюноотделение. Раньше этого не было. Врач успокоил женщину. Что он сказал?

13. Укажите методы исследования функциональной активности околоушной железы у человека и животного:

а) метод Павлова – Глинского; б) метод Лешли – Красногорского; в) метод Тири – Вела

Из раздела “Физиология питания и пищеварения” сборника “Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии” задачи занятия 1 №№ 1-3,16-20.

Занятие № 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: