УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ(формирование компетенций):
Студент должен знать: значение пищеварения в полости рта; состав слюны, ее функции; регуляцию слюноотделения; определение понятия “функциональна система питания”; функцию жевания и методику ее изучения; фазы и механизмы глотания;
Студент должен уметь: объяснить методику сбора слюны для исследования у человека и животных; дать качественную и количественную характеристику отделяемой слюны в зависимости от вида раздражителя; объяснить механизмы жевания и глотания.
Студент должен владеть: методами и приемами письменного изложения учебного материала, навыками публичной речи (ОК-5), навыками уважительного отношения к студентам и преподавателю (ОК-8), основами знаний о функциональной системе питания и физиологической системе внешнего дыхания (ПК-2) и закономерностях деятельности организма (ПК-3), методами оценки параметров пищеварительной функции в ротовой полости и деятельности систем организма (ПК-32)
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Какое значение имеет ротовое пищеварение и из каких актов оно слагается?
2. Что входит в состав слюны, какова ее физиологическая роль?
3. Назовите методы получения чистой слюны у человека и животных.
4. Как осуществляется иннервация крупных слюнных желез?
5. Изменяется ли активность слюнных желез ротовой полости при введении в нее отвергаемых (несъедобных) веществ?
6.Как изменится активность околоушной железы при раздражении иннервирующих ее симпатических нервов:
а) снизится; б) обильно выделяется жидкая слюна; в) выделяется вязкая слюна;
г) деятельность железы прекратится
7. Собака зализывает свои раны. Какое это имеет значение?
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Функциональная система питания. Виды питания.
2. Функции желудочно-кишечного тракта. Типы пищеварения.
3. Основные процессы пищеварительной функции.
4. Пищеварение в полости рта. Количество, состав и свойства слюны, ее физиологическое значение. Регуляция слюноотделения. Слюноотделительные рефлексы.
5. Жевание, глотание и их регуляция.
ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:
1. Особенности состава, свойств и количества слюны у детей.
2. Развитие слюноотделительных рефлексов у детей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Опыт № 1.Экскреторная роль слюнных желез. Переваривание крахмала слюной.
Цель опыта: показать значение слюны для химической обработки пищи в полости рта.
Порядок проведения работы. 1) В несколько пробирок налить по 1 мл 1% р-ра сырого крахмала, в каждую добавить по 4 капли концентрированной азотной кислоты (осторожно);
2) дайте испытуемому проглотить 0,3 г йодистого калия. Хорошо прополоскайте рот водой и собирайте слюну в пробирки через каждые 3 минуты;
3) отметьте время появления синего окрашивания крахмала в пробирке.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1. Механизм секреции слюны.
2. Функциональные особенности пищевода.
3. Рвотный рефлекс.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Какие типы слюнных желез вам известны, когда они функционируют?
2. Дайте качественную и количественную характеристику отделяемой слюны в зависимости от вида раздражителя.
3. Собаке в ротовую полость попал песок. Будет ли при этом отделяться слюна?
4. Двум собакам в кормушки положили мясо одинакового веса, но одной – в виде кусочка, а другой – мясного порошка. Будет ли разница в количестве и качестве выделяемой у животных слюны?
5. Больному по медицинским показаниям ввели подкожно 1 мл 0,1% р-ра атропина. Изменится ли работа желез ротовой полости у пациента? В какую сторону и почему?
12. На приеме у педиатра молодая мама жалуется, что у ее 6-месячного малыша обильное слюноотделение. Раньше этого не было. Врач успокоил женщину. Что он сказал?
13. Укажите методы исследования функциональной активности околоушной железы у человека и животного:
а) метод Павлова – Глинского; б) метод Лешли – Красногорского; в) метод Тири – Вела
Из раздела “Физиология питания и пищеварения” сборника “Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии” задачи занятия 1 №№ 1-3,16-20.
Занятие № 2.