УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ(формирование компетенций):
Студент должен знать: - понятия о функциональной системе питания и физиологической системы пищеварения; звенья функциональной системы питания; определение понятия "пищевое поведение"; значение эмоций голода и насыщения; локализация " пищевого центра"; теории возникновения голода; виды насыщения; пути насыщения.
Студент должен уметь: объяснить термины "активный выбор пищи","избирательный аппетит"; охарактеризовать действие пептидов, регулирующих пищевое поведение; привести примеры экспериментов, доказывающих теории возникновения голода.
Студент должен владеть: методами и приемами письменного изложения учебного материала, навыками публичной речи (ОК-5), навыками уважительного отношения к студентам и преподавателю (ОК-8), основами знаний о функциональной системе пищевого поведения (ПК-2) и закономерностях приспособительной деятельности организма (ПК-3), методами оценки параметров деятельности систем организма (ПК-32)
|
|
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1.Что такое пищевое поведение?
2. Есть ли разница между "голодом " и "аппетитом"?
4. Где локализуется "центр голода"?
5. Любая ли пища удовлетворит "избирательный аппетит"?
7. Влияют ли традиции на "пищевое поведение"?
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Функциональная система питания, ее звенья.
2. Физиологические основы голода и насыщения.
3. Центр "пищевого поведения", его строение.
4. Теории возникновения голода.
5. Регуляция "пищевого поведения".
6. Значение режима питания для правильного функционирования ЖКТ.
7. Понятие о полноценном сбалансированном питании.
Профильные вопросы для педиатрического факультета
1.Значение введения раннего прикорма детей в формировании "пищевого поведения".
2. Значение гормональных и местных механизмов в формировании "пищевого поведения" в разные возрастные периоды.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Опыт N1. Наблюдение за "пищевым поведением" крысы после воздержания от соленой пищи.
Цель опыта: Показать появление" избирательного аппетита" при дефиците соли.
Порядок проведения работы. За неделю до проведения опыта часть крыс получает в качестве питья и пищи дистиллированную воду и зерно. Другие крысы имеют привычный водно-пищевой режим. На практическом занятии перед крысами обеих групп ставят поилки с дистиллированной водой и 3% р-ром поваренной соли. Студенты наблюдают за поведением крыс. Делают вывод о существовании “избирательного аппетита”.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
|
|
1. Имеются ли связи между изменением состава крови и чувством голода? Какие? Как объяснить их возникновение?
2. Объясните, почему притупляется чувство голода при тяжелой мышечной работе?
3.Что является причинами "голодной" и "сытой" моторики ЖКТ?
Из раздела “Физиология питания и пищеварения” сборника “Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии” задачи занятия 5.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ:
1. Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Б.И.Ткаченко. СПб-Архангельск, 2001.
2. Начала физиологии./ Под ред. А. Ноздрачева. – СПб, «Лань», 2001.
3. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. Перев. с англ., т.1 М., «Мир», 1986.
4. Физиология плода и детей. Под ред. Глебовского В. Д. М., Медицина, 1988.
5. Детская гастроэнтерология. Под ред. Лукьяновой Е. М., “Здоровье”, Киев, 1978.
6. Печень и регуляция межуточного обмена. Изд-во “Наукова думка”, Киев, 1978.