Тема: Физиология эндокринной системы. Функция надпочечников и половых желез.
Учебные цели занятия (формирование компетенций):
Студент должен знать: анатомо-гистологическое строение надпочечников и половых желез,
механизмы регуляции деятельности надпочечников и половых желез; роль минералокортикоидов в поддержании водно-солевого баланса; влияние глюкокортикоидов на обмен веществ; физиологические эффекты катехоламинов, роль гормонов надпочечников в формировании стрессорной реакции организма; физиологические эффекты мужских и женских половых гормонов.
Студент должен уметь: объяснить механизмы действия гормонов коркового и мозгового вещества надпочечников, а также половых гормонов.
Студент должен владеть: методами и приемами письменного изложения учебного материала, навыками публичной речи (ОК-5), навыками уважительного отношения к студентам и преподавателю (ОК-8), основами знаний о строении и функции надпочечников(ПК-2), их роли закономерностях приспособительной деятельности организма (ПК-3), методами оценки параметров деятельности эндокринных желез организма (ПК-32)
|
|
Тестовый контроль исходного уровня знаний:
- Какое строение имеют надпочечники?
- На какие зоны делится кора надпочечников?
- Из каких слоев состоит кора надпочечников?
- Где еще, помимо мозгового вещества надпочечников, встречается хромаффиная ткань?
- Какие ионы альдостерон задерживает в организме, а какие выводит?
- На какие виды обмена влияют глюкокортикоиды?
- Почему глюкокортикоиды называют адаптивными и противовоспалительными?
- Посредством каких рецепторов осуществляется адренергическая стимуляция?
- Где еще, помимо семенников, синтезируются мужские половые гормоны?
- Из каких периодов состоит женский половой цикл?
Основные вопросы темы:
1. гормоны коры надпочечников. минералокортикоиды и водно-солевой гомеостаз организма.
2. Глюкокортикоиды, их физиологическое значение и эффекты.
3. Физиологические эффекты гормонов мозгового вещества надпочечников- адреналина и норадреналина. a- и b-адренергическая регуляция функций организма.
4. Физиологические основы стресса.
5. Женские половые гормоны. Яичниковый и маточный цикл.
6. Мужские половые гормоны. Анаболические эффекты. Формирование первичных и вторичных половых признаков.
Профильные вопросы для педиатрического факультета.
1. Развитие в онтогенезе коркового и мозгового вещества надпочечников.
2. Формирование первичных и вторичных половых признаков.