Цель опыта: продемонстрировать действие условного тормоза.
Порядок проведения опыта: условный сигнал подкрепляется свистком. Сочетание похлопывания испытуемого по плечу со звуком свистка не подкрепляется. Похлопывание по плечу является условным тормозом и в сочетании с условным раздражителем тормозит условный рефлекс.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Физиологические представления о механизмах сновидений
2. Физиологические основы гипнотических состояний.
3. Значение синхронизирующих стртуктур заднего мозга и ствола в формировании сна.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
Тестовые задания из занятия 1 №№ 42-53 и №№ 54-109 из занятия 2 по разделу «Физиология высшей нервной и целенаправленной деятельности» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии»
Занятие № 3.
ТЕМА: Физиологические основы психических функций человека. ТИПЫ ВНД. Свойства личности.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ (формирование компетенций):
Студент должен знать: понятие о I и II сигнальных системах, формы отражения мозгом окружающей действительности; понятие о мышлении, этапы формирования мышления, нейрофизиологические основы мышления, функциональную асимметрию мозга в связи с механизмами мышления; нейрофизиологические основы речи, функциональную асимметрию мозга в связи с механизмами речи; понятие об эмоциях, функции эмоций, основные эмоции, структурное обеспечение эмоций; понятие о сознании, подсознании, самосознании, сверхсознании, их соотношение, роль в формировании поведения; типы ВНД по И.П.Павлову, основные свойства личности
|
|
Студент должен уметь: объяснить соотношение между инстинктами, потребностно-мотивационной сферой человека и процессами сознания, подсознания и сверхсознания, сформулировать различия в понятиях сознание и мышление, объяснить значение индивидуальных свойств психики и понятие личности.
Студент должен владеть: методами и приемами письменного изложения учебного материала, навыками публичной речи (ОК-5), навыками уважительного отношения к студентам и преподавателю (ОК-8), основами знаний о сознании и мышлении, индивидуальных характеристиках психической деятельности для понимания механизмов саморегуляции гомеостазиса и формирования приспособительного поведения (ПК-2), теоретическими знаниями о различных свойствах личности, играющих роль в совершенствовании профессиональной деятельности (ПК-3), методами выявления типов ВНД и типов личности (ПК-32)
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1) Что такое I сигнальная система?
2) Что такое II сигнальная система?
|
|
3) Дайте определение понятию “мышление”;
4) Что такое речь?
5) Назовите виды речи;
6) Перечислите основные функции речи;
7) Что такое эмоции?
8) Назовите основные виды эмоций;
9) Перечислите основные функции эмоций;
10) Дайте определение понятию “потребность”;
11) Назовите основные виды потребностей человека?
12) Что такое сознание?
13) Свойства ЦНС лежащие в основе деления людей по типам ВНД
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Формы отражения мозгом окружающей действительности. I и II сигнальные системы (по И. П. Павлову).
2.Мышление и речь. Формы, типы и функции речи. Функциональная асимметрия коры больших полушарий, связанная с процессами мышления и речи.
3.Эмоции, их роль в осуществлении психических функций. Структурное обеспечение эмоций.
4.Понятие о подсознании, сознании, самосознании, сверхсознании. Представление о нервном субстрате сознания. Роль сознания в формировании поведения человека.
5) Типы высшей нервной деятельности по И.П.Павлову, их характеристика. Экспериментальные неврозы. Значение учения И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах для клиники.
6) Современные представления о типах психической деятельности.
7) Личность и ее свойства. Типы личности.
ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:
1.Развитие речи в онтогенезе человека.
2. Особенности эмоциональных реакций в детском возрасте.
3. Врожденные и приобретенные свойства личности, их формирование в онтогенезе
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: